Тема 10. производственная программа (пп)

1. ФОРМИРОВНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ.

2. ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ.

1. ФОРМИРОВНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ.

Производственная программа разрабатывается на всех предприятиях выпускающих продукцию для ее реализации. Она включает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и обоснование производственной мощности материальными, трудовыми и другими ресурсами. В настоящее время составляют бизнес план, одним из основных разделов которого является система заданий по выпуску продукции в номенклатуре, ассортименту, количеству и качеству, стоимости, сроков. Разработка ПП осуществляется на основе изучения рынка службой маркетинга предприятия. В ПП входит изучение вопросов:

1. изучение потребителей товаров и их поведения на рынке.

2. анализ рыночных возможностей предприятия

3. оценка выпускаемых товаров с точки зрения перспективы

4. анализ используемых форм и каналов сбыта

5. оценка используемых методов ценообразования

6. изучение конкурентов.

После проведения маркетинговых исследований ПП внутри предприятия разрабатывается последовательно:

1. Определяется номенклатура (Н) и ассортимент (Ас) продукции и объем ее поставок в натуральном выражении по договорам.

2. Составляется план поставок в натуральном выражении по потребителям.

3. Объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами производственных мощностей по ведущим подразделениям (цехам, участкам, группам оборудования).

4. На основе объема производства и реализации в натуральном выражении рассчитываются стоимостные показатели ПП (товарная, реализованная продукция).

5. Составляется график отгрузки в соответствии со сроками в договорах.

6. ПП разрабатывается как по предприятию в целом, так и по его основным цехам.

Производственная программа формируется за счет государственных заказов, заказов потребителей и на основе рынка потребительского спроса. План производства (производственная программа) связана с финансовым планом, планом издержек, прибыли и рентабельности. При разработке ПП должны быть соблюдены принципы:

1. Максимальное использование оборудования, материальных и трудовых ресурсов.

2. Согласованность по кооперативным поставкам комплектующих, полуфабрикатов.

3. Конкурентоспособность продукции на рынке.

Соблюдение этих принципов при разработке ПП обеспечит эффективность.

ПП планируется на 3-5 лет, на 1год с разбивкой по кварталам и месяцам. План производства разрабатывается в натуральных, условно-натуральных, стоимостных и трудовых показателях. Каждый из них имеет свое назначение и область применения.

а) Объем производства в натуральном выражении характеризуется номенклатурой (Н) и ассортиментом (Ас).

Номенклатура – укрупненный перечень выпускаемой предприятием продукции.

Ассортимент – перечень продукции внутри номенклатуры, т.е. ее состав по сортам, видам, типам, маркам и т.д. Ассортимент используется для заключения договоров с заказчиками.

Планирование продукции в натуральных показателях не позволяет определить общий объем производства продукции, определить прибыль. Для этого в производственной программе разрабатывается стоимостные показатели продукции.

б) Стоимостные показатели – обобщающие.

в) Трудовой измеритель объема производства, выражаемый в нормо-часах, человеко-днях, станко-часах, используемый для определения численности, норм выработки, размера ОТ.

2. ПОКАЗАТЕЛИ ПП.

Объем товарной продукции (ВТП) – база для расчета

1. объема валовой продукции (ВВП)

2. объема реализованной продукции (Врп).

I. Втп – стоимость той части производимой продукции, которая предназначена для реализации.

В объем товарной продукции включают:

а) стоимость готовых изделий.

б) стоимость своих полуфабрикатов и продукцию вспомогательных цехов, реализуемых на сторону.

в) стоимость своих полуфабрикатов и продукции, поставляемых своему капитальному строительству и непромышленным хозяйствам предприятия.

г) стоимость услуг и работ промышленного характера по заказам со стороны.

В Втп не включается стоимость сырья и материалов, оплаченных заказчиком. Однако, если из этого сырья изготовлена продукция для заказчика, то Втп включается стоимость переработки этого сырья.

Втп планируется в действующих ценах предприятия. В платежных документах на продукцию, кроме цен изготовителя выделяются:

1. НДС

2. Акцизы

3. Другие косвенные налоги.

II. Объем валовой продукции (Ввп) – вся продукция, произведенная предприятием за определенный период времени независимо от степени готовности.

тема 10. производственная программа (пп) - student2.ru

DНП – изменение остатков незавершенного производства

(DНП=НПк-НПн)

DИп – изменение остатков инструмента собственного производства.

(DИп=Ипк-Ипн)

III. Объем реализованной продукции (Врп) – характеризует стоимость объема продукции, поступивший в данный период на рынок и подлежащий оплате потребителями.

Моментом реализации могут быть два случая:

а) момент отгрузки

б) момент поступления денег на счета.

тема 10. производственная программа (пп) - student2.ru ,

ОГППРОШ – остатки готовой продукции с прошлого года.

ОГПКГ –остатки готовой продукции на конец года.

IV. Объем чистой продукции (ВЧП) – характеризует вновь созданную стоимость и включает ЗП c отчислениями, прибыль и амортизацию.

Внутризаводской оборот – сумма продукции и услуг цехов предприятия, используемые внутри предприятия в течение одного и того же периода времени.

Прогнозирование объема производства включает:

1. анализ и определение емкости отраслевого рынка

2. анализ объема продаж

3. расчет возможного объема производства.

Наши рекомендации