Мероприятия по реформированию системы предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с особыми условиями труда, гарантий и компенсаций
Как следует из приведенного выше текста, действовали две процедуры исследования условий труда на рабочих местах с особыми условиями труда:
аттестация рабочих мест, осуществляемая на основании статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации, с целью установления сокращенной продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимального размера повышения оплаты труда;
специальная оценка условий труда, которая должна осуществляться на основании отдельного федерального закона во исполнение статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ в целях освобождения от уплаты дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Очевидно, что указанные две процедуры, по сути, должны были быть объединены и унифицированы с тем, чтобы работодатель проводил исследование рабочего места своих работников однократно, а не дважды, и чтобы результаты данного исследования использовались как в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и в целях предоставления иных гарантий и компенсаций в процессе осуществления работником его трудовой деятельности.
Важная проблема, связанная с разработкой проекта федерального закона о специальной оценке условий труда, заключалась в том, что данная процедура, которая придет на смену аттестации рабочих мест, не может являться самодостаточной, так как должна представлять собой инструмент перехода от формального "списочного" подхода к предоставлению гарантий и компенсаций к подходу, учитывающему в указанных целях исключительно фактическое вредное и (или) опасное воздействие на организм работника.
Такой подход позволит, с одной стороны, максимально объективно решать вопрос о необходимости компенсации вредных (опасных) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте, и, с другой стороны, экономически простимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда в целях оптимизации своих дальнейших издержек (по предоставлению гарантий и компенсаций и по уплате дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации).
В этой связи разработка условий проведения специальной оценки условий труда должна была осуществляться не самостоятельно, а в пакете с иными законодательными инициативами и подзаконными актами, и представлять собой целостный, комплексный проект, направленный на улучшение условий труда и замещение рабочих мест с вредными (опасными) условиями труда.
В состав вышеуказанного нормативного "пакета" должны были войти:
а) проект федерального закона о специальной оценке условий труда;
б) поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации, предусматривающие процедуру специальной оценки условий труда как основание для решения вопроса о предоставлении работнику гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и опасных условиях труда; подзаконные акты, конкретизирующие порядок, условия и размеры предоставления соответствующих гарантий и компенсаций, выдачи средств индивидуальной защиты (нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, вносящий изменения в постановление Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 870, и акты Минтруда России);
в) поправки в законодательство о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, направленные на дифференциацию тарифов дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в зависимости от выявленного по результатам специальной оценки условий труда класса профессионального риска (класса условий труда);
г) поправки в пенсионное законодательство, регулирующие учет пенсионных прав и условия пенсионного обеспечения работников, за которых осуществляется уплата дополнительных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также особенности сохранения, учета и конвертации (при необходимости) прав работников, осуществляющих трудовую деятельность на рабочих местах, включенных в Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10;
д) поправки в законодательство об обязательном социальном страховании, направленные на постепенный переход возмещения так называемого "досрочного" периода выплаты пенсии из системы обязательного пенсионного страхования в систему обязательного социального страхования с установлением процедуры индивидуальной оценки риска приобретения профессионального заболевания при условии продолжения работы и, соответственно, индивидуальной оценки нуждаемости в выплате страхового обеспечения досрочно.
Отдельно следует отметить, что все предлагаемые законодательные новеллы были должны обеспечивать преемственность с существующими процедурами, сохранение ранее приобретенных прав, а также учитывать неоднократно сформулированные Конституционным Судом Российской Федерации принципы стабильности правового регулирования и поддержания доверия граждан к действиям государства.
Вопросы введения единого способа исследования условий труда на рабочих местах - специальной оценки условий труда
В соответствии с действующим порядком аттестация рабочих проводится совместно работодателем и независимой аттестующей организацией, имеющей государственную аккредитацию.
Аттестующая организация отвечает за проведение оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Оценка производится по следующим параметрам:
- физические факторы рабочей среды;
- травмоопасность оборудования;
- обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты;
- оценка тяжести и напряженности трудового процесса.
Аттестующая организация сопоставляет фактические значения проведенных оценок с государственными нормативами. На основании проведенной оценки рабочему месту присваивается класс условий труда, который зависит от уровня превышения фактических значений факторов установленных государством нормативов.
Далее по решению аттестационной комиссии, в которую входят представители работодателя, работников и аттестующей организации, принимается решение о формировании перечней контингентов работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, перечни работников, которым положены компенсации, а также в случае необходимости корректируется перечень выдаваемых работникам средств индивидуальной защиты.
Вводимая процедура специальной оценки условий труда должна, исходя из принципа стабильности правового регулирования, сохранять преемственность к процедуре аттестации рабочих мест и одновременно учитывать и исправить все выявленные в правоприменительной практике недостатки данной системы.
Примерный перечень вопросов, требующих переосмысления и корректировки, может быть следующим:
1) Процедура допуска на рынок услуг по проведению специальной оценки условий труда.
Существующий механизм аккредитации соответствующих лабораторий в органах Росаккредитации требует более четкого описания предмета аккредитации в части, например, оценки напряженности труда, осуществляемой чаще всего исключительно экспертным путем, без проведения инструментальных исследований. Требует дополнительной проработки процедура выдачи Минтрудом России финального документа, подтверждающего право проводить специальную оценку условий труда, а также возможность участия в регулировании деятельности соответствующих компаний их саморегулируемых организаций.
В качестве оптимального варианта представляется разделение процедуры на две составляющие в любой последовательности:
аккредитация лаборатории (средств измерений) в системе Росаккредитации;
сертификация экспертов по охране труда (экспертов по специальной оценке условий труда), осуществляемая Минтрудом России. В рамках данной процедуры будет проверено соответствие эксперта утвержденным квалификационным требованиям, включая его знания и умения по осуществлению объективной экспертной оценки напряженности труда.
В перспективе может быть рассмотрен вопрос о возможности осуществления сертификации специалистов силами саморегулируемой организации, однако на первоначальном этапе целесообразно сохранить данную функцию за государством.
Выданные в настоящее время без указания срока действия уведомления о включении в реестр организаций, занимающихся аттестацией рабочих мест, должны в течение переходного периода (3-5 лет) давать право на проведение специальной оценки условий труда с последующей заменой в изложенном выше порядке.
2) При проведении специальной оценки условий труда должно оцениваться не только рабочее место, но в используемые работником для защиты от вредных и опасных факторов средства индивидуальной защиты. Только такой подход позволит, с одной стороны, объективно оценивать класс вредности труда на соответствующем рабочем месте, а, с другой стороны, стимулировать работодателя использовать более эффективные средства индивидуальной защиты.
Однако при этом необходимо разумное ограничение возможности снижения класса условий труда в зависимости от используемых средств индивидуальной защиты в тем, чтобы проводимые работодателями мероприятия по охране труда не ограничивались исключительно обеспечением работниками указанными средствами. В целях такого рода ограничения можно использовать определенные правила и пределы снижения класса условий труда по данному основанию.
3) Требуют переосмысления и возможно корректировки государственные нормативы, на основании которых присваивается класс вредности.
Представляется, что наряду с абсолютно бесспорными и не вызывающими сомнений показателями, характеризующими, например, температуру, магнитное излучение, загрязнение воздуха пылью и т.д., ряд нормативов либо не используется практически нигде в мире (пульсация света), либо завышен (уровень шума для отдельных категорий работников, например, врачей), либо носит оценочный, субъективный характер с сомнительным воздействием на жизнь и здоровье работника (показатели напряженности труда для значительного количества профессий, в первую очередь, руководящих).
Оптимальным представляется гармонизация нормативов с нормативами сопоставимых по уровню промышленного и экономического развития стран, например государств - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Соответствующие нормативы условий труда должны устанавливаться Минтрудом России на основе научно обоснованных данных и существующих нормативов в различных сферах (в том числе на основе санитарно-гигиенических нормативов).
4) Специальная оценка условий труда должна осуществляться с определенной законом периодичностью (например, один раз в пять лет) безусловно в отношении рабочих мест, предусмотренных Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, а также Списками N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденными постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Специальная оценка условий труда на иных рабочих местах (в том числе офисных и торговых) может осуществляться только для целей предоставления гарантий и компенсаций в соответствии с трудовым законодательством (без возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение) по следующему алгоритму.
На первоначальном этапе эксперт по специальной оценке условий труда на основе утверждаемого Минтрудом России в соответствии с законом классификатора опасностей совместно с работодателем экспертным путем оценивает наличие или отсутствие тех или иных факторов опасности (факторов вредного воздействия) для работника. При их отсутствии работодателем на основании заключения эксперта подается в орган Роструда декларация о безопасности рабочих мест, находящихся под контролем данного работодателя. Если опасности (вредные факторы) присутствуют, то проводится полноценная процедура специальной оценки условий труда, по итогам которой производится классификация условий труда.
Также специальная оценка условий труда должна проводиться по требованию профсоюзов, либо в порядке проведения государственной экспертизы условий труда в соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
5) В перспективе может быть введено правило, согласно которому, если по результатам, например, трех или четырех процедур специальной оценки условий труда данные условия признаны благоприятными или допустимыми, дальнейшая оценка данного рабочего места не проводится.
6) В перспективе результаты специальной оценки рабочих мест должны аккумулироваться в единой базе данных, принципы ведения которой должны позволять использовать ее данные совместно с данными системы индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.