Вопрос 44.Техническое обслуживание гидромеханической передачи
Проверка уровня масла в гидромеханической передаче, главной и колесной передачах. Для исключения даже мгновенного прерывания давления масла во фрикционах при движении автомобиля на уклоне или заезде в ямы, канавы необходимо, чтобы масло в поддоне гидромеханической передачи не опускалось ниже определенного уровня. Поэтому ежедневно перед выездом на линию следует проверять уровень масла, а также проводить осмотр соединения маслопроводов и шлангов, устранять утечку масла. Уровень масла проверяется маслоизмерительным стержнем через 15 мин после остановки двигателя (с 1979 г. на автомобилях устанавливается мерное стекло указателя уровня масла).
Перед троганием автомобиля с места необходимо убедиться, что сигнальная лампа аварийного давления масла в системе смазки не горит при частоте вращения коленчатого вала 1000 об/мин.
Если она загорается, то автомобиль на линию выпускать нельзя до устранения неисправности.
Уровень масла в главной и колесных передачах ведущего моста проверяется через 100 ч работы автомобиля. Уровень масла в картере ведущего моста автомобиля БелАЗ-540А считается нормальным, если масло на 40 мм ниже кромки заправочного отверстия; для автомобиля БелАЗ-548А— между метками на маслоизмерительном стержне пробки заправочного отверстия.
Для определения уровня масла в колесных передачах колесо следует установить таким образом, чтобы паз под вентиль оказался вверху. Масло в этом случае должно доходить до кромки сливного отверстия — нормальный уровень.
Не следует заливать масло в картер ведущего моста и колесные передачи выше нормального уровня, так как оно будет выбрасываться через сапуны и течь через сальники.
Регулировка привода переключения передач. Привод переключения передач состоит из механизма переключения передач, расположенного на рулевой колонке, крышки привода переключения передач, установленного на гидромеханической передаче, системы рычагов и тяг.
Для проверки работы привода переключения передач поочередно включают первую, вторую, третью и передачу заднего хода. Все передачи должны включаться без заеданий и значительных усилий.
Нарушение работы привода может быть вызвано износом: сухарей и сферических пальцев шарниров, посадочных мест рычагов на валу управления коробкой передач, втулок в крышке привода переключения передач. При нарушении работы привода необходимо осмотреть все шарниры тяг и рычаги и проверить, нет ли в них люфта.
Люфт в шарнирах проверяют качанием тяг управления, переключая передачи. При обнаружении люфта шарниры нужно отрегулировать. Для этого вынуть шплинт, завернуть пробку шарнира до полного сжатия пружины, а затем отвернуть ее на 1/5 – 1/10 оборота до совпадения отверстия в пробке с отверстием в наконечнике шарнира (что обеспечит свободный поворот шарового пальца на полный возможный угол с наименьшим люфтом в сочленении) и установить шплинт. Такие операции проводят со всеми шарнирами, в которых обнаружены люфты.
Зазоры в соединениях рычагов привода переключения передач проверяют качанием их рукой сначала в горизонтальной плоскости, а затем в вертикальной. При обнаружении зазоров в соединении рычагов с валом следует заменить рычаги.
Зазоры в соединении валика с крышкой привода проверяют качанием рычагов. При обнаружении ощутимого зазора снимают крышку привода и заменяют втулки. После проверки и устранения зазоров в шарнирах и в соединениях рычагов регулируют тяги.
Привод переключения передач регулируют в такой последовательности:
поворотом рычагов устанавливают золотники переключения передач в золотниковой коробке в нейтральное положение;
вращая ключом тяги, регулируют их длину таким образом, чтобы угол между плечом двуплечего рычага и продольной тягой максимально приближался к , а двуплечие рычаги находились строго друг над другом;
устанавливают рычаг переключения передач в кабине водителя в нейтральное положение таким образом, чтобы он делил пополам расстояние между усиками кулисы; при этом рычаги, расположенные на валy управления, должны находиться друг над другом;
регулируют длину поперечных тяг, подсоединяя их к рычагам так, чтобы не нарушилось взаимное расположение рычагов и нейтральное положение рычага переключения передач;
проверяют легкость и четкость переключения передач. На автомобилях, выпускаемых с 1980 г., устанавливается электрогидравлический привод переключения передач. Электропереключатель (пульт управления) на рулевой колонке подает сигнал на электромагниты золотниковой коробки. При техническом обслуживании следует проверять четкость и последовательность переключения передач, а также осматривать контакты и электромагниты золотниковой коробки.
Проверка технического состояния гидротрансформатора по отложениям на элементах фильтра и замена фильтрующего элемента. Для выполнения этой операции необходимо отвернуть центральный болт, снять крышку, извлечь фильтрующий элемент и сетку из корпуса, на котором установлен предохранительный клапан. Затем проверить визуально и на ощупь отложения на фильтрующих элементах и осадок в корпусе фильтра. В отложениях фильтрующих элементов и в корпусе фильтра не должно быть алюминиевой стружки и частиц алюминия, их наличие свидетельствует о повреждении колес гидротрансформатора. После этого необходимо сделать вывод о пригодности гидромеханической передачи к дальнейшей эксплуатации: при большом налете алюминия гидромеханическую передачу следует отправить в ремонт, фильтры промыть, фильтрующие элементы заменить. Затем, предварительно поставив уплотнительное кольцо, установить фильтр, его сетку, крышку фильтра и завернуть центральный болт. Запустить двигатель и проверить фильтр на герметичность.
Масляный фильтр заменяется через 500 ч работы двигателя. Допускается проточка фильтра на токарном станке на глубину 5—10 мм; срок службы такого фильтра не должен превышать 200 ч. При замене фильтров следует обратить внимание на их маркировку — на упаковке должен стоять индекс 240-1017038А.
Замена масла в трансмиссии. Замена масла и промывка системы в гидромеханической передаче производится через 2000 ч работы при применении масла марки А. Принята такая последовательность операций: слить масло из коробки передач (лучше это делать сразу после возвращения автомобиля с линии, пока оно теплое; если автомобиль не работал, запустить двигатель и прогреть коробку передач); снять поддон и промыть его в дизельном топливе снять маслоприемник, разобрать его, промыть детали, продуть их