Спрос и предложение. Факторы, определяющие спрос и предложение
Глава 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Анализ спроса и предложения используется для объяснения факторов, воздействующих на цены и объемы товаров на конкурентном рынке.
Человеку свойственно естественное желание потреблять, однако экономическая наука изучает лишь те потребности, которые воплощаются в платежеспособном спросе. Следует различать два понятия: спрос и величина спроса. Спрос (demand) – это зависимость между всеми возможными ценами товара и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии приобрести по этим ценам. Величина спроса(quantity demand) – это определенное количество товара, которое потребитель приобретает по данной цене.
Зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется функцией спроса. Например, функция спроса от цены задается алгебраически: Qd = a – bP. График спроса имеет отрицательный наклон, что отражает закон спроса: чем ниже цена товара, тем больше его количество, которое покупатели хотят и могут приобрести. Для объяснения обратной зависимости цен от количества товаров приводят два довода: эффект дохода и эффект замещения. Во–первых, если цена на товар снижается, то на ту же сумму денег потребитель может купить большее количество товара. Это и есть эффект дохода (income effect). Во–вторых, если повышается цена на один товар, то потребитель может переключить свой спрос на другой товар. Такое явление называют эффектом замещения (substitution effect).
В модели спроса цена влияет на величину спроса, но не на спрос. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены – движение вдоль графика спроса из точки А в точку В.
Изменение спроса происходит тогда, когда при тех же ценах меняются величины спроса. Увеличение или уменьшение спроса приводит к сдвигу всей кривой спроса вправо или влево – сдвиг кривой спроса D1 до D2 при увеличении спроса и переход из точки А, например, в точку С. Изменение спроса происходит в результате воздействия на него неценовых факторов, среди которых наиболее важными являются:
· вкусовые качества и предпочтения потребителей,
· располагаемый доход (различают два типа товаров: 1) нормальные –товары, спрос на которые растет при повышении дохода, 2) товары низшей категории (некачественные) – товары, спрос на которые падает при повышении дохода),
· цены на сопряженные товары (с ростом цены на товар–заменитель объем спроса на данный товар увеличивается, с ростом цены на товар–дополнитель объем спроса на данный товар уменьшается),
· количество потребителей (различают индивидуальный спрос отдельного потребителя и рыночный спрос как сумму всех индивидуальных спросов),
· ожидания потребителей.
Предложение характеризует готовность производителей поставлять товар на рынок. Предложение(supply) – это зависимость между всеми возможными ценами товара и его количеством, которое производители хотят и могут продать. Величина предложения (quantity supplied) – это определенное количество товара, которое производитель поставляет на рынок по данной цене.
Зависимость величины предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения. Например, функция предложения от цены задается алгебраически: Qd= a+bP. Как правило, график предложения имеет положительный наклон, однако могут быть и разные зависимости объема предложения от цены товара.
Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца произвести и предложить товар.
В модели предложения также как в модели спроса цена влияет на величину предложения, но не на предложение. Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены – движение вдоль графика предложения из точки А в точку В.
Изменение предложения происходит тогда, когда при тех же ценах меняются величины предложения. Увеличение или уменьшение предложения приводит к перемещению всей кривой предложения вправо или влево – сдвиг кривой спроса S1 до S2 при увеличении предложения.
К неценовым факторам, определяющим предложение, относят:
· цены на ресурсы, издержки производства,
· уровень технологии,
· цены альтернативных товаров, которые могут быть произведены с помощью тех же самых ресурсов,
· ожидания продавцов,
· число продавцов на рынке,
· налоги, субсидии,
· неэкономические факторы.