Задания для самостоятельной работы. 1. В условиях чистой монополии предприятие:

1. В условиях чистой монополии предприятие:

а) соглашается с равновесной рыночной ценой;

б) частично контролирует цены;

в) лидирует в ценовой политике;

г) полностью контролирует цены.

2. Монополистический рынок характеризуется:

а) свободой входа;

б) свободой выхода;

в) блокированным входом;

г) дифференциацией продукта.

3. Если предприятие на некоторое время становится единственным

поставщиком какого-либо продукта или услуг благодаря его новизне, то

это:

а) закрытая монополия;

б) открытая монополия;

в) монополистическая конкуренция;

г) олигополия.

4. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход всегда:

а) выше цены или среднего дохода;

б) ниже цены или среднего дохода;

в) равен цене или среднему доходу;

г) все перечисленное верно.

5. Кривая спроса предприятия в условиях несовершенной конкуренции

эластична на отрезке:

а) положительного предельного дохода;

б) отрицательного предельного дохода;

в) нулевого предельного дохода;

г) все перечисленное верно.

6. Может ли монополист получить экономическую прибыль в долгосрочном

периоде:

а) да, так как он в состоянии определить объем выпуска, при котором

предельный доход выше предельных издержек;

б) да, если ему удастся предотвратить вхождение в отрасль других

предприятий;

в) нет, поскольку его средние валовые издержки непременно уравняются с

ценой товара;

г) нет, так как он не в состоянии обеспечить равенство предельного дохода

и предельных издержек.

7. Ценовая дискриминация относится к рынку:

а) чистой конкуренции;

б) монополистической конкуренции;

в) олигополии;

г) монополии.

8. В условиях господства монополии:

а) излишек потребителя увеличивается;

б) излишек производителя уменьшается;

в) возникают чистые потери общества;

г) появляется убыток потребителя.

9. При регулировании монополии без государственной поддержки цена

должна устанавливаться на уровне:

а) равенства предельного дохода и предельных издержек;

б) средних переменных издержек;

в) средних валовых издержек;

г) ниже средних валовых, но выше средних переменных издержек.

Решить задачи:

1. Фирма является монополистом на рынке. Функция валовых издержек

имеет вид: ТС = 2Q + 10.

Определите, при каком уровне цены прибыль фирмы будет максимальной,

если известно, что эластичность спроса по цене в этой точке равна – 6.

Правильный ответ: Р = 2,4 денежных единиц.

2. Функция издержек фирмы-монополиста имеет вид: ТС = Q2 + 60.

Функция спроса на товар этой же фирмы: Qd = 30 – 2Р.

Определите:

а) монопольный объем продаж;

б) монопольную цену;

в) валовую выручку;

г) экономическую прибыль монополиста;

д) степень монопольной власти.

Ответ: а) Qмон. = 5;

б) Рмон. = 12,5;

в) TR = 62,5;

г) Пр. = - 22,5;

д) L = 0,2.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Особенности рынка чистой монополии.

2. Максимизация прибыли по критериям валовых и предельных величин.

3. Максимизация прибыли в долгосрочном периоде.

4. Ценовая дискриминация.

5. Основные методы регулирования естественных монополий.

Вопросы для дискуссионного обсуждения:

1. Каково различие между ценой и выпуском в конкурентной отрасли и ценой и выпуском у монополиста? Считаете ли вы наличие монополии на рынке нежелательным явлением в экономике? Объясните ответ.

2. Допустим, что руководитель вашей монопольной фирмы ставит перед вами задачу определения прибыльности ценовой дискриминации на рынке продукции вашей фирмы. Какие характеристики вы должны узнать? Объясните ответ.

3. Попробуйте ответить на вопрос с точки зрения мэра города:

Каким бы вы предпочли видеть рынок коммунальных услуг (водопровод, канализация, газоснабжение) вашего города – монопольным, конкурентным или каким-либо другим?

4. Оцените два высказывания:

а) В монополистической фирме «любое увеличение прибылей не будет носить временный характер; барьеры для вступления в отрасль защищают монополиста от посягательств конкурентов на прибыль. Короче, технические усовершенствования выгодны монополисту и, следовательно, будут приняты».

б) «Научно-техническая работа и технические нововведения могут быть одним из монополистических барьеров для вступления в отрасль».

Какой из аргументов, на ваш взгляд, наиболее верно отражает отношение монополии к НТР?

ТЕМА 9. Рынок монополистической конкуренции

Программная аннотация

Модель рынка монополистической конкуренции: его противоположность и единство. Ценовая конкуренция и ее основные формы: дифференциация продукта, его совершенствование, реклама. Максимизация прибыли и минимизация убытков предприятия, функционирующего в условиях монополистической конкуренции. Неэффективность монополистической конкуренции.

Понятийный аппарат

Монополистическая конкуренция –рынок, на котором фирмы продают схожие продукты и на котором преобладает неценовая конкуренция.

Дифференциация товаров –физические или иные различия между товарами различных фирм, вызывающие у индивидуальных покупателей предпочтение товаров одной фирмы перед товарами другой. Дифференцированные товары рассматриваются покупателями в качестве схожих, но несовершенных конкурентов.

9.3Контрольные вопросы

1. В чем состоит преимущество рынка монополистической конкуренции по сравнению с другими моделями рынка несовершенной конкуренции?

2. Каков механизм ценообразования на рынке монополистической конкуренции?

3. Какие формы неценовой конкуренции используются в условиях монополистической конкуренции?

4. Что понимается под дифференциацией продукта и каковы основные формы дифференциации?

5. Каковы критерии максимизации прибыли и минимизации убытков для монополистического конкурента? Отличаются ли они от критериев монополиста?

6. Чем обусловлены недостатки монополистической конкуренции и чем они компенсируются?

7. Почему фирмы на рынках с монополистической конкуренцией осуществляют выпуск, который не достигает уровня, соответствующего минимуму LAC? Каковы последствия избыточной мощности?

Наши рекомендации