Промышленного производства

Комбинирование с экономических позиций представляет собой

одну из самых прогрессивных форм концентрации и организации

промышленного производства, так как позволяет наиболее полно

использовать все ресурсы предприятия. С экономических позиций

комбинирование производства позволяет:

•расширить сырьевую базу промышленности;

•снизить материалоемкость продукции за счет комплексного

использования сырья, отходов производства и осуществления не-

прерывности технологического процесса;

•снизить транспортные расходы;

•более эффективно использовать основные производственные

фонды и производственные мощности предприятия;

•сократить длительность производственного цикла;

•сократить инвестиции на развитие добывающих отраслей

промышленности;

•уменьшить производственные отходы и тем самым оказы-

вать благотворное влияние на природную среду;

•развивать концентрацию производства и получать выгоды от

эффекта масштабности и др.

Все вышеперечисленное можно формализовать и получить ма-

тематическое выражение для определения экономического эффекта

от комбинирования производства

где Э —экономический эффект от комбинирования производства,

себестоимость выпускаемой продукции на специализированном

предприятии и себестоимость выпуска этой же продукции за счет комбиниро-

вания;

—транспортные расходы на единицу продукции до и после комби-

нирования;

удельные капитальные вложения на выпуск продукции на специ-

ализированном предприятии и на производство этой же продукции за счет

комбинирования,

объем выпуска продукции за счет комбинирования производства,

- экономия капитальных вложений, необходимых на развитие добы-

вающих отраслей

Данную формулу можно представить и в более упрощенном виде:

т. е. комбинирование позволяет получить экономический эффект за

счет снижения себестоимости продукции снижения транспорт-

ных расходов снижения удельных капитальных вложений

и экономии "капитальных вложений необходимых на

развитие добывающих отраслей, если бы не осуществлялся процесс

комбинирования производства.

Кроме того, комбинирование —один из способов дивер-

сификации производства, что в условиях рыночных отношений

приводит к снижению риска банкротства предприятия.

85

Таким образом, развитие комбинирования на предприятии яв-

ляется одним из действенных направлений для увеличения выпуска

продукции, улучшения использования всех ресурсов предприятия,

снижения себестоимости продукции и увеличения прибыли.

Выводы

Специализация и кооперирование, как правило, представляют

собой единый процесс развития разделения труда, и поэтому их

всегда необходимо рассматривать в единстве.

Развитие специализации на предприятии позволяет повысить

уровень механизации и автоматизации труда, производительность

труда, улучшить качество выпускаемой продукции, снизить себе-

стоимость продукции и тем самым повысить конкурентоспособ-

ность предприятия и укрепить его финансовое положение.

Развитие специализации имеет следующие негативные послед-

ствия: могут увеличиться радиус транспортировки и монотонность

в работе. Поэтому при планировании развития специализации на

предприятии необходимо учитывать как положительные, так и от-

рицательные ее стороны.

Комбинирование является одной из самых прогрессивных форм

концентрации и организации промышленного производства, так

как позволяет наиболее полно использовать все ресурсы предприя-

тия. Поэтому те предприятия, которые умело и широко используют

эту прогрессивную форму организации производства, всегда ока-

зываются в лучшем финансовом положении.

Контрольные вопросы

1. Какова сущность специализации и кооперирования производ-

ства?

2. Каковы формы и показатели уровня специализации и коопе-

рирования производства?

3. Каковы основные недостатки и преимущества специализа-

ции и кооперирования производства?

4. Как определить экономический эффект от специализации

производства?

5 Каковы сущность и значение развития комбинирования на

предприятии ?

6. Каковы формы и показатели уровня комбинирования произ-

водства?

7. Как определить экономический эффект от развития комби-

нирования на предприятии?

8 Какова связь комбинирования с диверсификацией производ-

ства, их различия и особенности?

9. Проанализируйте, какие возможности имеются на вашем

предприятии по развитию комбинирования производства.

ГЛАВА

МАЛЫЙ БИЗНЕС

И ЭКОНОМИКА СТРАНЫ

СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ

МАЛОГО БИЗНЕСА

С переходом экономики РФ на рыночные отношения, а в связи

с этим и началом развития малого бизнеса в нашей стране в научную

литературу и официальные документы прочно стали входить такие

понятия, как ≪малый бизнес≫, ≪малые предприятия≫, ≪предпринима-

тели малого бизнеса≫, ≪предпринимательство и малый бизнес≫ и др.

К сожалению, многие эти понятия не унифицированы, и поэтому

в научной литературе они трактуются далеко не однозначно.

Термин ≪бизнес≫ имеет английское происхождение и в языке

оригинала означает дело, деятельность, занятие.

Бизнес —самостоятельная, осуществляемая на свой страх и

риск и под личную имущественную ответственность деятельность

отдельных граждан, направленная на получение прибыли или эко-

номической выгоды в иной форме.

В одном из английских учебников по бизнесу дается и такое

определение: ≪Бизнес —это деятельность, осуществляемая частны-

ми лицами или организациями для извлечения природных благ,

производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги

или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или

организаций≫. Бизнес в небольших масштабах на малых предприя-

тиях называется малым.

В одном из современных экономических словарей сущность

малого предприятия трактуется следующим образом: ≪Малое

предприятие —небольшое предприятие любой формы собствен-

ности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом ра-

ботников и занимающее крайне небольшую долю в общем по

стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной

Для предприятия≫.

В большинстве определений подчеркивается, что бизнес —дея-

тельность частных лиц и организаций, т. е. бизнес основан на част-

ной, негосударственной форме собственности. При этом все же не

следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

К малому предприятию относится коммерческая организация

в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установ-

ленным государством, относится к малому бизнесу.

Предприниматели без образования юридического лица также

относятся к малому бизнесу.

Экономика любого государства не может нормально развивать-

ся без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизне-

са. Это доказывает вся история экономического развития ведущих

стран мира.

Роль и значение малого предпринимательства с методической

точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с не-

скольких позиций, экономической, научно-технической, социаль-

ной, политической.

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса мож-

но определить при помощи следующих показателей:

•доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого

в малом бизнесе;

•доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;

•доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих

предприятий;

•доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

•доли малого бизнеса в экспорте продукции;

•доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей

величине;

•доли основного капитала, функционирующего в малом биз-

несе;• доли отдельных видов продукции или услуг, производимых

малым бизнесом, в общем их объеме и др

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрас-

тает роль малого бизнеса в экономике страны.

Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех заня-

тых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых

предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Япо-

нии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек

(это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% про-

даж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях

промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составля-

ет 52%, в странах ЕС —67%, Японии —55%.

Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось долж-

ного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался

крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге

к монополизации промышленного производства. С переходом на

рыночные отношения это стало существенным тормозом для разви-

тия национальной экономики.

Малый бизнес в Российской Федерации стал развиваться с 1988 г.,

но особенно интенсивно —начиная с 1990 г. На начало 2003 г. уже

насчитывалось 882,3 тыс. малых предприятий. За анализируемый

период среднегодовой темп их прироста составил 8,5%. Малые

предприятия в Российской Федерации уже создают 10—1% ВВП,

в них занято свыше 7,2 млн человек, а с учетом индивидуальных

предпринимателей —более 11 млн чел., что составляет 16,9% об-

щего количества занятых в экономике. Эти показатели ниже уровня

развитых зарубежных стран в 5— раз, а следовательно, в Россий-

ской Федерации далеко не использован имеющийся огромный по-

тенциал для развития малого бизнеса. Реализация этого потенциала

возможна только в том случае, если в нашей стране будут созданы

благоприятные условия, в том числе оказана государственная под-

держка развитию малого бизнеса.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое народно-

хозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

•мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наибо-

лее полно удовлетворять потребности населения в потребительских

товарах и услугах;

•для создания мелких фирм не требуются крупные инвести-

ции и длительный срок их сооружения;

•развитие мелкого бизнеса -— это одно из действенных на-

правлений антимонопольной политики и обеспечения конкурент-

ной среды;

•мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно созда-

вать сложные управленческие структуры;

•мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться,

внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную

или полную автоматизацию производства, достигать оптимального

сочетания автоматизированного и ручного труда;

•развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени

решить или смягчить проблему безработицы;

•с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и

класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации

экономики и наведении элементарного порядка в стране;

•малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса

прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рын-

ка, быстрее реагирует на спрос потребителей;

" в современных условиях РФ, когда процесс становления ма-

лого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его

дальнейшее развитие в количественном и качественном плане явля-

ется важнейшим фактором поступательного подъема национальной

экономики.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый

характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по

следующим направлениям:

•в снижении уровня безработицы;

•в более полном удовлетворении потребностей граждан в про-

дукции и услугах;

•в улучшении качества обслуживания;

•в более высокой удовлетворенности людей, особенно высо-

необразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих

свою работу прежде всего как средство самовыражения;

•в формировании среднего класса в обществе как основы для

развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;

•в формировании многочисленного класса мелких собствен-

ников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспече-

нии порядка и стабильности в обществе и экономике;

•в снижении забастовок и социальной напряженности в об-

ществе.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые

различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране

способствует развитию позитивных процессов в экономике (а, как

известно, политику и экономику трудно отделить друг от друга),

демократизации общества, увеличению политического веса на меж-

дународной арене, что, в свою очередь, приносит этому государ-

ству не только политические, но и экономические дивиденды.

Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что малое

предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной

экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и

высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться

в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды

населения.

Эти и другие преимущества малого предпринимательства явля-

ются стимуляторами для развития национальной экономики, и по-

этому государство обязано оказывать существенную поддержку

развитию малого бизнеса.

Помимо преимуществ, у малых предприятий имеются и уязви-

мые места. Главное из них —малая величина индивидуального ка-

питала. Для подавляющего большинства малых предприятий ос-

новным источником стартового капитала или пополнения средств,

уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь

в случае достаточно успешного ведения деловых операций появля-

ется возможность использовать банковский кредит. Но коммерче-

ские банки всегда неохотно взаимодействуют с малыми предприя-

тиями, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кре-

диты крупным предприятиям, и сопряжены с гораздо большим

риском. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммер-

ческому кредиту порождают у многих малых предприятий хрони-

90

ческую нехватку оборотного капитала, что и становится причиной

большей части банкротств. Финансовое положение малых предприя-

тий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку —в отли-

чие от крупных —они имеют ограниченные возможности перекла-

дывать рост своих издержек на потребителей.

Характерный для малого бизнеса низкий уровень собственного

капитала в общем объеме финансовых ресурсов ведет к повышен-

ной зависимости от кредита. На техническое перевооружение про-

изводства требуются значительные средства, а получение кредита

связано с большим риском его несвоевременного возврата, следова-

тельно, и банкротства. Но и эти негативные моменты с лихвой пере-

крываются достоинствами малого бизнеса.

Наши рекомендации