Понятие и виды прибыли
В условиях рыночной экономики прибыльявляется важнейшим показателем, характеризующим деятельность предприятия, т.к. она является источником дохода бюджета и основной целью предпринимательской деятельности.
Прибыль создает определенные гарантии для существования предприятия, т.к. ее накопление в виде различных резервных фондов помогает преодолевать последствия риска, связанного с реализацией товаров на рынке.
Предприятия реализуют свою продукцию потребителям, получая за нее денежную выручку, что не означает еще получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство продукции и ее реализацию, т.е. с себестоимостью продукции.
Предприятие получает прибыль, если выручка превышает себестоимость, если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат. В этом случае предприятию грозит банкротство.
Прибыль как категория рыночных отношений выполняет следующие функции:
· характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия;
· является основным источником финансовых ресурсов предприятия;
· является источником формирования бюджетов различных уровней.
На предприятии формируются различные виды прибыли.
Общая сумма прибыли на предприятии – балансовая прибыль -слагается изфинансового результата от реализации продукции, основных фондов и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Балансовая прибыльрассчитывается по следующей формуле:
Пбал = Пр + Двн - Рвн,
где: Пр – прибыль от реализации продукции.
Двн- доходы от внереализационных операций,
Рвн- расходы от внереализационных операций.
К Двн относятся:
- сдача имущества в аренду;
- дивиденды по ценным бумагам;
- прибыль от совместной деятельности с другими предприятиями и др.
Прибыль от реализации продукции рассчитывается по формуле:
Пр =Вп - Сп,
где: Вп - выручка от реализации продукции,
Сп - полная себестоимость.
Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, средства которой расходуются на техническое развитие предприятия, материальное поощрение работников и социальное развитие коллектива.
Распределение прибыли на предприятии
На любом предприятии объектом распределения прибыли является балансовая прибыль
предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в виде
1) платежей органам финансово-банковской системы:
а) уплата налогов;
б) уплата % банку за пользование кредитом;
в) погашение ранее взятых ссуд;
г) страховые платежи;
2) по статьям использования на предприятии.
Оставшаяся часть прибыли получила название чистой прибыли.
Общая схема распределения чистой прибыли на предприятии:
|
|
|
|
= + +
При распределении прибыли и определении основных направлений ее использования, прежде всего учитывается состояние конкурентной среды, которая может диктовать необходимость расширения и обновления производственного потенциала предприятия
В соответствии с этим определяется величина отчислений от прибыли в:
- фонд накопления для финансирования капитальных вложений, увеличения
оборотных средств, обеспечения научно-исследовательской работы, внедрения
новых технологий и т.п.;
· фонд потребленияна социальные нужда работников предприятия, материальное поощрение и т.п.
Понятие и виды рентабельности
Для оценки уровня эффективности предприятия полученную прибыль сопоставляют с затратами или используемыми ресурсами, применяя показатель рентабельности.
Рентабельностьхарактеризует размер прибыли, полученной с каждого рубля вложенных средств. Рассмотрим два вида рентабельности, которые рассчитываются на предприятии:
1) рентабельность продукции – это отношение прибыли от реализации продукции к ее полной себестоимости (%):
Rпр=Пр/Сп ∙ 100 (%);
2) рентабельность производства - это отношение балансовой прибыли предприятия к сумме среднегодовой стоимости ОПФ и стоимости нормируемых оборотных средств (%):
Пбал
Rпр = ————— ∙ 100 (%),
Фсг + Соб
где: Соб – стоимость нормируемых оборотных средств.
Повышение рентабельности – одна из важнейших задач каждого предприятия. Основные пути повышения рентабельности продукции следующие:
· повышение прибыли предприятия за счет снижения себестоимости продукции, улучшения ее качества за счет структурных сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции;
· наиболее полное использование ОПФ за счет более экстенсивного и интенсивного их использования, сокращения сроков освоения производственных мощностей, замены устаревшего оборудования;
· наиболее полное использование оборотных средств предприятия за счет своевременной реализации готовой продукции, ускорения оборачиваемости оборотных средств.