Понятие доказательства. Источники доказательств
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Виды доказательств:
– протоколы;
– объяснения лиц, в отношении которых ведется производство по делу;
– показания потерпевшего, свидетелей;
– заключение эксперта;
– иные документы;
– показания специальных технических средств;
– вещественные доказательства.
Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.
В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.
Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.
Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.
Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из диссертации
Понятие доказательства по делу об административном правонарушении образуют в своей совокупности фактические данные об обстоятельствах административного правонарушения, установленная федеральным законом процессуальная форма, посредством которой эти данные вовлекаются в производство по делу и процессуальный порядок получения и оценки фактических данных и их источников. Под источником доказательств по делу об административном правонарушении в широком смысле следует понимать совокупность носителя фактических данных об этом правонарушении и установленной федеральным законом процессуальной формы, посредством которой эти данные доводятся до стадии рассмотрения дела по существу. В узком смысле источником доказательств по делу об административном правонарушении является установленная федеральным законом процессуальная форма, посредством которой признаваемые доказательствами фактические данные об обстоятельствах административного правонарушения вовлекаются в производство по делу
Фактические данные для использования их в качестве доказательств по делам об административных правонарушениях должны отвечать требованиям относимости, допустимости и достоверности. Допустимость фактических данных определяется: 1) законностью источника; 2) способом собирания; 3) соблюдением процессуального порядка их собирания и оценки; 4) надлежащим субъектом собирания и закрепления фактических данных. Достоверность фактических данных оценивается с точки зрения их содержания, т.е. соответствия действительности, и определяется: а) свойствами источника доказательства; б) обстоятельствами формирования доказательства; в) способами получения доказательственной информации; г) подтверждением или опровержением ранее полученных фактических данных сведениями из других источников с помощью прямых или косвенных доказательств.
Требования, позволяющие оценивать доказательства с точки зрения отно-симости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для принятия законного и обоснованного решения по делу об административном правонарушении, должны быть нормативно закреплены в действующем административно-процессуальном законодательстве. Соответствующие предложения о внесении необходимых изменений в часть 3 статьи 26.2 и статью 26.11 КоАП РФ сформулированы в настоящем исследовании.
Фактические данные после соответствующей проверки и оценки приобретают разную доказательственную силу. В месте с тем в отличие от отпосимости, допустимости и достоверности данное свойство не является обязательным для использования фактических данных в качестве доказательств по делу об административном правонарушении и поэтому его можно признать факультативным.
Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях выполняют познавательную, удостоверительную функции и функцию обоснования.
Классифицировать доказательства по делам об административных правонарушениях и их источники предлагается по следующим основаниям:
1) по источнику процессуального закрепления (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ);
2) по механизму формирования (личные, вещественные и смешанные). К смешанным доказательствам следует отнести материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных, иные носители информации, а также показания специальных технических средств;
3) по источнику формирования (первоначальные и производные);
4) по отношению к доказываемому обстоятельству (прямые и косвенные);
5) по отношению к обвинению (обвинительные и оправдательные).
Разграничивать собранные по делу об административном правонарушении доказательства на прямые и косвенные, обвинительные и оправдательные следует, прежде всего, по отношению к составу административного правонарушения, который и будет выступать классификационным критерием. При этом к обвинительным доказательствам по делам об административных правонарушениях следует отнести фактические данные, на основании которых должностное лицо, осуществляющее производство по делу, принимает решение о назначении виновному лицу административного наказания. К числу оправдательных доказательств следует отнести фактические данные, исключающие административную ответственность лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Протокол об административном правонарушении не обладает признаками и свойствами доказательства и не может выступать в качестве такового. Он свидетельствует не о совершении лицом противоправного деяния, а лишь о вменении этому лицу указанного в нем правонарушения. Наименование и объем необходимых для решения задач производства сведений, фиксируемых в протоколе об административном правонарушении, зависит как от родового объекта посягательства (объекта правонарушения), так и от субъекта административного правонарушения. Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, необходимо конкретизировать в зависимости от субъекта правонарушения. В этой связи и с учетом требований Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ следует дополнить следующими положениями:
1) в протоколе об административном правонарушении в отношении физического лица указываются: фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого составляется протокол; дата и место его рождения; место регистрации и фактического проживания; место работы или службы, должность; номер телефона; серия и номер документа, удостоверяющего личность, дата и наименование выдавшего органа; гражданство;
2) в отношении юридического лица в протоколе об административном правонарушении указываются: организационно-правовая форма и наименование юридического лица (полное или сокращенное), дата и место регистрации, основной государственный регистрационный номер; идентификационный номер налогоплательщика, юридический адрес, номер телефона; платежные реквизиты; фамилия, имя, отчество руководителя или иного законного представителя юридического лица, дата и место рождения, занимаемая должность;
3) в протоколе об административном правонарушении фиксируются также повод к возбуждению дела об административном правонарушении, время составления протокола и конкретный пункт нормативного правового акта, нарушение которого влечет за собой наступление административной ответственности.
Правовой режим обработки персональных данных обусловливает необходимость установления в отношении участников производства по делам об административных правонарушениях обязанности в предусмотренных законом случаях предоставлять свои персональные данные и административной ответственности за отказ, уклонение или предоставление ими ложных персональных данных.
Возможность составления протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого он составляется, следует закрепить законодательно. Для этого часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ необходимо дополнить следующими положениями: «Если лицу, в отношении которого составляется протокол об административном правонарушении, было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными, протокол составляется в отсутствие этого лица. О предусмотренных настоящим Кодексом правах и обязанностях это лицо уведомляется при направлении ему извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, а равно и при направлении этому лицу копии протокола».
Часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ требует следующих дополнений: «Отказ лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, от его подписи, в том числе и подтверждающей факт разъяснения его прав и обязанностей, фиксируется в присутствии двух понятых». Общие требования к содержанию используемых в производстве по делам об административных правонарушениях процессуальных документов должны устанавливаться законом, их конкретная форма - разрабатываться федеральными органами исполнительной власти, должностным лицам которых предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, а утверждаться - Правительством Российской Федерации.
Для определения состояния опьянения участников дорожного движения необходимо в часть 1 статьи 27.2 и статью 27.12 КоАП РФ внести изменения, позволяющие осуществлять доставление не только в служебное помещение органа внутренних дел или помещение органа местного самоуправления сельского поселения, но и в соответствующие организации здравоохранения.
Следует законодательно ограничить длительность проведения личного досмотра, определить условия его проведения вне помещений (например, минимальную и максимальную температуру окружающей среды, отсутствие осадков и т.д.), обстоятельства, при которых допускается снятие верхней одежды и нижнего белья (например, необходимость присутствия медицинского работника, отсутствие посторонних лиц, и т.д.) и другие условия. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи или иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, связанные с обнажением досматриваемого, должны носить конфиденциальный характер и не подлежать распространению.
В целях охраны общественного порядка и общественной безопасности, т.е. в целях предупреждения правонарушений предлагается осуществлять не досмотр, а визуальный осмотр транспортных средств. Такой осмотр, как правило, должен проходить с участием водителя и без нарушения конструктивной целостности автомобиля, т.е. без вскрытия его технологических полостей. Составлять протокол при этом не требуется. При обнаружении в процессе осмотра признаков состава преступления либо административного правонарушения, а равно вещей и документов, подлежащих изъятию в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при необходимости доступа в салон, кабину, кузов или багажный отсек автомобиля, осмотр немедленно прекращается. Приглашаются понятые, а при необходимости - специалисты или эксперты, с участием которых производится дальнейший досмотр транспортного средства. О результатах такого досмотра составляется протокол либо делается запись в протоколе об административном правонарушении.
Установить обстоятельства дорожно-транспортного происшествия и собрать доказательства по делам этой категории невозможно без своевременного и тщательного осмотра места происшествия, транспортных средств и других материальных объектов. Допустимость использования собранных при этом доказательств требует расширения перечисленных в КоАП РФ объектов осмотра, которому должны подвергаться все материальные объекты, включая и участки местности, имеющие отношение к событию административного правонарушения. Схема места ДТП как документ, имеющий самостоятельное процессуальное значение и позволяющий установить обстоятельства происшествия, должна получить законодательное закрепление в качестве обязательно составляемого по факту ДТП документа.
Для процессуального закрепления результатов досмотра и изъятия, обнаруженных на месте совершения административного правонарушения вещей и документов, возможно использовать единую унифицированную форму протокола (протокол досмотра (изъятия вещей и документов)).
Процессуально оформлять отстранение водителя от управления транспортным средством путем составления соответствующего протокола нет необходимости, поскольку такой протокол не имеет самостоятельного процессуального значения и как источник доказательств по делу об административном правонарушении не несет в себе никакой дополнительной информации. Отметку об этом можно сделать в протоколах о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, о задержании транспортного средства или об административном правонарушении.
КоАП РФ должен предусматривать направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения не только водителей транспортных средств, но и других участников дорожного движения, а также лиц, совершивших иные административные правонарушения.
171.Протокол об административном правонарушении, его содержание.
Под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с:
а) фактом противоправного деяния,
б) личностью нарушителя.
В связи с тем, что протоколом не только осуществляется фиксация стадии возбуждения дела об административном правонарушении, но и определяется принятие решения по делу, действующим законодательством предъявляются определенные требования к его составлению и содержанию:
В соответствии с КоАП РФ протокол о совершении административного правонарушения составляется во всех случаях, за исключением тех, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются прокурором (ч.1 ст.28.4); а также в рамках упрощенного производства, т.е. когда административное наказание налагается в виде предупреждения или административного штрафа (ст.28.6).
В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (постановление); сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; место, время совершения и событие административного правонарушения; статья КоАП, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; объяснение лица или защитника лица, в отношении которого возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола фиксация времени совершения административного правонарушения предполагает точное указание числа, месяца, года.
Необходимость фиксации в протоколе места совершения административного правонарушения обусловлена определением подведомственности дела об административном правонарушении.
Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении. В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных КоАП РФ, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными изменениями возвращаются судье в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков (ст.28.8).
Сведения о личности нарушителя (фамилия, имя, отчество, год рождения, гражданство, место жительства, место работы) заносятся в протокол на основании документа, удостоверяющего личность. В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте, а также для установления личности нарушителя допускаются доставление, административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и изъятие вещей и документов, осмотр помещений лица, в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Реквизиты протокола предусматривают также фамилии, адреса, как свидетелей, так и потерпевших, если они имеются, что имеет важное значение для выяснения всех вопросов, связанных с обстоятельствами, подлежащими установлению по конкретному делу об административном правонарушении.
Подробное описание существа совершенного правонарушения заключается в определении его квалификации в точном соответствии с нормами КоАП РФ, иного нормативного акта, которым предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.
В протоколе об административном правонарушении фиксируются и объяснения нарушителя, которые учитываются при установлении формы вины.
Содержание протокола об административном правонарушении предполагает и иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Одним из обязательных требований при составлении протокола, установленных статьей 28.2. КоАП РФ, является разъяснение лицу или защитнику лица, их процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных КоАП РФ, например: право знакомиться с материалами дела; давать в устной или письменной форме объяснения, имеющие отношение к делу; представлять доказательства, заявлять ходатайства, а также право обжаловать любое действие лица, уполномоченного составлять протокол, что существенно влияет на укрепление гарантий прав и свобод граждан, вовлеченных в административный процесс. О разъяснении процессуальных прав и обязанностей делается отметка в протоколе. Поэтому образцы протоколов, разработанные правомочными органами, должны содержать такой реквизит, как "разъяснение прав и обязанностей".
Разъяснить процессуальные права и обеспечить возможность их осуществления участникам производства есть обязанность уполномоченного должностного лица, составляющего протокол. В частности, лицу или защитнику лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим данное правонарушение, а также свидетелями и потерпевшими, если таковые имеются. При этом подпись протокола лицом, привлекаемым к административной ответственности, является его правом, но не обязанностью, что вытекает из его правового статуса как лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении. Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом.