Равные возможности в области занятости
Статья 119 Римского договора требует равной оплаты за равный труд для мужчин и женщин, и это требование в принципе является обязательным для всех стран — членов ЕС. Совет министров ЕС указывает также на необходимость предоставления мужчинам и женщинам равных прав на пенсионное обеспечение и льготы по социальному обеспечению. В интерпретации Европейского суда это требование означает необходимость установления одинакового возраста выхода на пенсию для работников обоего пола. Статья 119 распространяется на заработную плату, дополнительные льготы, натуральную оплату (товарами и услугами), доступ к разным схемам пенсионного обеспечения и т.д. Под равной работой подразумевается работа эквивалентной ценности (а не просто работники, занятые выполнением идентичных должностных обязанностей), а также равное бремя возложенной на работников обоего пола ответственности, чтобы показать, что возможное расхождение в уровне оплаты труда мужчин и женщин не объясняется дискриминацией по признаку пола.
Законодательство, предусматривающее равные возможности в области занятости, существует во всех странах ЕС. В Бельгии, например, жертва несправедливой дискриминации по признаку пола или расы может требовать в суде по трудовым спорам компенсацию (вплоть до шестимесячной оплаты труда или в размере фактически понесенного от этого ущерба). В виде наказаний виновным в дискриминации предусматривается целый ряд мер — от небольшого штрафа до тюремного заключения на срок до одного месяца. Во Франции также предусматриваются наказания за дискриминацию по признаку пола. Французские компании, имеющие численность персонала более 50 человек, в обязательном порядке должны ежегодно представлять представителям профсоюзов и инспекций по труду отчет о степени равенства работников обоих полов предприятия. В Германии претенденты на вакантное место, чьи кандидатуры были отвергнуты на основании половой принадлежности, могут требовать оплаты работы, которую они могли бы выполнять будучи отобранными, за четырехмесячный период. Германское трудовое законодательство в этой области распространяется также на вопросы внутреннего продвижения персонала в пределах компании.
В Греции жертвы несправедливой дискриминации по признаку пола могут требовать удовлетворения в гражданском суде, хотя штрафы небольшого размера могут также налагаться непосредственно Министерством труда. В Ирландии в аналогичных случаях можно требовать компенсацию в размере заработной платы за период 104 недели, а суды могут наложить штраф из расчета на каждый день всего периода, когда несправедливая дискриминация имела место.
26. Практика управления человеческими ресурсами в разных странах537
В Дании, Греции и Бельгии предусматривается существенное различие в правах служащих и инженерно-технических работников, работающих на условиях твердого оклада, по сравнению с работниками физического труда. Например, согласно Закону о договоре найма, принятому в Бельгии в 1978 г., принадлежность работника к «белым» или «голубым воротничкам» влияет на (а) продолжительность испытательного срока и срока обязательного уведомления о предстоящем увольнении и (б) срока начала действия уведомления об отставке (так, представителей «белых воротничков» работодатель обязан уведомить о предстоящем увольнении за месяц, а для «голубых воротничков» увольнение происходит в ближайший после получения уведомления понедельник). В Дании также имеется различие в законодательных положениях для разных категорий работников, в том числе определяющих оплату по болезни и продолжительность срока уведомления об увольнении. В Греции «голубые воротнички» по закону не имеют права на обучение для выполнения канцелярской работы.
Кодекс практики ЕС 1992 г. по предотвращению сексуальных домогательств на работе
Кодекс представляет собой широкий набор рекомендаций, советующих работодателю официально фиксировать случаи сексуальных домогательств, установить в компании процедуру рассмотрения соответствующих жалоб и довести ее до сведения работников. К тем, кто неоднократно был замечен в сексуальных домогательствах, рекомендуется применять внутренние меры дисциплинарного характера и предусмотренные на этот случай санкции. Однако не требуется обязательного введения законодательства против сексуальных домогательств, хотя в ряде стран они приняты.
Расовая дискриминация
Десять стран ЕС ввели законы, запрещающие расовую дискриминацию при приеме на работу (Великобритания, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Италия, Нидерланды, Португалия, Испания, Швеция). Финляндия и Испания ограничивают защиту от расовой дискриминации тем, кто уже работает, в то время как в Ирландии она распространяется только на увольнения. В других странах антидискриминационное законодательство распространяется на процесс найма персонала, а также на взаимоотношения на работе. Понятие «раса» может относиться в данном контексте к этническому происхождению, национальности работника или к цвету его кожи. В шести из девяти стран ЕС антидискриминационные положения имеются в конституции (Франция, Германия, Италия, Нидерланды, Португалия и Испания), у трех остальных гарантия против расовой дискри-
538 Международный опыт
минации выражается в ряде отдельных, принятых по конкретному поводу законах. Однако следует обратить внимание, что все страны ЕС, за исключением Ирландии, ратифицировали в 1965 г. Международную конвенцию ООН по устранению всех форм дискриминации, требующую от каждого государства принять меры по запрещению и устранению расовой дискриминации во всех ее формах и предоставить гарантии права на равное положение каждого человек перед законом в отношении условий занятости, свободы выбора места работы, справедливого отношения на работе, равной оплаты за равный труд и т.д. Более того, все страны ЕС, за исключением Великобритании, Ирландии и Люксембурга, в дополнение к Конвенции ООН подписали в 1958 г. Международную конвенцию Международной организации труда (МОТ), которая налагает на государства обязанность «декларировать и проводить национальную политику, направленную на поддержание равенства возможностей в отношении найма и занятости с учетом устранения дискриминации». Подписание этих конвенций возлагает на правительства подписавших их стран обязательства проводить законодательную политику, обеспечивающую следование международным стандартам, но при этом никто не даст гарантии, что они на самом деле сделают это.
Ряд институтов ЕС выразил определенную обеспокоенность в отношении расизма, хотя это пока не привело к принятию соответствующих законодательных актов. На момент создания этой книги предложенный проект Директивы по данному вопросу находился в стадии обсуждения, в случае его принятия он сможет эффективно устранить все формы расовой дискриминации. Выраженное Великобританией намерение наложить вето на это предложение было отозвано после смены правительства в 1997 г. В настоящее время единственная защита от расовой дискриминации, предусмотренная законодательством ЕС (ст. 7 Римского договора), касается национальности, но не расы или цвета кожи. Так, например, гражданин Великобритании, чернокожий или азиат, подыскивающий работу в одной из стран ЕС за пределами Великобритании, не защищен против дискриминации по цвету кожи (в противоположность национальности), Этот недостаток внимания к расовой дискриминации резко контрастирует с обязательным для ЕС законодательством в отношении дискриминации по признаку пола, действующим с 1975 г.