Понятие и виды прибыли

В условиях рыночной экономики прибыльявляется важнейшим показателем, характеризующим деятельность предприятия, т.к. она является источником дохода бюджета и основной целью предпринимательской деятельности.

Прибыль создает определенные гарантии для существования предприятия, т.к. ее накопление в виде различных резервных фондов помогает преодолевать последствия риска, связанного с реализацией товаров на рынке.

Предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку, что не означает еще получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции.

Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость, если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат. В этом случае предприятию грозит банкротство.

Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:

· характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;

· является основным источником финансовых ресурсов предприятия;

· является источником формирования бюджетов различных уровней.

На предприятии формируются различные виды прибыли.

Общая сумма прибыли на предприятии – балансовая прибыль -слагается изфинансового результата от реализации продукции, основных фондов и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Балансовая прибыльрассчитывается по следующей формуле:

Пбал = Пр + Двн - Рвн,

где: Пр – прибыль от реализации продукции.

Двн- доходы от внереализационных операций,

Рвн- расходы от внереализационных операций.

К Двн относятся:

- сдача имущества в аренду;

- дивиденды по ценным бумагам;

- прибыль от совместной деятельности с другими предприятиями и др.

Прибыль от реализации продукции рассчитывается по формуле:

Пр =Вп - Сп,

где: Вп - выручка от реализации продукции,

Сп - полная себестоимость.

Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, средства которой расходуются на техническое развитие предприятия, материальное поощрение работников и социальное развитие коллектива.

Распределение прибыли на предприятии

На любом предприятии объектом распределения прибыли является балансовая прибыль

предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в виде

1) платежей органам финансово-банковской системы:

а) уплата налогов;

б) уплата % банку за пользование кредитом;

в) погашение ранее взятых ссуд;

г) страховые платежи;

2) по статьям использования на предприятии.

Оставшаяся часть прибыли получила название чистой прибыли.

Общая схема распределения чистой прибыли на предприятии:

               
 
Чистая прибыль
 
Резервный фонд
 
Фонд накопления
 
Фонд потребления

= + +

При распределении прибыли и определении основных направлений ее использования, прежде всего учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость расширения и обновления производственного потенциала предприятия

В соответствии с этим определяется величина отчислений от прибыли в:

  • фонд накопления для финансирования капитальных вложений, увеличения

оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской работы, внедрения

новых технологий и т.п.;

· фонд потребленияна социальные нужда работников предприятия, материальное поощрение и т.п.

Понятие и виды рентабельности

Для оценки уровня эффективности предприятия полученную прибыль сопоставляют с затратами или используемыми ресурсами, применяя показатель рентабельности.

Рентабельностьхарактеризует размер прибыли, полученной с каждого рубля вложенных средств. Рассмотрим два вида рентабельности, которые рассчитываются на предприятии:

1) рентабельность продукции – это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости (%):

Rпр=Пр/Сп ∙ 100 (%);

2) рентабельность производства - это отношение балансовой прибыли предприятия к сумме среднегодовой стоимости ОПФ и стоимости нормируемых оборотных средств (%):

Пбал

Rпр = ————— ∙ 100 (%),

Фсг + Соб

где: Соб – стоимость нормируемых оборотных средств.

Повышение рентабельности – одна из важнейших задач каждого предприятия. Основные пути повышения рентабельности продукции следующие:

· повышение прибыли предприятия за счет снижения себестоимости продукции, улучшения ее качества за счет структурных сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции;

· наиболее полное использование ОПФ за счет более экстенсивного и интенсивного их использования, сокращения сроков освоения производственных мощностей, замены устаревшего оборудования;

· наиболее полное использование оборотных средств предприятия за счет своевременной реализации готовой продукции, ускорения оборачиваемости оборотных средств.

Наши рекомендации