ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17
17.1. Принципы управления в инновационном менеджменте с позиций марксистской теории.
Организационные императивы инновационной
деятельности через призму марксистской теории. В
марксистском анализе детерминизм окружающей среды
сочетается с рациональным стратегическим выбором.
Марксистские исследования, относящиеся к пониманию
организаций, строятся на начальном допущении сознательного,
рационального, стратегического действия, предпринимаемого со
стороны капиталистического класса и организаций,
контролируемых этим классом.
Несмотря на сознательные действия власть имущих,
классическое марксистское противоречие между буржуазией и
пролетариатом продолжает существовать. Производственные
отношения не могут быть антагонистическими, поскольку
капиталисты и нанятые ими управляющие стремятся
контролировать все действия работников. Более того, согласно
независимым экономическим прогнозам, развитие
автоматизации производства приведет за десять ближайших лет
к сокращению количества рабочих мест на 4— 5 млн. Речь идет
о странах Западной Европы, но совершенно очевидно, что это
можно отнести и к России. Кризис в экономике страны и
ограниченные финансовые возможности неуклонно приводят к
снижению денежных доходов населения.84
Стремительные социальные и технические изменения,
глобализация, растущая безработица, все большее расслоение
общества на бедных и богатых, рост деклассированного
общества выдвигают в качестве основных целей организации
социальные цели.
Отсюда видно, что развитие организации должно быть
направленно на удовлетворение социальных целей, что является
объективной необходимостью.
Социальные цели развития организации могут
конкретизироваться следующим образом:
— рост жизненного уровня работников и их семей,
удовлетворение потребностей в жилье, бытовых нуждах,
продуктах, услугах, полноценном досуге;
— повышение уровня квалификации сотрудников, их
образовательного и культурного уровня;
— улучшение условий работы, охраны труда и
безопасности работы;
— стимулирование через систему материального
вознаграждения и нравственного поощрения инициативного и
творческого отношения к делу;
— несение групповой и индивидуальной ответственности
за результаты совместной деятельности;
— создание и поддержание необходимого
организационно-экономического климата, творческих
межличностных отношений;
— раскрытие интеллектуального и нравственного
потенциала каждой личности в процессе совместного труда;
— забота о здоровье работника, предоставление гарантий
пенсионного обеспечения восстановления трудоспособност
17.2. Процесс создания открытой для инновационной деятельности организации.
Менеджеры, занимающиеся управлением деятельностью организации, имеют возможность эффективно решать проблемы управления при условии детального изучения жизненного цикла организации как открытой системы.
Жизненный цикл организации как открытой системы показан на рис.4.
1 – этап инновационного предпринимательства, высокие творческие возможности;
2 – активизация инновационной деятельности, формирование нематериальных активов, неформальное общение в коллективе;
3 – выход на крупные серии новшеств, стабильные организационные структуры, упор на экономическую эффективность;
4 – усложнение структур, поиск новых
вариантов развития, децентрализация, диверсификация, переход на новые рынки:
5 – упущенные возможности, старение товаров и технологий, необходимость слияний и поглощений для продолжения инновационной деятельности.
Проблемы управления фирмой на различных стадиях жизненного цикла следующие:
На первой стадии жизненного цикла, для которого характерна высокая неопределенность факторов внешней и внутренней среды, целесообразно использовать так называемую гипотезу рациональных ожиданий. Используя всю доступную для менеджера информацию о рынках, конкурентах и реакцию потребителей на товар, можно определить средний ожидаемый уровень спроса, динамику цен и вероятность исхода борьбы с конкурентами.
На второй стадии инновационного циклаорганизации инновационный бизнес расширяется, так как эффективное создание и внедрение новшеств служит основой экономического роста фирмы. Именно новшества создают конкурентные преимущества. Возможности оптимального использования внутренних ресурсов (квалифицированного персонала, новой техники и технологии инвестиций). Стадия роста основывается на предположениях, что исходным пунктом анализа выбора в условиях неполной информации может быть гипотеза максимизации ожидаемой полезности. Именно здесь заложена возможность моделирования такого стратегического поведения организации, когда можно максимизировать долгосрочный выигрыш, хотя в краткосрочном периоде не все новшества демонстрируют максимизацию прибыли. Мерой здоровья организации на данном этапе служит оптимальное соотношение процессов, обеспечивающих финансовую устойчивость и динамизм роста. «Профилактика заболеваний» состоит в правильном подходе к формированию интеллектуальных активов, созданию прочной научно-технологической базы, использованию неформальных психологических методов управления.
Стадия зрелости (111 стадия) базируется на фундаменте стабильных и плодотворных технологий, на повышении эффективности инноваций.
Здесь фирма нацелена на расширение спектра деятельности, значительно увеличение объема продаж, появление новых структур и подразделений. Наиболее часто фирма превращается в крупную иерархическую организацию, где число участников рынка относительно невелико и они сопоставимы по масштабам деятельности, конкурентным преимуществам и экономическим результатам
На 4 стадии фирме, в условиях совершенной конкуренции, необходим поиск новых вариантов развития, оптимальное сочетание процессов централизации с делегированием полномочий. Фирмы должны диверсифицировать производство и на этой основе строить стратегию дальнейшего обновления, вести экспансию на новых рынках.
Если не удается использовать преимущества диверсификации и иннова-ционного развития, то возникают такие факторы, как старение товаров и технологий, что приводит фирму к тяжким «заболеваниям» «Излечение», обновление и возвращение прежних конкурентных преимуществ дается с огромным трудом. Многие фирмы, не найдя эффективного выхода, вынуждены прибегать к реорганизациям, слияниям и поглощениям.