Экономическая эффективность инновационной деятельности

Инновационная деятельность – деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды деятельности по разработке, освоению и производству, а также реализации инноваций.

Осуществление инновационной деятельности, как и любой другой, всегда связано с различными внутренними и внешними затратами. Поэтому чтобы определить экономическую эффективность инновационной деятельности, необходимо оценить эффективность затрат на нее.

Следует различать эффективность затрат на инновационную деятельность у производителей (продавцов) и у покупателей.

Основным критерием обоснования экономической эффективности инновационной деятельности у производителей (продавцов) является ее результат: чистый дисконтированный доход, который определяется путем сравнения произведенных затрат и получаемых результатов и принимается за базу для всех последующих обоснований экономической эффективности конкретного инновационного проекта. Кроме того, экономическая эффективность инновационной деятельности включает в себя определение и других рассмотренных нами показателей: индекса доходности, срока окупаемости капитальных затрат и внутренней нормы доходности проекта. Завершается оценка определением устойчивости и чувствительности основных экономических характеристик проекта к изменению внутренних и внешних параметров.

Под устойчивостью проекта понимается предельное негативное значение анализируемого показателя, при котором сохраняется экономическая целесообразность реализации проекта. Устойчивость проекта к изменению анализируемого показателя рассчитывается исходя из приравнивания к 0 уравнения для расчета NPV. Проект считается устойчивым, если при отклонении показателей проекта (капитальные вложения, объем продаж, текущие затраты и макроэкономические факторы) на 10 % в худшую сторону, сохраняется условие
NPV = 0.

Чувствительность к изменению показателя определяется также с помощью анализа, когда анализируемый показатель изменяется на 10 % в сторону негативного отклонения. Если после этого NPV остается положительным, то инновационная деятельность считается нечувствительной к изменению данного фактора. Если же NPV принимает отрицательное значение, то деятельность имеет чувствительность менее 10 %-ного уровня и признается рискованной по данному фактору.

Экономическую эффективность инновационной деятельности у покупателей нужно рассматривать с иной стороны. Покупатель, приобретая новшества, совершенствует свою материально-техническую базу, технологию производства и управления. Он несет затраты, связанные с покупкой новшества, его транспортировкой, освоением и др. Эффективность затрат покупателя на использование новшеств можно определять, а также управлять ею через сравнение следующих показателей:

- затраты на производство и реализацию продукции до и после введения новшеств;

- выручка от реализации продукции до и после введения новшеств;

- стоимость потребляемых ресурсов до и после введения новшеств;

- среднесписочная численность персонала и т. д.

В рыночных условиях хозяйствования очень важен такой показатель, как привлекательность инновационных проектов, определяемая стратегией фирмы-инноватора, условиями привлечения финансовых ресурсов и их источниками, дивидендной политикой инноватора. Кроме того, допустимость проектов должна превышать ставки банковских депозитов, на что, как правило, обращают внимание инвесторы. Необходимо также определять еще и точку безубыточности работы организации-инноватора. Она определяется объемом реализации продукции, при котором покрываются все издержки производства. Следовательно, выбор объекта инвестирования представляет собой одну из важных проблем. Наибольшим предпочтением пользуются те виды инновационной деятельности, которые позволяют иметь сверхмонопольную прибыль, что весьма часто зависит от устойчивого спроса на новые виды продукции или оказываемые услуги.

Задание по главе

15. ПЛАНИРОВАНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА:

- производственная программа (по годам, в единицах выпуска продукции);

- план финансовых потоков (доходы и расходы для инвестиционного периода с поквартальной разбивкой, далее по годам);

- план балансовой и чистой прибыли по годам.

17. ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА.

18. АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА.

19. АНАЛИЗ БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ПРОЕКТА.

20. СОЦИАЛЬНАЯ И ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА.

Контрольные вопросы

1. Какие показатели инновационной деятельности организации существуют?

2. Каковы основные приемы экспертизы инновационных проектов?

3. Как производится оценка эффективности инновационных проектов?

4. Какие методы оценки эффективности проекта вам известны?

5. Как производится сравнение проектов по их финансово-экономической эффективности?

6. Каким образом определяется экономическая эффективность инновационной деятельности?

Библиографический список

1. Ансофф И. Стратегическое управление. – М. : Экономика, 1989.

2. Аралбаева Ф.З. Риск и неопределенность в принятии управленческих решений / Ф.З. Аралбаева, О.Г. Карабанова, М.Г. Круталевич-Леваева // Вестн. ОГУ. – 2002. – Вып. 4.

3. Аренков И.А. Бенчмаркетинг и маркетинговые решения / И.А. Аренков, Е.Г. Багиев. – СПб. : Изд-во СПбУЭФ, 1997.

4. Багиев Г.Л. Методы получения и обработки маркетинговой информации. – СПб. : Изд-во СПбУЭФ, 1996.

5. Герике Р. Контроллинг на предприятии. – Берлин : АБУ-консальтГмбХ, 1992.

6. Герчикова Р.Н. Менеджмент. – М. : Банки и биржи : ЮНИТИ, 1995.

7. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования : теория, практика и методология. – М. : Финпресс, 1998.

8. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. – Таганрог : Изд-во ТРТУ, 1998.

9. Гольдштейн Г.Я. Стратегический инновационный менеджмент. – Таганрог : ТРТУ, 2002.

10. Дагаев А. А. Экономический рост и глобализация технологического развития // Менеджмент в России и за рубежом. – 1999. – № 1.

11. Данько Т. П. Управление маркетингом (методологический аспект). –
М. : Инфра-М, 1997.

12. Донцова Л. Инновационная деятельность : состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование // Менеджмент в России и за рубежом. – 1998. – № 3.

13. Ефремов В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования // Там же. – 1997. – № 4, 5, 6.

14. Иванов М. США : управление наукой и нововведениями / М. Иванов, С. Колупаева, Г. Кочетков // – М., 1990.

15. Карпунин М.Г. Жизненный цикл и эффективность машин / М.Г. Карпунин, Я.Г. Любинецкий, Б.И. Майданчик. – М. : Машиностроение, 1989.

16. Кирьяков А. Г. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике : теоретико-методологический аспект. – Ростов н/Д. : Изд-во РГУ, 2000.

17. Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

18. Миклашевская Н.А. В. Международная экономика : учебник / Н.А. Миклашевская, А.В. Холопов. – М. : Изд-во МГУ, 1998.

19. Недосекин А. О. Нечетко-множественный анализ риска фондовых инвестиций. – СПб., 2002.

20. Непомнящий Е.Г. Экономика и управление предприятием. – Таганрог : Изд-во ТРТУ, 1997.

21. Ойхман Е.Г. Реинжиниринг бизнеса : реинжиниринг организаций и информационные технологии / Е.Г. Ойхман., Э.В. Попов. – М. : Финансы и статистика, 1997.

22. Портер М.Е. Конкуренция. – СПб.; М.; Киев : ИД «Вильямс», 2000.

23. Рыбальченко И. Практические методы разработки и анализа товарной стратегии предприятия на основе внутренней вторичной информации. – Харьков : Консалтинг-центр ЭРКОН, 1998.

24. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. – М. : Экономика, 1989.

25. Тычинский А.В. Адаптивные методы управления НИОКР как конкурентным фактором в условиях глобальной конкуренции. – Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2002.

26. Хант И. Разведка на службе вашего предприятия / И. Хант, В. Зартарьян. – Киев : Укрзакордонвизасервис, 1992.

27. Широков Ф.В. Электронная коммерция / Ф.В. Широков, В.И. Дрожжинов. – М. : ПАИМС, 2000.

28. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. – М. : Финансы и статистика, 1996.

29. Шумпетер И. Теория экономического развития. – М. : Экономика, 1995.

30. Эванс Дж. Р. Маркетинг / Дж.Р. Эванс, Б. Берман. – М. : Экономика, 1993.

31. Эдельман В.И. Надежность технических систем : экономическая оценка. – М. : Экономика, 1989.

Словарь терминов

Брэнд-инновации – система характерных свойств нового продукта или операции, которая формирует сознание потребителя и определяет на рынке место этой инновации, а также ее производителя или продавца.

Бэнчмаркинг – изучение деятельности хозяйствующих субъектов, прежде всего своих конкурентов, с целью использования их положительного опыта в своей работе.

Венчурное финансирование – финансирование новых предприятий и новых видов деятельности, которые традиционно считаются высоко рискованными, что не позволяет получить для них финансирование в виде банковского кредита и других общепринятых источников.

Гонорар – денежное вознаграждение за услуги, оказываемые лицензиаром, которое назначается в виде определенной суммы.

Грант (grant) – средства, безвозмездно передаваемые спонсором организации или частному лицу для осуществления конкретного инновационного проекта.

Жизненный цикл инновации – определенный период времени, в течение которого инновация создается, совершенствуется, используется и реализуется на рынке в качестве товара, обеспечивая достижение целей производителя (продавца).

Единственная лицензия – это своего рода разновидность исключительной лицензии, при которой лицензиар, не имея права выдать еще лицензию, сам может использовать предмет договора.

Инжиниринг инноваций – это комплекс работ по созданию инновационного проекта, включающий в себя создание, реализацию, продвижение и распространение определенной инновации.

Инновационная продукция – результат внедрения продуктовых инноваций, новые (вновь внедренные) или подвергшиеся усовершенствованию изделия, а также изделия, производство которых основано на новых или значительно усовершенствованных методах (прочая инновационная продукция).

Инновационный менеджмент – это область экономической науки и практической деятельности, изучающая системы управления процессами создания и распространения нововведений во всех сферах целенаправленной деятельности человека.

Инновационный потенциал организации – это степень ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т. е. степень готовности к реализации инновационного проекта или программа инновационных преобразований и внедрения инноваций.

Интеллектуальный товар – информация, изобретение, ноу-хау и т. д. – защищенный в соответствующей юридической форме, может быть продан его законным владельцем столько раз, сколько найдется на него покупателей.

Лицензия – юридический документ, на основании которого одно физическое или юридическое лицо (лицензиар), обладающее исключительным правом на объект промышленной собственности (патентом на изобретение или промышленный образец, свидетельством на полезную модель или товарный знак), передает другому лицу (лицензиату) на определенных условиях право на использование охраняемого объекта промышленной собственности.

Мэрджер (фр. maied, лат. major – старший, большой, более поздний) – поглощение фирмы более сильной компанией.

Метод сетевого планирования – это совокупность определенных приемов, позволяющих с помощью сетевого графика (сетевой модели) рационально осуществлять всю программу управления инновациями.

Мотивация – это совокупность потребностей и их мотивов, определяющих деятельность компании в определенном направлении. В инновационном менеджменте мотивация рассматривается как набор методов по направлению действия побудительных сил для достижения поставленной цели.

Научная организация – организация (учреждение, инновационное предприятие), выполняющая НИОКР в качестве основной деятельности независимо от ее принадлежности к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой формы и формы собственности.

Нововведение – совершенствование определенной части технологического или производственного процесса, не требующее остановки производства и значительных экономических затрат.

Новшество – творческая мысль, проявляющая себя в элементах производственно-технологической деятельности, которая может иметь дальнейшее развитие в нововведении или инновации.

Патент – документ, удостоверяющий авторство изобретения и предоставляющий его владельцу исключительное (монопольное) право на использование изобретения в течение двадцати лет с даты приоритета.

Паушальный платеж – единовременный (аккордный) платеж, т. е. единовременная выплата твердой, заранее рассчитанной суммы.

Полезная модель – это конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей.

Полная лицензия – это такая исключительная лицензия, в которой ограничивается только срок, т. е. полный отказ лицензиара от использования предмета соглашения в течение этого срока, полная уступка всех имущественных прав в этот период.

Производственная марка – это словесный (описательный) способ индивидуализации товара, она в обязательном порядке помещается на самом товаре или его упаковке.

Промышленный образец – результат творческой деятельности, направленной на достижение декоративности внешнего вида изделий массового производства, который удовлетворяет потенциальных потребителей как в зрительной привлекательности изделий, так и в способности эффективно выполнять предназначенную им функцию.

Реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений современных показателей деятельности компаний, таких как стоимость, качество, сервис и темпы.

Роялти – это периодические отчисления от дохода покупателя в течение периода действия лицензионного соглашения, сумма которых определяется в зависимости от экономических результатов использования предмета лицензии (процент от полученной лицензиатом прибыли или объема продаж инновационной продукции и т. п.).

Рыночный спрос на товар – это количество товара, которое может быть куплено определенной группой потребителей в указанном регионе, в заданный отрезок времени, в рамках конкретной маркетинговой программы.

Синергизм (греч. Synergeia – сотрудничество, содружество) – явление в деловой практике, когда эффект общего результата превосходит сумму отдельных эффектов, входящих в этот результат.

Срок окупаемости – это продолжительность периода времени, за который поступления от деятельности по проекту покроют затраты на реализацию проекта.

Сублицензия – это лицензия, выдаваемая лицензиатом. Лицензионное соглашение может давать разрешение лицензиату позволять другим пользоваться этими же правами без обращения к первоначальному собственнику.

Технология – это сочетание квалифицированных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях.

Товарный знак – словесное, изобразительное, объемное или иное условное обозначение товара (или группы товаров), используемое для его отличия от однородных товаров других изготовителей.

Фирменное наименование – это название коммерческой организации. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица.

Франчайзинг – система договорных отношений между предприятиями, при которой одна сторона предоставляет другой стороне право на производство и/или реализацию определенного вида продукции (товаров), оказание определенных услуг от имени и под товарным знаком франчайзера, а также право на получение технической и организационной помощи.

Фронтирование рынка, или фронтинг (от англ. front – выходить на) – это операция по захвату рынка другого хозяйствующего субъекта или зарубежного рынка.

[1] Тычинский А.В. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт. Таганрог: ТРТУ, 2006. С. 25.

[2] Рупосов В.Л. Экономические основы технологического развития: конспект лекций. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007. 36 с.

[3] Основы инновационного менеджмента. Теория и практика : учебник / Л.С. Барютин [и др.]; под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. 2-е изд. перераб. и доп. М. : Экономика, 2004. 518 с.

[4]Тычинский А.В. Адаптивные методы управления НИОКР как конкурентным фактором в условиях глобальной конкуренции. Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2002.

[5]Инновационное предпринимательство: как работает венчурная «лестница»: сб. статей. М.: ОАО «Российская венчурная компания»: Бизнес-журнал, 2010. 64 с.

Наши рекомендации