Управление производством и реализацией продукции

Основы планирования и прогнозирования производства

Прогнозирование – начальный этап планирования.

Прогнозирование –это система количественных и качественных изысканий направленных на выяснение возможного состояния результатов деятельности предприятия в будущем. На основе прогнозов определяется возможность(вероятность) достижения поставленных целей. Обычно в прогнозах указывается вероятная степень возможного отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных внешних научно-технических, природно-климатических, социально-экономических и политических факторов.

Планирование –как экономический инструмент управления предприятием представляет собой научное обоснование социально-экономических целей развития предприятия и разработку наилучших способов и осуществления с учетом требований рынка при эффективном использовании ограниченных производственных ресурсов.

Задачи планирования:

1) Экономические задачи(производство конкурентно способной продукции и обесепечение потребностей рынка, увеличение объема и доли продаж, обеспечение прибыли и финансовой устойчивости предприятия)

2) Социальные задачи(обеспечение роста ЗП, для создания новых рабочих мест)

3) Экологические задачи(охрана среды обитания и окружающей среды)

Принципы планирования:

1)Системность процесса выработки и обоснование любого планового решения исходя из определения общих целей предприятия и подчинения деятельности структур достижению этих целей.

2)Непрерывность и гибкость внесения уточнений в составленный план для адаптации его к рыночным условиям

3)Сбалансированность и пропорциональность показателей плана

4)Достоверность информации, использование научно проверенных методов планирования.

Виды планов:

I) С точки зрения обязательности плановых заданий:

1) Директивная –процесс принятия рещений имеющих обязательных характер для объектов планирования.

2) Индикативное – имеют направляющий рекомендательный характер

II) В зависимости от срока и детализации:

1) Долгосрочная или перспективное –более 5 лет

2) Среднесрочное – 1-5 лет

3) Краткосрочное – менее 1 года

III) По содержанию плановых решений:

1) Стратегическое –ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта

2) Тактическое – является средством реализации стратегических планов и воплощается в текущих годовых планах и бизнес-планах развития предприятия.

3) Оперативно-календарное планирование –является заверщающим этапом планирования деятельности и составляется с целью повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

Бизнес-планирование(определение, для чего, основные разделы)

Бизнес-план —план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Бизнес-план служит двум основным целям:

1)Он даёт инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.

2)Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

1)определить конкретные направления деятельности фирмы,

2)целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

3)сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.

4)определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.

5)оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

6)выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

7)определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

8)оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю на следующие вопросы:

1)какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;

2)каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;

3)какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;

4)сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надёжных поставщиков;

5)каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;

6)какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на неё повлияют конкуренты;

7)какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;

8)каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.

Основные разделы бизнес-плана:

1)Резюме бизнес-плана (краткая аннотация)

2)Цели и задачи проекта

3)Описание компании

4)Описание продуктов

5)План маркетинга

6)Производственный план

7)Организационный план

8)План персонала

9)Финансовый план

Наши рекомендации