Возбуждение уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц (ст.448 УПК РФ)

Итак, первая из особенностей производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц заключается в особом (усложненном) порядке принятия решения:

— о возбуждении уголовного дела, если оно возбуждается в отношении кого-либо из этих лиц;

— о привлечении кого-либо из этих лиц в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении другого лица или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

В ч. 1 ст. 448 УПК указан круг субъектов в отношении которых принимается такое решение.

Таким образом, для возбуждения уголовного дела в отношении кого-либо из перечисленных лиц либо привлечения их в качестве обвиняемого необходимо решение прокурора соответствующего уровня, причем во многих случаях принятого на основании заключения коллегии судей или судьи. Для получения такого заключения прокурор должен обратиться в суд с представлением, где оно рассматривается в закрытом заседании в срок не позднее 10 суток со дня поступления. Рассмотрение представления происходит с участием как самого прокурора, так и лица, в отношении которого оно внесено, а также защитника этого лица. В результате суд дает заключение о наличии или об отсутствии в действиях лица признаков преступления.

Применительно к судьям закон требует для возбуждения дела в отношении них или предъявления им обвинения не только судебного заключения о наличии в действиях судьи признаков преступления, но и согласия Конституционного Суда РФ либо квалификационной коллегии судей.. Это мотивированное решение должно быть принято в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Генерального прокурора РФ и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления.

Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 4 мая 1994 г. № 3-ФЗ установлены гарантии деятельности этих лиц. В частности, согласно ч. 6 ст. 19 названного Закона член Совета Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу члена Совета Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий.

Специально подчеркнем, что когда уголовное дело возбуждено с соблюдением приведенных выше требований в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, тогда последующее решение о привлечении этого лица в качестве обвиняемого принимается в общем порядке, т. е. самостоятельно следователем прокуратуры, расследующим дело, если только не происходит изменения квалификации совершенного деяния. Когда же уголовное дело возбуждено в отношении другого лица или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, тогда соблюдение приведенных выше требований для привлечения в качестве обвиняемого лица, указанного в ч. 1 ст. 447 УПК РФ, обязательно.

Важное правило закреплено в ч. 6 ст. 448 УПК: изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации деяния, содержащейся в заключении судебной коллегии, которое может повлечь ухудшение положения лица, допускается только в порядке, установленном ст. 448 УПК для принятия решения о возбуждении в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы либо судьи уголовного дела или привлечения его в качестве обвиняемого.

Изменение же квалификации, которое может повлечь улучшение положения лица, производится по решению следователя.

Часть 7 ст. 448 УПК регламентирует порядок действий, которые должны производиться уже после возбуждения уголовного дела в отношении Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, для лишения его неприкосновенности. В этом случае Генеральным прокурором в Государственную Думу в течение трех суток должно быть направлено соответствующее представление. В случае принятия Государственной Думой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Генерального прокурора в течение трех суток направляется в Совет Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято в срок не позднее трех месяцев со дня вынесения соответствующего постановления Государственной Думы, о чем в течение трех суток извещается Генеральный прокурор. Решение Государственной Думы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с п.

Наши рекомендации