Эффективность инновационной деятельности
Новшества могут быть покупными и собственной разработки, а инновации как результат внедрения новшеств могут осуществляться только в самой организации. Инновации не могут продаваться, продаются новшества для превращения их в инновации в сфере потребления.
Жизненный цикл новшеств может развиваться по одному из трех путей:
1) накопление в инновационной организации;
2) превращение новшества в инновацию;
3) продажа как товара.
Эффективность деятельности организации оценивается экономическими и финансовыми показателями. В условиях рыночных отношений не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов. К системе показателей предъявляются следующие требования:
1) показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;
2) показатели должны формироваться на перспективу (минимум на 3-5 лет) на основе ретроспективного анализа деятельности организации;
3) показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на данных рынках за обозначенный период;
4) важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами (например, прибыль, рентабельность товара и производства, удельная цена товара);
5) показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана;
6) показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации (доходы, расходы, страхование, ликвидность ценных бумаг и других активов, налоги, эффективность использования ресурсов и др.);
7) проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов, с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты деятельности организации.
Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования организации является показатель ее устойчивости.
Внедрение новшеств может дать четыре вида эффекта:
• экономический;
• научно-технический;
• социальный;
• экологический.
За счет получения экономического эффекта в форме прибыли организация осуществляет комплексное развитие и повышение благосостояния сотрудников. Остальные виды эффекта несут в себе потенциальный экономический эффект.
Вывод: экономический эффект разработки новшеств, внедрения их на фирме (превращения в инновации) или продажи может быть потенциальным или фактическим (реальным, коммерческим), а научно-технический, социальный и экологический эффекты могут иметь форму только потенциального экономического эффекта.
Критерием принятия управленческого решения является экономический эффект. В настоящее время в соответствии с рекомендациями
ЮНИДО (Организации Объединенных Наций по промышленному развитию) в зарубежной практике применяются следующие показатели оценки эффективности инновационной деятельности.
1. Чистый дисконтированный доход (ЧДД).
2. Внутренняя норма прибыли (IRR), или коэффициент дисконтирования.
3. Норма прибыли:
где NP — чистая прибыль; Р — проценты на заемный капитал; I — общие инвестиционные издержки.
Рисунок 7.1. Система показателей эффективности инновационной деятельности
4. Норма прибыли на акционерный капитал:
где Q — акционерный капитал.
5. Коэффициент финансовой автономности проекта (К):
где С — собственные средства; Z — заемные средства.
6. Коэффициент текущей ликвидности (Кл):
где Оа — сумма оборотных активов проекта.
7. В качестве интегрального показателя, характеризующего эффективность инновационной деятельности организации, может быть использован коэффициент результативности работы (г):
где Rc — суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомендованным) для освоения в серийном производстве; Q. — фактические затраты на НИОКР за i-й год; N — число лет анализируемого периода; Ht — незавершенное производство на начало анализируемого периода в стоимостном выражении; Н2 — то же на конец анализируемого периода.
К этим показателям следует добавить еще показатель срока окупаемости инвестиций в инновационный проект (То):
где Пч — чистая годовая прибыль, получаемая в результате функционирования объекта.
После выполнения перечисленных расчетов проводится анализ эффективности. Целью анализа (аудита) эффективности инновационнойдеятельности организации является изучение ее механизма и определение отдачи инвестиций. Из этой цели вытекают следующие направления анализа:
• анализ обоснованности идеи и структуры проблемы;
• анализ рациональности структуры организации;
• анализ профессионализма руководителя организации, руководителей инновационных проектов, их команд;
• анализ правовой обоснованности проектов и государственной поддержки инновационной деятельности;
• анализ финансового и материально-технического обеспечения организации;
• анализ качества нормативно-методического обеспечения организации;
• анализ качества информационного обеспечения организации;
• анализ совокупности примененных при проектировании научных подходов и современных методов менеджмента;
• анализ использования конкурентных преимуществ организации;
• анализ структуры портфелей новшеств и инноваций (покупные новшества, новшества для внедрения в организации, новшества для накопления, новшества собственной разработки, новшества для продажи);
• анализ качества экспертизы проектов;
• анализ качества расчетов показателей эффективности инновационной деятельности организации;
• анализ системы мотивации инновационной деятельности.
Анализ эффективности инновационной деятельности организации следует осуществлять с соблюдением следующих принципов:
• диалектики (системный подход, динамический подход, принцип проявления необходимости и случайности, принцип единства и борьбы противоположностей, принцип перехода количества в качество и качества в новое количество, принцип «отрицание отрицания»);
• единства анализа и синтеза;
• ранжирования;
• обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов;
• оперативности;
• количественной определенности и др.
Основные этапы анализаэффективности инновационной деятельности организации:
1) выявление проблемы, формулирование целей и задач анализа;
2) формирование временной творческой группы для проведения анализа;
3) разработка проекта программы анализа;
4) подготовка и издание приказа по организации о целях, группе, ее правах и обязанностях, программе анализа;
5) выбор методов выполнения работ;
6) сбор и обработка необходимой информации, документов и т. д.;
7) проведение анализа по перечисленным выше задачам и системе показателей;
8) подготовка, согласование и утверждение отчета о проделанной работе;
9) принятие мер по результатам анализа.