Формы и методы государственного регулирования

Реализация целей государственного регулирования эко­номики на практике обеспечивается с помощью различных методов (экономических приемов, форм и способов целесообраз­ного действия). Спектр применяемых методов государственного регулирования экономики постоянно расширяется.

По организационно -институционному критерию при­нято различать: административные и экономические методы государственного регулирования экономики.

Административные методы базируются на силе госу­дарственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и имеет целью создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора. Степень применения административных методов различ­на в зависимости от сферы народного хозяйства. Наиболее ак­тивно они используются при охране окружающей среды, в области социальной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защищенных слоев населения путем создания минималь­ных бытовых условий. Административные методы подразделяются на: меры за­прета, меры разрешения и меры принуждения.

Экономические методы представляют собой меры госу­дарственного воздействия, с помощью которых создаются опре­деленные условия, направляющие развитие рыночных процес­сов в нужное государству русло. Эти меры регулирования свя­заны с созданием дополнительного материального стимула к той или иной деятельности. Из экономических мер наиболее часто используются: налоги, ставка процента, операции на открытом рынке, норма амортизации.

Основными формами государственного регулирования экономики является финансовая и денежно-кредитная политика.

Финансовая политика – совокупность мер прямого воз­действия по реализации бюджетно-налоговых, фискальных це­лей экономической политики.

Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансо­выми мерами) относится к мерам косвенного воздействия.

Если финансовую политику проводит в первую очередь министерство финансов, являясь составным звеном правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центробан­ком, который обладает относительной независимостью от зако­нодательной и исполнительной властей.

Государственный бюджет и его место

В финансовой системе

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет. Государственный бюджет – это централизованный фонд денежных ресурсов, ко­торым располагает правительство страны для выполнения необходимых социально-экономических функций. Бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономи­ки, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления антикризисных меро­приятий.

Сущность финансов и государственного бюджета проявляется в их функциях.

Распределительная функция: через финансы осуществляется внутрихозяйственное, межхозяйственное и межтерриториальное распределение общественного продукта.

Регулирующая функция: при помощи финансов обеспечивается бесперебойный поток средств, регулирующих пропорции в производстве.

Стимулирующая функция: финансы используются как эффективный механизм стимулирования, развития и совершенствования производства.

Контролирующая функция: через финансовые показателигосударство устанавливает контроль за распределением и эффективным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государ­ства. Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. Первое место в бюджетных расходах занимают социальные статьи: соци­альные пособия, образование, здравоохранение и др. В этом проявляется глав­ная цель всей государственной экономической политики – стабилизация, ук­репление и приспособление существующего социально-экономического строя к меняющимся условиям. Доходы государства представляют собой направления поступления денежных ресурсов. Первое место в бюджетных доходах занимают налоговые поступления.

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефи­цита, который покрывается государственными займами – внутренними и вне­шними.

Причин бюджетного дефицита может быть достаточно много: спад общественного производства; рост предельных издержек общественного производства: массовый выпуск «пустых» денег; излишне, неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование ВПК; оборот «теневого» капитала в огромных масштабах; непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продук­ции и т. д.

Налоги в системе экономических отношений.

Виды налогов

Налоги – это обя­зательные сборы, проводимые государством на основе государственного законодательства. Налоги выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов.

По платежеспособности налоги можно классифицировать на прямые и кос­венные.

Прямые налоги непосредственно платятся субъектом налога. Они взимаются с конкретного юридического или физического лица. Прямые налоги прямо про­порциональны платежеспособности. К их числу следует отнести: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпораций (фирм); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность.

Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги. Косвен­ные налоги взимаются через надбавку к цене (например, акцизы). Они частич­но или полностью переносятся на цену товара или услуги. Основными видами косвенных налогов являются: налог на добавленную стоимость, акцизы (налоги, включаемые в цену то­вара или услуги); таможенные пошлины.

Налоги выполняют, как известно, две основные функции: фискальную и экономическую, которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

Фискальная функция – характерна изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, т. е. материальные условия для функционирования государства. Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. она обусловливает экономическую функцию.

Экономическая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Наши рекомендации