Административные, технологические и экологические факторы, ограничивающие конкуренцию на российских товарных рынках
Обозначения: « 3 » - весьма значимое препятствие для развития конкуренции; « 2 » - значимое препятствие для развития конкуренции; « 1 » - незначительное препятствие;
« х » - оценка степени значимости препятствия не производилась (естественная монополия)
1) правовая и организационная неупорядоченность лицензионной деятельности, необоснованность размеров взимаемых лицензионных платежей;
2) процесс регистрации предприятий неоправданно усложнен, требуется большое количество нотариально оформленных документов, подготовка которых занимает срок до нескольких месяцев и обходитсявесьма дорого;
3) вновь создаваемое предприятие еще до начала своей производственно-финансовой деятельности обязано внести значительные денежные средства на оплату услуг регистрирующего органа, нотариальных и аудиторских услуг, органов госпожнадзора, санэпиднадзора и т.д. Уровень оплаты услуг колеблется от 10 до 100 минимальных размеров месячной оплаты труда;
4) в ряде регионов местные органы необоснованно отказывают или уклоняются от регистрации по мотивам нецелесообразности и под предлогом насыщенности местного рынка;
5) задерживается оформление и передача необходимых документов на право владения собственностью;
6) регистрация новых предприятий сопровождается установлением необоснованных дополнительных требований, ограничивающих их самостоятельность.
Снижение (устранение) административных проблем, не требует значительных материальных и финансовых затрат и зависит главным образом от политической воли государства, активности антимонопольных органов, правовой культуры и совершенства законодательной базы регулирования предпринимательской деятельности.
Факторы, специфические для основных рынков России.Помимо экономических и административных проблем, имеющих универсальный характер для многих рынков, в табл. 1.6 представлены факторы, специфические для различных отраслей.
1. Специфическими препятствиями для отраслей топливно-энергетического комплекса являются проблемы стратегического характера – жесткое поведение уже существующих на рынке вертикально интегрированных структур, препятствующих «новичкам» в доступе к ресурсам, прежде всего к источникам сырья.
2. Структура транспортного комплекса с точки зрения наличия препятствий для организации бизнеса дифференцирована: от легко преодолимых барьеров всех видов (на рынке услуг автотранспорта) до экономических барьеров, преодоление которых нецелесообразно и практически невозможно (услуги железнодорожного транспорта). Особыми факторами, которые снижают привлекательность отраслей транспортного комплекса, препятствуют вовлечению новых структур в конкуренцию, являются проблемы неправового характера (табл. 1.6, гр. 6,7, 8) (развитие криминальных структур, контролирующих эксплуатацию транспортного комплекса, низкая сохранность грузов, особенно на дальних перевозках).
3. На рынках услуг связи специфическим объективным препятствием для развития конкуренции является технический (технологический) фактор - ограниченность орбитального и частотного спектров связи, несмотря на то что конверсия частично расширяет возможности по их использованию.
4. На рынке продукции сельскохозяйственного машиностроения - удержание цен на высоком уровне и повышение их при одновременном сокращении объемов производства, лоббирование распределения в свою пользу квот на поставку сельскохозяйственной техники по лизингу и бюджетных ссуд, выделяемых предприятиям сельскохозяйственного машиностроения.
5. Рынки продукции пищевой промышленности являются рынками, географические границы которых находятся, как правило, в пределах административных границ субъектов Федерации или более мелких административно-территориальных образований. Этим определяется более тесная зависимость субъектов этих рынков от степени развитости рыночной инфраструктуры, прежде всего транспортной, а также от группы административных ограничений, устанавливаемых органами власти субъекта Федерации и местного самоуправления.
6. В сфере торговли специфических факторов особенно много: вмешательство местных администраций в деятельность хозяйствующих субъектов;
административные препятствия неправового характера (коррупция, бюрократизм, волокита);
сложная криминогенная обстановка на рынке (рэкет, бандитизм, контрабанда).
Справедливости ради следует отметить, что в настоящее время данные препятствия развития конкуренции не являются специфическими только для торговли, они имеют место на всех рынках. Представленная специфика развития конкуренции на российских отраслевых рынках не отодвигает, а обостряет проблему поиска приемов и методов добросовестной конкуренции. Сложность ситуации состоит в том, что отдельных разовых мероприятий недостаточно. Необходима целенаправленная работа по стимулированию достижения лучших результатов. Причем значительная часть стимулов должна исходить от наиболее заинтересованных субъектов бизнеса - непосредственно предприятий. Борьба за потребителя должна стать ключевым приоритетом работы, а конкурентные преимущества средством достижения успеха.
Таблица 1.6