И структуры промышленного производства
Формирование объема и структуры промышленного производства осуществляется по этапам.
На первом этапе проводится комплексное исследование внутреннего и внешних рынков, прогнозируется спрос на промышленную продукцию, формируется объем и структура промышленного производства исходи из спроса.
На втором этапе определяются возможности производства продукции на основе прогнозных расчетов производственных мощностей.
Третий этап связан с проведением многовариантных расчетов потребности в сырьевых, топливно-энергетических ресурсах и рабочей силе для производства продукции, пользующейся спросом, на производственных мощностях, которые будут действовать в прогнозируемом периоде.
На заключительном этапе формируются плановый объем и структура выпуска продукции с учетом спроса, возможностей производства и обеспечения производственными ресурсами (сырьевыми, топливно-энергетическими
и трудовыми). Обосновывается и устанавливается заказ на поставку важнейших видов продукции для государственных нужд.
В период перехода к рыночным отношениям особая значимость должна придаваться определению спроса на промышленную продукцию и обоснованию приоритетов. При этом необходимо учитывать особенности отдельных, видов продукции.
Всю промышленную продукцию можно условно подразделить на три большие группы: предметы труда (сырье, материалы, топливо, электроэнергия), средства труда (оборудование, машины, механизмы) и предметы народного потребления (продовольственные и непродовольственные товары, товары длительного пользования).
В рыночных условиях важной проблемой является обеспечение соответствия выпуска промышленной продукции реальным потребностям общества. Для успешного ее решения необходимо прогнозировать спрос и объемы производства продукции как на отдельном предприятии, так и на уровне отрасли и страны в целом.
Из наиболее распространенных методов прогнозирования спроса на промышленную продукцию следует выделить методы экспертных оценок, экстраполяции и моделирования — многофакторные модели (у = f (х1, х2, х3, ..., Хn)).
При прогнозировании спроса и объема производства конкретных видов продукции хорошие результаты дает метод “Дельфи”. Путем анкетного опроса группы ученых и специалистов по данной проблеме формируется информация по выпуску каждого вида продукции по годам, которая обобщается в виде интервального вариационного ряда и средних значений интервалов. За основу принимается вариант выпуска продукции, которому, отдает предпочтение большинство экспертов.
Из методов экстраполяции целесообразно применять метод подбора функций и методы, позволяющие прогнозировать показатели, для которых характерна неустойчивая тенденция изменения во времени (экспоненциальное сглаживание с регулируемым трендом и др.). Последние позволяют повысить чувствительность прогноза к данным последних периодов.
При прогнозировании спроса (потребности) в предметах труда должны учитываться многосторонние взаимосвязи отраслей и направления использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов на производство, экспорт, создание резервов и прочие нужды. Эта задача может решаться с помощью нормативного метода и путем разработки межотраслевого (межпродуктового) баланса в натуральном выражении
В процессе прогнозных расчетов широко применяются укрупненные нормы. Они должны определяться с учетом оптимальной структуры производства, внедрения прогрессивных технологий. Межпродуктовый баланс представляет собой синтез отдельных материальных балансов. В перечень номенклатуры межпродуктового баланса включаются наиболее массовые виды продукции межотраслевого потребления. Производственное потребление, отражаемое в балансе, можно представить в виде произведения, полученного в результате умножения норм расхода сырья, материалов; комплектующих изделий и т.п. на объем выпуска продукции в соответствующей отрасли.
Непроизводственное потребление (потребности отраслей непроизводственной сферы и личное потребление) может определяться нормативным методом или эмпирически.
Потребности в конкретных видах предметов труда с учетом производственного и непроизводственного потребления могут быть определены по формуле
,
где — потребности в i-м виде продукции; — норма расхода i-й продукции на единицу j-го изделия; — прогнозируемый объем производства j-го вида продукции; — количество i-й продукции, необходимое для непроизводственного потребления.
Межпродуктовые балансы могут разрабатываться по продукции отрасли, совокупности отраслей и народному хозяйству в целом. Они позволяют сбалансировать производство определенных видов продукции, на изготовление которых используется значительное количество других видов продукции.
Наиболее прогрессивными методами определения потребности в предметах труда являются методы оптимизации. Благодаря моделям оптимального планирования с применением методов оптимизации появляется возможность определения оптимальной структуры производства продукции Потребности в сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсах рассчитываются исходя из оптимального выпуска продукции с учетом рационального их использования.
Потребности в средствах труда (оборудовании, машинах, механизмах) определяются по следующим направлениям
их применения: для вновь вводимых и реконструируемых объёктов; на замену изношенного оборудования; для ремонтных и научно-исследовательских работ; на комплектование продукции машиностроения; для продажи населению и прочих нужд.
Основой определения потребности в оборудовании, машинах и механизмах является проектно-сметная документация, в которой отражаются проектируемые объемы производства, необходимое оборудование по соответствующей технологии и нормативы его производительности. Потребности на замену изношенного оборудования определяются по размеру ею выбытия; на ремонтные и научно-исследовательские работы исходя из объемов работ и требуемых типов оборудования; для комплектования продукции машиностроения — на основе прогнозируемого объема производства машин; для продажи населению и прочих нужд — эмпирически.
Часть промышленной продукции в процессе использования выступает как предметы потребления, при прогнозировании потребности в которых широко используется нормативный метод. По продовольственным товарам за основу берутся нормы потребления важнейших продуктов питания на душу населения.
По непродовольственным товарам и товарам длительного пользования наиболее приемлемыми для прогнозирования потребностей в них являются факторные модели (у = f (х1, х2, х3, ..., Хn)). Среди важнейших факторов следует выделить изменение денёжных доходов населения и потребительских цен. По товарам длительного пользования кроме указанных факторов необходимо учитывать насыщенность этими товарами населения, сроки их службы и др.
На структуру и объем выпуска промышленной продукция кроме спроса существенное влияние оказывают цены на сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, готовую продукцию, наличие производственных мощностей, обеспеченность ресурсами, развитие НТП.
На макроуровне планирование структуры и объема промышленного производства сводится к обоснованию приоритетов, формированию межотраслевых пропорций, увязке темпов развития каждой отрасли с имеющимися ресурсами и установлению заказа на поставку продукции.
Темпы изменения производства по отдельным отраслям можно определить в зависимости от изменения спроса на продукцию отрасли и производственных ресурсов (основных средств труда, сырья, энергии и т.д.).
На микроуровне объем производства и его структура формируются с учетом спроса, заказов на поставку продукции для государственных нужд и производственных возможностей.
Каждое промышленное предприятие в рыночных условиях должно стремиться снижать издержки производства и создавать принципиально новые изделия с более высокими потребительскими характеристиками, т.е. конкурентоспособную продукцию.
Конкурентоспособность — сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку совокупности ею качественных и экономических свойств относительно выявленных трёбований рынка или свойств другого товара. В условиях рынка конкурентоспособность товаров на 70—80 %зависит от их качества. В то же время существенное влияние оказывает ценовой фактор. Потребитель всегда желает получить новый товар - более качественный и дешевый.
В международной практике понятие “новое изделие» и включает в себя изменения в форме, содержания или упаковке, которые имеют значение для потребителя. Поэтому каждое предприятие должно иметь программу разработки новых товаров. Вышеуказанное обусловливает необходимость прогнозирования спроса на продукцию с учетом жизненного цикла товара, особенностей его стадий (этапов): выведения на рынок роста, зрелости и спада.
Этап выведения товарана рынок характеризуется периодом медленного роста сбыта по мере выхода товара на рынок. На этом этапе предприятия чаше всёго несут убытки из-за небольших объемов продажи товаров и значительных затрат по организации и стимулированию сбыта.
Этап роста - это период увеличения объема продаж нового товара. Если новый товар удовлетворяет требованиям рынка, то его сбыт увеличивается. Для обеспечения быстрого роста доли рынка и укрепления своего конкурентного положения на нем предприятие может принять следующие меры: повышать качество нового товара; придавать ему дополнительные свойства; выпускать его новые модификации; применять рекламу, направленную на осведомление о товарё и стимулирование его приобрётения; использовать новые каналы распределения; своевременно снижать цены с целью дополнительного привлечения числа потребителей и проникновения в новые сегменты рынка.
Этап зрелости — это наступающий со временем период замедления темпов роста сбыта товара. У производителей накапливаются запасы не проданной продукции. В этих условиях
предприятие должно постоянно вести работу по модификации товара и комплекса маркетинга. Оно должно стремиться увеличить потребление имеющегося товара, осуществлять поиск новых потребителей.
Этап спада характеризуется падением сбыта товара после того, как он преодолел этапы выведения на рынок, роста, зрелости. Падение с6ыта происходит в результате усиления конкуренции, появления новых товаров, изменения потребностей.
Предприятия должны выявлять товары, вступающие в стадию спада, путем своевременного анализа показателей их сбыта, доли на рынкё, уровня издержек и рентабельности, На основе результатов анализа должно принимается решение о продолжении, уменьшении или прекращении производства товара.
Важное значение при принятии решения по объему и структуре выпуска промышленной продукции по отраслям и предприятиям имеет определение производственных возможностей (мощностей).
Под производственной мощностью понимается максимально возможный выпуск продукции при установленном режиме работы оборудования, действующёй технологии и рациональной организации производства и труда.
Производственная мощность рассчитывается по ведущему оборудованию по формуле
где N - количество одноимённого ведущего оборудования; g - норма производительности оборудования единицу времени, час, см., сут.; Т - время работы оборудования в течение планового периода, количество часов, смен, суток.
К ведущему оборудованию, например в литейном производстве относятся плавильные печи, в хлебопекарном - хлебопекарные печи, в пивобезалкогольной промышленности - разливочные линии и т.д.
Для обоснования выпуска продукции производственными мощностями разрабатываются балансы по схеме, отраженной в табл. 18.1.
Баланс производственной мощности дает комплексную характеристику воспроизводства и использования производственной мощности в соответствующем периоде.
Выпуск продукции на действующих мощностях в плановом периоде устанавливается исходя из расчета срёднегодовой мощности и планируемого коэффициента ее использования.
В отчетном периоде коэффициент использования мощности определяется отношением объема производства продукции к среднегодовой мощности.
Среднегодовая мощность определяется путем суммирования мощности на начало периода, среднегодовой вводимой мощности и вычитания среднегодовой выбывающей мощности. Среднегодовой ввод (выбытие) мощности определяется путем деления размера вводимой (выбывающей) мощности в течение года на 12 и умножения получаемого результата на число полных месяцев, остающихся до конца года с момента ввода (выбытия) мощности:
Где - среднегодовой ввод (выбытие) мощности; - вводимая (выбывающая) мощность в течение года; n – число месяцев до конца года с момента ввода (выбытия) мощности.
При расчетах ввода в действие производственных мощностей на перспективу среднегодовой ввод (выбытие) мощности принимается в размере не менее 35 % намеченного ввода (выбытия) мощности за год.
Если действующие мощности не обеспечивают плановый выпуск продукции, то определяется необходимый ввод в действие дополнительных мощностей. Расчет производится по формуле
Где - ввод в действие дополнительных производственных мощностей; - планируемый объем производства продукции с учетом спроса; - возможный выпуск продукции на производственных мощностях, которые будут действовать в плановом порядке; - коэффициент освоения мощности; - коэффициент, характеризующий сроки ввода в действие производственных мощностей.
В процессе обоснования объемов производства сырьевыми топливно-энергетических ресурсов разрабатываются материальные балансы. С их помощью осуществляется увязка потребностей с ресурсами и в случае несоответствия изыскиваются источники увеличения ресурсов, уточняется их импорт, вносятся коррективы в планы производства, разрабатываются меры по снижению расхода ресурсов.
Особая значимость в современных условиях стала придаваться разработке балансов топлива. Они разрабатываются в условном топливе и по отдельным видам топлива в натуральном выражении. Потребности в топливно-энергетических ресурсах определяются по всем направлениям их использования в условном топливе, как правило, нормативным методом.
Перевод условного топлива в натуральное осуществляется по коэффициентам. Сводный баланс топлива разрабатывается по следующей схеме (табл. 18.2).
С целью обоснования объемов производства осуществляются также расчеты обеспеченности промышленного производства трудовыми ресурсами, определяется потребность в рабочей силе в прогнозируемом периоде с учетом темпов изменения объемов производства и производительности труда; путем сравнения общей потребности в рабочей силе с ее фактическим наличием выявляется ее излишек или дополнительная потребность в ней.