Методы оценки экономической эффективности инноваций
Для оценки экономической эффективности инновационных проектов используют две группы показателей: статические (бухгалтерские или учетные) и динамические (дисконтные):
1. Показатели оценки, основанные на статических методах расчета, предусматривают использование в расчетах бухгалтерских данных об инвестиционных затратах в инновационное проектирование и доходах от них без их дисконтирования во времени. Показатели, основанные на использовании статических методов расчета, применяются, как правило, для оценки эффективности небольших краткосрочных реальных инновационных проектов.
2. Дисконтные методы учитывают два важных аспекта в деятельности инноватора:
- при одноразовом инвестировании всей суммы, необходимой для реализации проекта, он лишается возможности временно использовать ее часть для получения альтернативных доходов (например, процентов по банковскому вкладу или дохода по краткосрочным государственным займам); если средства, вкладываются в проект по определенным интервалам времени (по подпериодам), то, получая дополнительную альтернативную выгоду, инноватор фактически уменьшает стоимость инвестиций в проект;
- доходы от реализации проекта, поступающие по определенным интервалам времени, также дают инноватору возможность извлекать из них дополнительный альтернативный доход.
Следовательно, оптимальное распределение во времени инвестиций и получаемых доходов позволяет увеличить рентабельность инновационного проекта. Для учета поступления доходов по интервалам времени используется понятие "чистый денежный поток". Чистый денежный поток (ЧДП или net cash flow, NCF) – разница между положительным и отрицательным денежными потоками в рассматриваемом периоде времени. Чистый денежный поток рассчитывается одним из трех способов: по чистой прибыли; по чистой прибыли с учетом амортизационных отчислений; по чистой прибыли с учетом амортизационных отчислений и ликвидационной стоимости основных фондов.
Показатели оценки эффективности, основанные на дисконтных методах расчета, предусматривают дисконтирование инвестиционных затрат и доходов по отдельным интервалам периода реализации проекта. Дисконтирование стоимости есть процесс приведения будущей стоимости денег к их настоящей стоимости путем изъятия из их будущей суммы соответствующей суммы процентов, называемой дисконтом. Дисконтные методы учитывают будущую стоимость инвестируемых в проект денег с учетом определенной ставки процента. Ставка процента характеризует соотношение годовой суммы процента и суммы заимствованного капитала, выраженной в десятичной дроби или в процентах.
Таким образом, дисконт представляется собой доход, полученный инвестором по процентной ставке, т. е. разницу между размером кредита и размером непосредственно выдаваемого капитала. Норма дисконта для организации экзогенна (задается извне) и является основным экономическим нормативом, используемым при оценке эффективности инновационного проекта. Она позволяет: а) учесть возможность реинвестирования доходов; б) учесть изменение стоимости денег во времени; в) сравнить доходы с альтернативной безрисковой выгодой.
Безрисковая выгода – получение выгоды по финансовым операциям, в которых отсутствует риск утраты капитала или дохода и гарантировано получение расчетной реальной суммы прибыли. При выборе инновационного проекта сравнение прогнозируемых доходов от инновации с альтернативной безрисковой выгодой является важной процедурой. Это позволяет не только сделать выбор в пользу венчурной инновационной деятельности, но и рассчитать премию за риск.
26. Содержание бизнес-плана инновационного предприятия
Бизнес-план — это краткий программный документ, дающий представление о целях, методах осуществления и ожидаемых результатах научно-технического предпринимательского проекта. Бизнес-план является результатом детального изучения предпринимательской идеи, лежащей в его основе, интегрирующий в себе все основные решения и выводы, полученные на предынвестиционной стадии разработки инновационного проекта. Цель этого документа — содержательное доказательство того, что проект позволяет получить приемлемую прибыль на инвестируемый капитал и является привлекательным для всех его потенциальных участников.
Бизнес-план имеет многоцелевое назначение:
— для предпринимателя-инициатора проекта дает более ясное видение предстоящего бизнеса и определяет программу действий по реализации проекта;
— для потенциальных инвесторов — это документ, дающий оценку рентабельности инвестируемого капитала и степени риска инвестирования;
— для партнеров и персонала — это источник информации о целях и задачах бизнеса, инструмент привлечения и мотивации. В деловой практике сложились определенные требования к бизнес-планам, соблюдение которых делает этот документ весьма удобным и практичным. К этим требованиям следует отнести:
— целевая направленность бизнес-плана заключается в том, что этот документ должен отражать конечную цель предприятия ' или предпринимателя — инициаторов проекта в данном бизнесе и способы ее достижения;
— многофункциональное назначение бизнес-плана состоит в том, что он должен быть приспособлен для использования различными категориями заинтересованных лиц, которых могут интересовать различные аспекты проекта. Это требование может быть реализовано в форме различных вариантов бизнес-плана для одного проекта, каждый из которых приспособлен для конкретных участников;
— краткость изложения. Объем бизнес-плана обычно составляет 15—20 страниц, а для крупных проектов — до 50 страниц;
— достоверность, состоящую в том, что все основные положения и допущения, принятые при разработке бизнес-плана, должны быть аргументированы и обоснованы, являясь либо результатом собственных исследований, либо заимствованы из внешних достоверных источников информации;
— строгая последовательность изложения, которая является общепринятой в мировой практике. Каждый раздел бизнес-плана описывает различные, взаимосвязанные аспекты проекта.
Бизнес-план инновационного проекта может иметь следующую структуру разделов: титульный лист; резюме; содержание; компания и отрасль; продукция и услуги; исследования и разработки; анализ рынка; анализ конкуренции; план маркетинга; производственный план; управление и собственность; администрация и персонал; организационный план; анализ рисков; финансовый план; приложения к бизнес-плану. Приведенный порядок изложения разделов бизнес-плана не обязательно соответствует порядку, в котором эти разделы разрабатываются.
При подготовке конкретного бизнес-плана следует учитывать, что содержание и наименование разделов бизнес-плана, состав включаемых материалов этих разделов часто определяются внешними требованиями, например, потенциальным инвестором. Соблюдение этих требований потребует лишь реструктуризации и переоформления бизнес-плана, разработанного на основе предлагаемой методики.