Классификация, учет и анализ персонала предприятия
Тема 6: Трудовые ресурсы
Классификация, характеристика и учет персонала предприятия
Производительность труда
Организация оплаты труда на предприятии
Классификация, учет и анализ персонала предприятия
Весь персонал предприятия делится на две группы:
· персонал основной деятельности - кадры предприятия, связанные с процессом производства продукции (услуг).
· не основной деятельности - работники торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, медицинских и оздоровительных учреждений, учебных заведений, учреждений дошкольного воспитания и культуры, состоящих на балансе предприятия.
Работники персонала основной деятельности классифицируются следующим образом (рис.2.2.).
Персонал основной деятельности
рабочие служащие
основные руководители
вспомогательные специалисты
собственно
служащие
Рис.2.2. Классификация персонала основной деятельности
Рабочие – это лица, непосредственно занятые созданием материальных ценностей, ремонтом основных средств, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др.
К основным относят рабочих, непосредственно занятых изготовлением продукции (станочников, операторов автоматических установок и т.д.).
К вспомогательным – рабочих, которые обслуживают трудовые процессы, выполняемые основными рабочими (наладчиков оборудования, складских рабочих, уборщиков и т.д.).
Руководители – это работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений, а также их заместители (директора, начальники, управляющие, заведующие, главный инженер, главный механик, главный бухгалтер и т.д.).
Специалисты – это работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими аналогичными видами деятельности.
Собственно служащие – это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство (агенты, делопроизводители, кассиры, учетчики, контролеры, чертежники и др.).
Качественная характеристика персонала предприятия определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности работников.
Под профессией понимают определенный вид трудовой деятельности, обусловленный совокупностью знаний и трудовых навыков.
Под специальностью – понимают вид деятельности в пределах профессии, требующий дополнительных специальных знаний и навыков.
В пределах каждой профессии и специальности на предприятии могут быть заняты работники различной квалификации.
Уровень квалификации отражается в квалификационных (тарифных) разрядах.
На промышленных предприятиях России действуют единые 18 и 16-разрядные сетки для различных категорий работающих.
Профессионально-квалификационная структура служащих отражается в штатном расписании.
Штатное расписание – это документ, ежегодно утверждаемый руководителем предприятия и представляющий собой перечень сгруппированных по отделам и службам должностей служащих с указанием –разряда работ и должностного оклада.
В общем случае потребность предприятия в работниках определяется спросом на производимую им продукцию (услуги) и уровнем производительности труда.
,
где Q – объем производства в натуральных показателях;
B – запланированная выработка на одного работающего в натураль-
ных показателях.
Более точные расчеты численности нужно проводить раздельно по категориям персонала:
· рабочих сдельщиков – исходя из трудоемкости продукции, фонда рабочего времени и уровня выполнения норм;
· рабочих-повременщиков – с учетом закрепленных зон и трудоемкости обслуживания, норм численности персонала, трудоемкости нормированных заданий, фонда рабочего времени;
· учеников – с учетом потребности в подготовке новых рабочих и плановых сроков обучения;
· обслуживающего персонала и пожарно-сторожевой охраны – с учетом типовых норм и штатных расписаний.
Общая потребность в специалистах и служащих определяется в зависимости от трудоемкости закрепленных функций, норм управляемости, степени механизации управления и с учетом типовых штатных расписаний.
Количественная характеристика персонала измеряется списочной, явочной и среднесписочной численностью работников.
Списочная численность – это численность работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников.
Явочная численность – это количество работников списочного состава, явившихся на работу.
При планировании явочное число рабочих в смену ( ) – это нормативная численность рабочих для выполнения производственного сменного задания по выпуску продукции
,
где - производственная программа, нормо-час.;
- продолжительность рабочей смены, час.;
- число рабочих дней в плановом периоде;
- число рабочих смен в сутках;
К - плановый коэффициент выполнения норм.
Среднесписочная численность применяется для оценки численности работников за определенный период.
Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.
Среднесписочная численность за год определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы работы в году и деления полученной суммы на 12.
Показатель среднесписочной численности применяется для расчета средней заработной платы, производительности труда, текучести кадров и др.
Примеры.
1. Предприятие организовано и начало работать в марте. Среднесписочная численность работников за март составляла 720 человек. Следовательно, среднесписочная численность работников за 1 квартал для этого предприятия составила 240 человек (720 : 3).
2. Предприятие с сезонным характером работы начало работать в апреле и закончило в августе. Среднесписочная численность работников составляла в апреле 641 человек, мае – 1254, июне – 1316, июле – 820, августе – 457 человек. Среднесписочная численность работников за год составила 374 человека ((641 + 1254 + 1316 + 820 + 457) : 12).
2. Производительность труда
Производительность есть эффективность трудовой, производственной деятельности.
Производительность труда выражается:
1. количеством продукции, произведенной одним работником в единицу времени (выработкой),
2. количеством рабочего времени, необходимого на производство единицы продукции (трудоемкостью).
; ,
где В – выработка в натуральных или условно-натуральных показате-
лях;
Q – количество произведенной продукции (работ, услуг) в нату-
ральных или условно-натуральных единицах измерения;
- среднесписочная численность работающих, чел.;
- трудоемкость в человеко-часах на единицу продукции;
- время, затраченное на производство всей продукции, нормо-
часы.
В наиболее общем плане известны три метода измерения производительности труда, различающиеся измерителями результата, помещенными в числитель показателя выработки.
Натуральный, когда объем произведенной продукции выражается в натуральных единицах измерения.
Если предприятие выпускает несколько видов однородной продукции, то производительность труда может быть выражена в условно натуральных единицах. Этот метод наиболее объективно отражает выработку, но применим только на предприятиях, производящих однородную продукцию.
Стоимостный, когда объем результатов производства оценивается в денежном выражении по показателям валовой, товарной, реализуемой и чистой продукции в зависимости от области применения данного показателя.
Трудовой, когда общий объем результатов производства выражают в некоторых фиксированных единицах трудоемкости.
Трудовой метод имеет некоторые преимущества над натуральным и стоимостным: отражает прямую связь между объемом производства и трудозатратами; применение показателя трудоемкости позволяет увязать проблему измерения производительности труда с факторами и резервами ее роста; позволяет сопоставлять затраты труда на одинаковые изделия в разных цехах и участках предприятия.
На предприятии производительность труда изменяется под воздействием многих причин.
Те причины которые вызвали изменение ее уровня называются факторами роста производительности труда.
Факторы роста ПТ можно классифицировать по следующим основным группам:
- изменение технического уровня производства;
- изменение объема и структуры производства;
- совершенствование управления, организации производства и труда;
- прочие факторы.