Тема 10. принятие управленческих решений на основе маржинального анализа
Система управления воздействует на управляемый объект при помощи функций, взаимосвязь и взаимодействие которых образуют замкнутый цикл управления. Известны различные подходы к формулированию сущности управления, однако какие бы трактовки не предлагали теоретики, в числе важнейших всегда называются планирование и анализ.
Отнесение анализа к функциям управления обусловлено рядом обстоятельств:
- анализ проводится на всех уровнях управления во всех подразделениях хозяйствующего субъекта и во всех звеньях народного хозяйства;
- анализ строится на единой методологической основе, что позволяет выработать общие подходы к его организации и проведению в различных отраслях, регионах, что в свою очередь позволяет проводить сравнения и аналогии, а также делать обобщения на макроэкономическом уровне;
- без проведения анализа не могут быть реализованы многие функции управления, в первую очередь связанные с принятием решений.
Экономический анализ выступает не только основной составляющей любой функции управления, но и сам является видом управленческой деятельности, предшествующей принятию управленческих решений. Эта активная роль анализа ставит перед ним задачи, связанные с исключительной ролью экономического анализа в преодолении проблем в сложных хозяйственных ситуациях.
1. Свободное взаимодействие рыночных субъектов, конкуренция, отягощенная криминалистическими тенденциями и гнетом монополий, коммерческий риск и неопределенность получения экономических выгод выдвигают на первый план проблему выбора оптимального варианта деловых решений из имеющихся альтернатив.
2. Комплексный экономический анализ позволяет выявить, систематизировать и актуализировать решение наиболее сложных и часто встречающихся хозяйственных ситуаций и разрабатывать наиболее эффективные рекомендации по их устранению и выходу из создавшегося положения.
3. Теорией экономического анализа должен быть предложен широкий набор инструментов и средств для достижения желаемых результатов и разработаны методики диагностики вероятности наступления банкротств.
4. Хозяйственная практика требует использования в комплексном анализе многомерных оценок, учитывающих решение социальных, экологических и гуманитарных проблем.
5. Стоит задача обоснования нового понимания финансового успеха, который состоит в большей степени в достижении «благосостояния акционеров», а в меньшей – в максимизации прибыли.
6. Совершенствование методик проведения различных видов анализа.
7. Совершенствование методик изучения рынка и партнеров по нему.
8. Обеспечение диалогового режима работы с организациями с большим зарядом высоких технологий.
9. Решение традиционных задач экономического анализа.
10. Повышение активной роли экономического анализа как информационной базы для принятия оптимальных управленческих решений.
3.
Значение и роль комплексного анализа наиболее ярко проявляется в работе по составлению бизнес-планов инвестиционных проектов, планов общего развития предприятия. В процессе бизнес-планирования комплексный анализ должен помочь получить ответы на вопросы: какова сегодня позиция предприятия; где оно должно наодится в будущем, чтобы обеспечить достижение целей проекта; что нужно сделать, чтобы предприятие достигло поставленных целей?
При определении позиций предприятия следует провести маркетиноговые исследования и получить информацию о:
- показателях экономического развития отраслей и регионов, направлениях государственной политики, определяющих производство и сбыт выпускаемой предприятием продукции и потребляемых видов сырья.
- Существующем уровне отечественного производства, объемах экспорта и импорта аналогичной выпускаемой продукции и потребляемого сырья, а также о производстве и импорте продукции-заменителе.
- Потребителях и сегментации рынка;
- Основных характеристиках каждого сегмента рынка;
- Географическом распределении товара, его экспортных рынках,
- Конкурентах, их сильных и слабых сторонах;
- Уровне конкуренции в секторе товара выпускаемой продукции.
По результатам исследования составляется оптимистический, пессимистический и средневзвешенный прогнозы развития рынка. В рамках каждого прогноза рекомендуется определить фазы и продолжительность жизненного цикла по каждому виду продукции, выпускаемой предприятием, оценить потенциальные риски деятельности.
Выбор вариантов развития предприятия осуществляется на основе сопоставления возможностей предприятия и рыночных запросов. В результате определяется взаимоувязанная система, состоящая из:
- снабженческо-сбытовой политики;
- производственно-технологической и инновационной политики;
- ценовой политики;
- финансовой политики;
- инвестиционной политики;
- кадровой политики.
В соответствии с выбранной стратегией поведения предприятия на рынке рекомендуется скорректировать организационно-управленческую структуру предприятия в соответствии со следующими принципами:
- обеспечение гибкого реагирования на изменения рынка;
- обеспечение оптимального уровня децентрализации управленческих решений;
- закрепление за каждым подразделением определенных функций, не допуская их дублирования;
- персонификация ответственности за организацию и выполнение каждой функции.