Специфика предмета доказывания и круга субъектов производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Учитывая исключительный охранительный характер уголовного процесса в отношении несовершеннолетних, законодатель в ст. 421 УПК РФ расширяет и одновременно конкретизирует универсальный предмет доказывания, предусмотренный ст. 73 УПК РФ.
Наряду с общими положениями, подлежащими доказыванию, по уголовным делам несовершеннолетних особого внимания требует установление обстоятельств, не только подтверждающих или опровергающих участие несовершеннолетнего в совершении преступлений, но и гарантирующих реализацию его права на защиту, а также обеспечивающих выполнение предупредительно-профилактической и воспитательной функций уголовного судопроизводства.
Во-первых, это установление точного возраста несовершеннолетнего, числа месяца и года его рождения (п.1 ч.1 ст.421 УПК РФ), что имеет уголовно-правовое и уголовно-процессуальное значение. С одной стороны, это необходимо для решения вопроса о возможности привлечения лица к уголовной ответственности за совершенное общественно опасное деяние (ст. 20 УК РФ) и индивидуализации наказания (гл. 14 УПК РФ), с другой, – для применения особых правил судопроизводства и обеспечения права на защиту.
Возраст несовершеннолетнего устанавливается приобщением к уголовному делу соответствующих документов: паспорта, свидетельства о рождении, выписку из книги записи актов гражданского состояния и др. При их отсутствии, а также возникших сомнениях в их достоверности, возраст устанавливается судебно-медицинской экспертизой, обязательность назначения которой прямо оговорено в законе (п. 5 ч. 1 ст. 198 УПК РФ). При этом днем рождения обвиняемого надлежит считать последний день того года, который назван экспертом, а при исчислении возраста минимальным и максимальным количеством лет следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста лица[233]
Во-вторых, выявление условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровня психического развития и иные особенности его личности. В ходе досудебного производства и судебного разбирательства необходимо установить обстоятельства, связанные с выполнением обязанностей по воспитанию подростка, бытовое окружение, поведение дома и вне его, интересы и индивидуальные особенности личности, характер предыдущих нарушений и применяемые меры воспитательного воздействия, их результативность.
Необходимо также установить степень интеллектуального развития несовершеннолетнего, соответствие возрасту, причины задержки психического развития. При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ч. 2 ст. 421 УПК РФ). При этом, если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного чч. 1 и 2 ст. 20 УК РФ, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ), а уголовное преследование подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24 и ч. 3 ст. 27 УПК РФ. Такое состояние, как уже отмечалось, связано не с расстройством психики, а лишь с задержкой умственного развития несовершеннолетнего и определяется посредством производства комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы.
В-третьих, установление влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц предполагает определения круга субъектов, положительно и отрицательно воздействующих на подростка (активно и безразлично). Необходимо тщательно исследовать роль каждого, кто имеет прикосновение к преступной деятельности несовершеннолетнего. Так, проверяется версия о возможном подстрекательстве или соучастии взрослых лиц в совершенном несовершеннолетним преступлении.
Очевидно, что предлагаемый УПК РФ предмет доказывания по делам несовершеннолетних требует всестороннего и тщательного расследования, в связи с чем нельзя признать достаточно обоснованным отказ в современном отечественном уголовном процессе от требования об обязательном производстве предварительного следствия по делам данной категории.
Одной из существенных особенностей рассматриваемого производства и одновременной гарантией обеспечения несовершеннолетнему права на защиту является «дуэтное» представительство его интересов – защитником и законным представителем.
В соответствии с п.2 ч.1 ст. 51 УПК РФ участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним. Защитник – лицо, осуществляющее в установленном законом порядке защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу (ч.1 ст.49 УПК РФ). По делам несовершеннолетних защитник обладает общими процессуальными возможностями и правами, предусмотренными ст.ст. 49-53 УПК РФ.
Законные представители – это родители, усыновители, опекуны, попечители подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится подозреваемый, обвиняемый или потерпевший (п.12.ст.5 УПК РФ).
Впервые в уголовно-процессуальном законодательстве специально урегулировано правовое положение законного представителя в досудебном производстве. В соответствии ч. 1 ст. 426 УПК РФ законный представитель допускается к участию в деле на основании постановления прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в деле законному представителю разъясняются его права, которые он может активно реализовывать в ходе досудебного производства.
Согласно ч. 2 ст. 426 УПК РФ, допущенный к производству законный представитель вправе: 1) знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний; 2) присутствовать при предъявлении обвинения; 3) участвовать в допросе несовершеннолетнего, а также с разрешения следователя – в иных следственных действиях, производимых с участием несовершеннолетнего обвиняемого, подозреваемого и его защитника; 4) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей; 5) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия и решения следователя и прокурора; 6) представлять доказательства; 7) по окончании расследования знакомиться со всеми материалами дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме.
Вместе с тем закон предусматривает механизм, обеспечивающий возникновение данного комплекса прав лишь для благополучия несовершеннолетнего. Так, согласно ч. 4 ст. 426 УПК РФ по мотивированному постановлению прокурора, следователя, дознавателя законный представитель может быть отстранен от участия в деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего или направлены на воспрепятствование объективному расследованию дела. В этом случае к участию в деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего.
Характерным участником уголовного судопроизводства именно для дел данной категории является гражданский ответчик – физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации несет ответственность за вред, причиненный преступлением, т.е. преступными действиями несовершеннолетнего обвиняемого. О привлечении в качестве гражданского ответчика дознаватель, следователь, судья выносят постановление, а суд – определение (ч. 1 ст. 54 УПК РФ). Права и обязанности гражданского ответчика указаны в ч.ч. 2 и 3 ст. 54 УПК РФ.
В целях получения достоверных показаний несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого, подсудимого), ограждения его от возможного неправомерного воздействия со стороны иных лиц и обеспечения надлежащей психологической обстановки допроса в ходе производства данного следственного действия в уголовное судопроизводство вовлекаются педагог и психолог.
Согласно ч. 3 ст. 425 УПК РФ в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого, подсудимого), не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.
Прокурор, следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе (ч. 4 ст. 425 УПК РФ).
Педагог или психолог вправе с разрешения прокурора, следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права прокурор, следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе (ч. 5 ст. 425 УПК РФ).