Примеры использования маржинального анализа
1. Определение критического объема продаж.
Критический объем продаж – это тот объем, при котором предприятие не получает ни рубля прибыли или убытка.
Определяется по формуле:
[1]
где - постоянные издержки;
- условно-переменные издержки в расчете на единицу продукции;
- цена реализации продукции;
- маржинальный доход единицы продукции.
2. Определение объема продаж для получения запланированной величины прибыли.
[2]
где - прогнозируемая величина прибыли.
3. Определение зоны финансовой безопасности
Зона безопасности – разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю. Чем выше его значение, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Зону безопасности можно определить
в стоимостном выражении:
[3]
где - фактическая выручка,
- критический объем продаж в стоимостном выражении.
в натуральном выражении:
[4]
где - фактическое количество реализованной продукции.
4. Определение критической цены реализации
Критическая цена реализации – этот тот уровень, при котором окупаемость затрат равна 100%, т.е. цена реализации равна себестоимости единицы продукции.
Определяется по формуле:
[5]
Расчетный уровень цены будет равен себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность – нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет получен убыток.
5. Выбор управленческого решения: повысить или снизить цену реализации при изменении конъюнктуры рынка.
Обоснование цены реализации проводят по следующим показателям:
- цена реализации;
- удельные переменные затраты;
- сумма постоянных затрат, маржинальный доход на единицу продукции;
- критический объем продаж;
- мощность предприятия;
- сумма прибыли.
Приоритет должен быть отдан варианту с меньшим порогом рентабельности и большей суммы прибыли, что наглядно представлено на рисунке 3.
Порог рентабельности – эта такая минимальная выручка, которая только покрывает все издержки и не содержит прибыли.
6. Выбор варианта приобретения конкретного вида активной части основных средств.
Для выбора того или иного вида основных средств необходимо сопоставить их общие издержки при неизвестной величине критического объема продаж.
7. Выбор варианта производить или покупать (запасные части, тару и т.д.)
8. Выбор решения с учетом ограничения на ресурсы.
Могут быть поставлены ограничения по объему реализации, по трудовым ресурсам, по финансовым ресурсам и т.д. При принятии решений с учетом ограничений определяют маржинальный доход, который позволяет получить единица продукции на единицу недостающего ресурса.