Управление производством и реализацией продукции
Основы планирования и прогнозирования производства
Прогнозирование – начальный этап планирования.
Прогнозирование –это система количественных и качественных изысканий направленных на выяснение возможного состояния результатов деятельности предприятия в будущем. На основе прогнозов определяется возможность(вероятность) достижения поставленных целей. Обычно в прогнозах указывается вероятная степень возможного отклонения от тех или иных целей в зависимости от способа будущих действий и влияния различных внешних научно-технических, природно-климатических, социально-экономических и политических факторов.
Планирование –как экономический инструмент управления предприятием представляет собой научное обоснование социально-экономических целей развития предприятия и разработку наилучших способов и осуществления с учетом требований рынка при эффективном использовании ограниченных производственных ресурсов.
Задачи планирования:
1) Экономические задачи(производство конкурентно способной продукции и обесепечение потребностей рынка, увеличение объема и доли продаж, обеспечение прибыли и финансовой устойчивости предприятия)
2) Социальные задачи(обеспечение роста ЗП, для создания новых рабочих мест)
3) Экологические задачи(охрана среды обитания и окружающей среды)
Принципы планирования:
1)Системность процесса выработки и обоснование любого планового решения исходя из определения общих целей предприятия и подчинения деятельности структур достижению этих целей.
2)Непрерывность и гибкость внесения уточнений в составленный план для адаптации его к рыночным условиям
3)Сбалансированность и пропорциональность показателей плана
4)Достоверность информации, использование научно проверенных методов планирования.
Виды планов:
I) С точки зрения обязательности плановых заданий:
1) Директивная –процесс принятия рещений имеющих обязательных характер для объектов планирования.
2) Индикативное – имеют направляющий рекомендательный характер
II) В зависимости от срока и детализации:
1) Долгосрочная или перспективное –более 5 лет
2) Среднесрочное – 1-5 лет
3) Краткосрочное – менее 1 года
III) По содержанию плановых решений:
1) Стратегическое –ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта
2) Тактическое – является средством реализации стратегических планов и воплощается в текущих годовых планах и бизнес-планах развития предприятия.
3) Оперативно-календарное планирование –является заверщающим этапом планирования деятельности и составляется с целью повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.
Бизнес-планирование(определение, для чего, основные разделы)
Бизнес-план —план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Бизнес-план служит двум основным целям:
1)Он даёт инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
2)Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
1)определить конкретные направления деятельности фирмы,
2)целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
3)сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.
4)определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.
5)оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
6)выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
7)определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
8)оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю на следующие вопросы:
1)какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;
2)каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;
3)какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;
4)сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надёжных поставщиков;
5)каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;
6)какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на неё повлияют конкуренты;
7)какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
8)каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.
Основные разделы бизнес-плана:
1)Резюме бизнес-плана (краткая аннотация)
2)Цели и задачи проекта
3)Описание компании
4)Описание продуктов
5)План маркетинга
6)Производственный план
7)Организационный план
8)План персонала
9)Финансовый план