Модель Курно ( Дуополия)
Модель Курно (дуополии) была представлена в 1838 г. французским экономистом А.Курно. Дуополия - это ситуация, когда на рынке конкурируют друг с другом только две фирмы. При построении этой модели предполагается, что фирмы производят однородный товар. Если одна фирма начинает снижать цену и увеличивать объем продаж, то вторая фирма поступает также. В результате обе фирмы приходят к такому разделу рынка, который соответствует соотношению сил.
- Теория игр ( Дилемма заключенного)
Это классический пример теории игр в экономике, о чем подробнее можно ознакомиться в работе Джона фон Неймана и Оскара Моргенштерна "Теория игр и экономическое поведение".1944г. Фирмы ведут себя подобно двум заключенным, которых обвиняют в совместном совершении преступления и сидящих в разных камерах. Как обоим заключенным выгоднее признаться в совершении преcтупления, так и олигополистам выгоднее установить относительно низкую цену, чем высокую.
Антимонопольное регулирование
Монопольная власть над ценами таит опасность завышения цен на продукцию монополий и занижение цен на сырье для монопольной фирмы. Это порождает тенденции к бюрократизации и неэффективности экономики.
Как известно, в странах Запада государство активно вмешивается к хозяйственную деятельность монополий и олигополии. Оно стремится не допустить чрезмерного влияния монополий и олигополии в экономике разрабатывает антимонопольное (антитрестовское) законодательство.
Антимонопольное законодательство направлено против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Антимонопольное законодательство может пониматься в узком и широком смысле слова.
· В первом случае оно направлено против чистых монолий и крупных олигополии, обладающих избыточной монопольном властью, а также на предотвращение «нечестных» действий, нарушающих общепринятые нормы делового общения.
· Широкая трактовка антитимонопольного законодательства направлена против всех форм накопления монопольной власти (в том числе и мелкими фирмами), любых форм монопольного поведения.
1.Первые законы, запрещавшие монопольные соглашения, были приняты в Канаде (1889) и (США (1890) — знаменитый закон Шермана, плучивший широкую популярность как «хартия экономической свободы Закон звучал очень грозно. Любые договоры или объединения, сцелью ограничивать свободу промысла, монополизировать какую-либо отрасль хозяйства, признавались незаконными. Создание монополий влекло штраф до 5 тыс. долл. (впоследствии он был повы-шен до 50 тыс. долл.) и тюремное заключение сроком до одного года. Такой же же закон был принят в Австрии и Новой Зеландии. Закон Шермана впоследствии дополнялся (в 1914,1939,1950гг.),
2. Закон Клейтона (1914) запретил соглашения в области сбыта и ценовую дискриминацию покупку или поглощение фирм, если это могло уничтожить конкуренцию,
3. Закон Робинсона-Петмэна1936г. Запрет на ценовую дискриминацию и монополию в области торговли
В Западной Европе (Бельгия — 1935 г.; Нидерланды — 1935 г.; Да-1937 г.) были попытки законодательного контроля картельных пений.
Направления современного антимонопольного регулирования.
1.
Административно-правовое воздействие
- запрет деятельности
- роспуск монополий
- расчленение и разукрупнение на самостоятельные производства
2.Административно-экономическое воздействие:
-преследование ценовой дискриминации
- преследование фальсификации товаров за счет использования рекламы
- запрещение осуществления давления на контрагентов путем сговора с целью влияния на изменение рыночной ситуации
3.Экономическое воздействие.
- налоговая политика
- поощрение выпуска товаров- субститутов
- увеличение импорта
Вопросы для самопроверки
по теме: «Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции»
- В чем состоят специфические условия рынка монополистической конкуренции?
- Почему экономическая прибыль предприятия в условиях монополистической конкуренции тяготеет к нулевому уровню?
- Каковы особенности производителя в условиях монополистической конкуренции и в краткосрочном и долгосрочном периодах?
- Проанализируйте плюсы и минусы рынка монополистической конкуренции.
- Опишите особенности олигополистического рынка. Каковы основные барьеры на пути проникновения на данный рынок?
- Какой уровень цен, объема выпуска продукции и прибыли складывается в условиях олигополии?
- Почему ломаная кривая спроса характерна для олигополистических структур
- Что такое тайный и явный сговор в поведении олигополистов
- Опишите системы «лидерства в ценах» и «издержки плюс».
- Опишите особенности монополистического рынка. Какие барьеры ограничивают доступ на него новых фирм?
- В условиях монополии цена товара выше или ниже предельного дохода?
В чем экономическая суть неравенства, отражающего основу получения монопольной прибыли.
- Что такое ценовая дискриминация? Какие ее разновидности вы знаете? Распространена ли ценовая дискриминация в России?
- Как осуществляется антимонопольная политика в отношении естественных монополий?
- Как измеряется степень монопольной власти фирмы?
- На каком положительном эффекте основана деятельность естественной монополии. Как осуществляется антимонопольная политика в отношении естественных монополий?