Методические рекомендации. При принятии решений в ситуации 1 необходимо знать содержание топливного баланса
При принятии решений в ситуации 1 необходимо знать содержание топливного баланса, систему налогообложения и программных документов по ресурсо- и энергосбережению.
В ситуации 2 необходимо владеть проблемой инвестиций и источников их формирования. Что касается экономического эффекта, то вывод можно сделать исходя из возможности использования очищенных водных ресурсов в производстве.
В ситуации 3 нужно знать показатели, характеризующие производство продукции с использованием рекультивированных земель.
Тема 23. Планирование развития предпринимательской деятельности и обоснование антимонопольной политики
Основные понятияи тезисы
В данной теме рассматриваются вопросы разработки программ поддержки и развития предпринимательства, показатели, характеризующие степень монополизации рынка и условия для признания доминирующего положения субъекта хозяйствования на рынке определенного товара.
Предпринимательство — процесс организации бизнеса и управления им. Во многих странах мира осуществляется государственная поддержка предпринимательства. Для этих целей разрабатываются государственные программы развития предпринимательства, в которых выделяются разделы, содержащие мероприятия по поддержке малого, среднего и крупного бизнеса. Развитие предпринимательской деятельности должно осуществляться при инициативе снизу и создании государством необходимых условий. Предприниматели
должны определить направление деятельности с учетом спроса на продукцию (услуги) и критериев выгодности. Система мер, разрабатываемых государством, включает корректировку системы налогообложения, решение проблем ресурсного обеспечения предпринимателей, создание конкурентной среды, поддержку внешнеэкономической деятельности частных предприятий и др.
С целью развития конкуренции и устранения диктата монополистов разрабатывается антимонопольная политика. Она включает нормативно-правовую базу по антимонопольному регулированию, меры по предупреждению и пресечению недобросовестной конкуренции, регулированию деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
Основным показателем, характеризующим степень монополизации рынка, является общая доля самых крупных предприятий. Этот показатель определяется как отношение объема реализации продукции на данном рынке самыми крупными предприятиями к общему объему реализации продукции всеми предприятиями.
Достаточным условием для признания доминирующего положения является доля субъекта хозяйствования на соответствующем рынке определенного товара в том случае, если она превышает предельную величину. Достижение или превышение этих значений является основанием для включения хозяйствующего субъекта или их группы в Государственный реестр монополистов.
Контрольные вопросы и тесты
1. Что собой представляет предпринимательство?
2. С какой целью разрабатываются государственные программы
развития предпринимательства?
3. С учетом чего предприниматели должны определять направле
ния своей деятельности?
4. Выберите правильный ответ. Что лежит в основе развития пред
принимательской деятельности: а) инициатива снизу; б) создание го
сударством необходимых условий; в) нормативно-правовая база;
г) конкуренция; д) интеграция; е) все ответы верны.
5. Какие меры государства могут способствовать развитию пред
принимательской деятельности?
6. С какой целью разрабатывается антимонопольная политика?
7. Выберите правильный ответ. Какой показатель характеризует
степень монополизации рынка: а) объем реализации продукции на
рынке самым крупным предприятием; б) общий объем реализации
продукции на рынке крупными предприятиями; в) общая доля реали-
зации продукции на рынке самыми крупными предприятиями; г) доля крупных субъектов хозяйствования в общем количестве предприятий; д) все ответы верны.
8. Что является основанием для включения хозяйствующего субъекта или их группы в Государственный реестр монополистов?
Проблемные ситуации и задачи
1.На рынке товаров народного потребления трое крупных про
давцов (производителей) обладают 85 % рынка.
Какие меры должно предпринять государство в этом случае?
2. Полная плановая себестоимость единицы продукции составляет
2000 у.е., в том числе материальные затраты — 70 % (справочно).
Какую цену необходимо установить, чтобы при выпуске 1200 шт. изделий получить прибыль в сумме 360 тыс. у.е., если налог на добавленную стоимость — 18 %, отчисления в целевые бюджетные фонды —
С о/ С) /о.
3. При выпуске 5000 шт. изделий общая сумма переменных затрат
равна 32,5 млн руб., условно-постоянные расходы составят 2,2 млн руб.
Принято решение увеличить прибыль до 350 тыс. руб. путем увеличения выпуска до 6000 шт. изделий и за счет повышения цены. Какую цену при этом необходимо назначить?