Равные возможности в области занятости

Статья 119 Римского договора требует равной оплаты за равный труд для мужчин и женщин, и это требование в принципе является обяза­тельным для всех стран — членов ЕС. Совет министров ЕС указыва­ет также на необходимость предоставления мужчинам и женщинам равных прав на пенсионное обеспечение и льготы по социальному обеспечению. В интерпретации Европейского суда это требование означает необходимость установления одинакового возраста выхода на пенсию для работников обоего пола. Статья 119 распространяется на заработную плату, дополнительные льготы, натуральную оплату (товарами и услугами), доступ к разным схемам пенсионного обеспе­чения и т.д. Под равной работой подразумевается работа эквивалент­ной ценности (а не просто работники, занятые выполнением иден­тичных должностных обязанностей), а также равное бремя возло­женной на работников обоего пола ответственности, чтобы показать, что возможное расхождение в уровне оплаты труда мужчин и жен­щин не объясняется дискриминацией по признаку пола.

Законодательство, предусматривающее равные возможности в области занятости, существует во всех странах ЕС. В Бельгии, на­пример, жертва несправедливой дискриминации по признаку пола или расы может требовать в суде по трудовым спорам компенсацию (вплоть до шестимесячной оплаты труда или в размере фактически понесенного от этого ущерба). В виде наказаний виновным в дис­криминации предусматривается целый ряд мер — от небольшого штрафа до тюремного заключения на срок до одного месяца. Во Франции также предусматриваются наказания за дискриминацию по признаку пола. Французские компании, имеющие численность персонала более 50 человек, в обязательном порядке должны еже­годно представлять представителям профсоюзов и инспекций по труду отчет о степени равенства работников обоих полов предпри­ятия. В Германии претенденты на вакантное место, чьи кандидату­ры были отвергнуты на основании половой принадлежности, могут требовать оплаты работы, которую они могли бы выполнять будучи отобранными, за четырехмесячный период. Германское трудовое законодательство в этой области распространяется также на вопро­сы внутреннего продвижения персонала в пределах компании.

В Греции жертвы несправедливой дискриминации по признаку пола могут требовать удовлетворения в гражданском суде, хотя штра­фы небольшого размера могут также налагаться непосредственно Министерством труда. В Ирландии в аналогичных случаях можно требовать компенсацию в размере заработной платы за период 104 не­дели, а суды могут наложить штраф из расчета на каждый день все­го периода, когда несправедливая дискриминация имела место.

26. Практика управления человеческими ресурсами в разных странах537

В Дании, Греции и Бельгии предусматривается существенное раз­личие в правах служащих и инженерно-технических работников, рабо­тающих на условиях твердого оклада, по сравнению с работниками физического труда. Например, согласно Закону о договоре найма, принятому в Бельгии в 1978 г., принадлежность работника к «белым» или «голубым воротничкам» влияет на (а) продолжительность испыта­тельного срока и срока обязательного уведомления о предстоящем увольнении и (б) срока начала действия уведомления об отставке (так, представителей «белых воротничков» работодатель обязан уведомить о предстоящем увольнении за месяц, а для «голубых воротничков» увольнение происходит в ближайший после получения уведомления понедельник). В Дании также имеется различие в законодательных положениях для разных категорий работников, в том числе опреде­ляющих оплату по болезни и продолжительность срока уведомления об увольнении. В Греции «голубые воротнички» по закону не имеют права на обучение для выполнения канцелярской работы.

Кодекс практики ЕС 1992 г. по предотвращению сексуальных домогательств на работе

Кодекс представляет собой широкий набор рекомендаций, сове­тующих работодателю официально фиксировать случаи сексуальных домогательств, установить в компании процедуру рассмотрения со­ответствующих жалоб и довести ее до сведения работников. К тем, кто неоднократно был замечен в сексуальных домогательствах, ре­комендуется применять внутренние меры дисциплинарного харак­тера и предусмотренные на этот случай санкции. Однако не требу­ется обязательного введения законодательства против сексуальных домогательств, хотя в ряде стран они приняты.

Расовая дискриминация

Десять стран ЕС ввели законы, запрещающие расовую дискримина­цию при приеме на работу (Великобритания, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция). Финляндия и Испания ограничивают защиту от расовой дискриминации тем, кто уже работает, в то время как в Ирландии она распространяется только на увольнения. В других странах анти­дискриминационное законодательство распространяется на процесс найма персонала, а также на взаимоотношения на работе. Понятие «раса» может относиться в данном контексте к этническому проис­хождению, национальности работника или к цвету его кожи. В шес­ти из девяти стран ЕС антидискриминационные положения имеются в конституции (Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Португа­лия и Испания), у трех остальных гарантия против расовой дискри-

538 Международный опыт

минации выражается в ряде отдельных, принятых по конкретному поводу законах. Однако следует обратить внимание, что все страны ЕС, за исключением Ирландии, ратифицировали в 1965 г. Междуна­родную конвенцию ООН по устранению всех форм дискриминации, требующую от каждого государства принять меры по запрещению и устранению расовой дискриминации во всех ее формах и предоста­вить гарантии права на равное положение каждого человек перед законом в отношении условий занятости, свободы выбора места ра­боты, справедливого отношения на работе, равной оплаты за равный труд и т.д. Более того, все страны ЕС, за исключением Великобрита­нии, Ирландии и Люксембурга, в дополнение к Конвенции ООН подписали в 1958 г. Международную конвенцию Международной организации труда (МОТ), которая налагает на государства обязан­ность «декларировать и проводить национальную политику, направ­ленную на поддержание равенства возможностей в отношении найма и занятости с учетом устранения дискриминации». Подписание этих конвенций возлагает на правительства подписавших их стран обяза­тельства проводить законодательную политику, обеспечивающую следование международным стандартам, но при этом никто не даст гарантии, что они на самом деле сделают это.

Ряд институтов ЕС выразил определенную обеспокоенность в от­ношении расизма, хотя это пока не привело к принятию соответст­вующих законодательных актов. На момент создания этой книги предложенный проект Директивы по данному вопросу находился в стадии обсуждения, в случае его принятия он сможет эффективно устранить все формы расовой дискриминации. Выраженное Велико­британией намерение наложить вето на это предложение было ото­звано после смены правительства в 1997 г. В настоящее время един­ственная защита от расовой дискриминации, предусмотренная зако­нодательством ЕС (ст. 7 Римского договора), касается национально­сти, но не расы или цвета кожи. Так, например, гражданин Велико­британии, чернокожий или азиат, подыскивающий работу в одной из стран ЕС за пределами Великобритании, не защищен против дис­криминации по цвету кожи (в противоположность национальности), Этот недостаток внимания к расовой дискриминации резко контра­стирует с обязательным для ЕС законодательством в отношении дис­криминации по признаку пола, действующим с 1975 г.

Наши рекомендации