Производственная структура материальных ресурсов
Вид материала или ОФ | Подразделения предприятия |
1. Сырье 2. Основные материалы. З. Вспомогательные материалы | Отделы материально-технического снабжения МТС |
4. Полуфабрикаты | Отделы внешней кооперации |
5. Комплектующие изделия | Отделы комплектации |
6. Топливо, энергия | Отдел главного энергетика ОГЭ |
7. Инструменты | Отделы инструментального хозяйства |
8. Оборудование | Отделы оборудования |
Функции служб МТО предприятия:
1. Планирование МТО:
• определение спроса и потребностей в материальных ресурсах,
• календарное планирование и снабжение,
• объемы и графики перевозок (как правило,чем объемы выше , тем меньше затраты на перевозку).
• управление потоками готовой продукции
• управление запасами материальных ресурсов.
2. Управление материально-техническим обеспечением:
• заключение договоров на поставку
• контроль за выполнением договоров
• контроль за рейсами
• учет и инвентаризация мат. Ресурсов
• контроль за предоставлением услуг цехам и подразделениям.
3. Мероприятия по перемещению товаров:
• заявки и заказы на материальные ресурсы
• складирование и хранение
• перевозки межзаводские и межцеховые (этим занимаются специальные заводские службы.)
• упаковка, хранение и подготовка к производству.
4. Сбор и изучение рынка.
5. Управление информацией по МТО и сбыту (очень важна, т.к. информацию по МТО нужно не только хранить, но и обрабатывать).
6. Обоснование выбора поставщика или партнера.
7. поиск наиболее эффективных форм МТ снабжения (min издержки, max качество). Издержки имеются ввиду общие = цена + поставка.
8. Поиск выгодных форм оплаты.
9. Рекламные мероприятия (о поставщиках и о себе).
10. Конъюнктура цен.
Каждая функция должна быть закреплена за определенной службой (подразделением). Сначала определяется д. предприятия функции, а затем определяются службы, которые будут ими заниматься.
Показатели эффективности МТС:
1. Коэффициент удовлетворения заявок. Показывает насколько плановая потребность удовлетворена договорами:
К1 = количество заключ. договоров (120) / план. закупки (150) * 100% = 80%.
2. Коэффициент выполнения договоров. Показывает на сколько %-тов выполнены договора: (характеризует правильные или неправильные договора)
К2 = факт. поставлено по договорам(110) / заключено договоров (120) * 100% = 92% (на 8 % не выполнены договора поставок).
3.Коэффициент качества поставок (характеризует на сколько качественные выбраны нами поставщики и надо ли дальше с ними работать)
К3 = засчитано в выполнение договора (90) / факт. поставлено по договорам (110) * 100 % = 82 % (на 12 % нарушение поставок)
4. Обобщающий показатель качества работы МТС – Кобобщ = К1 *К2 * К3
Дополнительно используется показатель «доля простоев в производстве по вине МТС» и эконом. ущерб из-за этих простоев. Из общей доли простоев выбирается доля по вине МТС.
Эффективность МТС можно повысить, если использовать логистику. Логистика - это процесс стратегического управления материально-техническим снабжением, позволяющий сократить объемы запасов материальных ресурсов (примерно от 30 до 50%). снизить себестоимость продукции (от 20 до 30%). Основа логистики:
1) минимизируются суммарные затраты на все логистические операции.
2) отказ от минимизации отдельных операции (транспортировки, сбыта, хранения и т.д.)
Типовые разделы договора:
1. Преамбула - суть договора;
2. Стороны, место и время заключения договора
3. Указываются специфические условия (количество, маркировка, упаковка, качество, цена, формы и сроки поставок, экономическая ответственность).
4. Общие условия (арбитражные оговорки, форс-мажор)
5. Юридический адрес и расчетный счет в банке.
Отказ от договора возможен и юридически оправдан при:
а) при нарушении условий договора
b) объявление покупателем о своей неплатежеспособности
с) форс-мажор (землетрясение и др. природные катаклизмы).
Типовая структура служб МТС (для каждогопредприятия своя)
|
| ||||||
Типовая структура управления сбыта продукции
Вопрос 8. Методы планирования потребности в трудовых ресурсах, анализ обеспеченности фирмы кадрами
Основой планирования потребности в трудовых ресурсах является система трудовых нормативов. В плановой экономике использовались следующие нормы и нормативы труда:
§ нормы времени (выражают необходимые затраты рабочего времени на изготовление единицы продукции). Разновидности норм времени – нормы обслуживания (характеризуют размер площади и других производственных объемов, закрепленных за одним рабочим) и нормировочные задания (устанавливают одному работнику или бригаде по отношению к объему изготавливаемой продукции или номенклатура на данный момент времени),
§ нормы выработки (устанавливают необходимый объем изготовления продукции);
§ нормы численности (определяют необходимое количество работников соответствующей категории);
§ нормы управляемости (регламентируют число подчиненных работников у одного руководителя);
С целью обеспечения точности планирования и рационального использования ресурсов пользуются нормами затрат рабочего времени и рабочей силы. Нормы затрат рабочего времени - это показатель, который устанавливает величину затрат времени на выполнение единицы работы на одного или нескольких работников. К нормам затрат времени относятся нормативы длительности трудовых процессов, трудоемкость работ, численность работников.
Показатель нормы затрат рабочей силы определяет величину расхода физической и нервной энергии на единицу рабочего времени или на одно изделие. Нормы затрат физической и умственной энергии определяются такими показателями как темп затрат труда и скорость работы человека.
В целях совершенствования внутрипроизводственного планирования кроме норм затрат используют также нормы результатов труда. К нормам, характеризующим конечные результаты, относятся нормы выработки, определяемые отношением установленного периода рабочего времени (смена, месяц, год) к норме времени на единицу работы.
Для уточненного прогнозирования численности трудовых ресурсов применяется система балансовых расчетов, включающая сводные балансы рабочих мест и трудовых ресурсов.
Для краткосрочных прогнозов развития трудовых ресурсов используется метод экстраполяции, т.е. сопоставление показателей численности за текущий и предшествующий периоды. Причем количество трудовых ресурсов на планируемый период определяется произведением их численности за предыдущий период на среднегодовой коэффициент прироста или темпов прироста.
Планирование потребности в трудовых ресурсах на предприятии осуществляется по категориям работников.
1. Планирование потребности в основных рабочих осуществляется по трудоемкости производственной программы.
Т/емк.пл – трудоемкость производственной программы;
Вгод – плановый годовой фонд времени одного рабочего;
Кн – коэффициент выполнения норм выработки;
ti пл. – трудоемкость одного изделия по плану (в минутах);
qi – количество i-ых изделий.
2. Планирование вспомогательных рабочих рассчитывается по нормам обслуживания.
О – число или количество обслуживаемого оборудования или агрегатов;
R0 – количество работников, обслуживающих единицу оборудования за смену;
С – сменность или режим работы;
Кпер – коэффициент перевода явочного состава в списочный состав. .
3. Планирование специалистов осуществляется по штатному расписанию на основе принятых схем управления.
4. Планирование младшего обслуживающего персонала, охраны производится по нормам обслуживания:
· по количеству точек;
· по числу постов;
· по размеру убираемой площади и т.д.
На основе рассчитанной плановой численности составляют плановую структуру численности ППП, то есть доли руководителей, служащих, основных и вспомогательных рабочих в общей численности, которую сравнивают с передовыми родственными предприятиями и стратегическими задачами фирмы.
Оценка обеспеченности фирмы кадрами производится по категориям работников. Она рассчитывается по отклонениям.
1) абсолютные отклонения .
Абсолютные отклонения не характеризуют реальной обеспеченности и использования кадров на фирме, так как плановая численность рассчитывается на плановый объем, а фактическая численность связана с фактическим объемом, который может быть больше или меньше планового.
2) относительные отклонения численности
Rскор – это плановая численность рабочих, пересчитанная на фактический объем продукции.
Kq – коэффициент выполнения плана производства.
.
По другим категориям промышленно-производственного персонала рассчитываются только абсолютные отклонения.
Динамика рабочих - изучается при помощи показателей ее оборота. Оборот бывает:
- внутренний - перевод рабочих в группу служащих и на оборот;
- внешний - увольнение за пределы предприятия либо прием на работу со стороны;
- необходимый - прием и увольнения рабочих, вызванные социально-экономической необходимостью.
- излишний - увольнение рабочих по причине текучести.
Оборот делится на:
- оборот по приему - число принятых работников;
- оборот по выбытию - число уволенный работников;
- общий оборот число принятых плюс число уволенных работников;
Относительные показатели оборота.
Коэффициент общего оборота по приему:
об Рпр + Рув число принятых + число уволенных
Кинт об = =
Рсп средне списочное число рабочих
Коэффициент по приему:
по приему Рпр
Кинт об =
Рконец года
Коэффициент по выбытию:
по выбытию Рувол
Кинт об =
Рначало года
Коэффициент постоянства рабочей силы:
выб
Кпост = 1 - Коб