Формирование конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность предприятия - это его способность сохранять и расширять рынки сбыта за счет целенаправленной деятельности как по отношению к качественным характеристикам продукции, так и по отношению к производителям-конкурентам.
Конкурентоспособность предприятия
· Для потребителей – способность удовлетворять потребности (решать проблемы) потребителей на основе производства товаров и услуг, превосходящих конкурентов по требуемому набору параметров.
· Для конкурентов – способность производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков, и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности.
· Для инвесторов – способность использовать ресурсы предприятия для динамичного развития и расширения рынков сбыта, увеличения рыночной стоимости предприятия.
· Для субъектов рынков – партнеров (отрасль, регион, кластер, государство) – способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности на основе инновационных факторов роста
Обеспечению конкурентоспособности предприятия подчинены все решения, связанные с выходом на новые рынки сбыта, реорганизацией организационной структуры, модификацией и освоением новых видов продукции, изменением объемов ее выпуска, сменой основных производственных фондов, изменением хозяйственных связей и т.д.
Категории «конкурентоспособность товара» и «конкурентоспособность производителя» взаимозависимы. Предприятие не может быть конкурентоспособным, если его товар не имеет сбыта. Однако конкурентоспособность товара - не решающий фактор в конкурентоспособности предприятия. В ряде случаев конкурентоспособность товара обеспечивается за счет его реализации по демпинговым ценам, не компенсирующим затрат на его производство и сбыт (что при достаточно длительном периоде времени может привести к разорению производителя).
Будучи тесно взаимосвязанными, категории конкурентоспособности товара и предприятия имеют и существенные различия:
1) конкурентоспособность продукции оценивается и исследуется во временном интервале, соответствующем жизненному
циклу товара, а в основе исследования конкурентоспособности
предприятия лежит более длительный отрезок времени, соответствующий периоду функционирования предприятия;
2) конкурентоспособность продукции рассматривается применительно к каждому ее виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю изменяющуюся номенклатуру выпускаемой продукции и его производственно технический потенциал;
3) анализ уровня конкурентоспособности предприятия осуществляется им самим, а оценка конкурентоспособности товара -
прерогатива потребителя.
По своей структуре конкурентоспособность предприятия значительно сложнее конкурентоспособности продукции, поскольку объект ее приложения - вся производственно экономическая деятельность предприятия.
Конкурентоспособность предприятия определяется действием комплекса факторов внешней и внутренней среды его жизнедеятельности.
К факторам внешней среды могут быть отнесены:
- уровень государственного регулирования и развития экономики
страны обитания (налогообложение, кредитно-финансовая и банковская система, законодательное обеспечение бизнеса, система внешне
экономических связей и т.д);
- система коммуникаций; организация входных материальных
потоков; факторы, определяющие потребление продукции (емкость
рынка, требования потребителя к качеству продукции и т.д.);
Факторы внутренней среды предприятия характеризуют следующие внутрипроизводственные показатели:
Возможности воздействия предприятия на факторы окружающей
Имидж предприятия во многом способствует завоеванию доверия потребителей, партнеров, инвесторов, поставщиков и всего общества. При этом большое значение для формирования имиджа предприятия имеет брэнд (от англ. brand— клеймо). Брэнд — совокупность материальных и нематериальных категорий, которые формируют у потребителя благоприятное впечатление и вызывают желание приобрести товар именно данного предприятия с конкретной маркировкой среди множества других аналогичных. Брэнд следует систематически поддерживать через рекламу и другие формы его продвижения.
Подгруппы показателей образа (имиджа) предприятия:
ü Рыночные позиции предприятия; объемы, доли и изменения допей продаж товара предприятия на целевых рынках, значимость для региона, национальной и мировой экономики; индивидуальность цели; название, организационно-правовая форма; численность; размер; известность; авторитет; зрелость; возраст, традиции; товарная преемственность; качество менеджмента; качество и позитивная известность товарного знака и всего брэндинга; экологическая обстановка; целеустремленность в деятельности; ответственность персонала, уровень НИОКР, удаленность от поставщиков; количество поставщиков; эстетичносфирменной одежды, автомобилей, зданий и сооружений; площадь и оформление офиса; надежность; коэффициент выполнения обязательств; оригинальность допродажного и послепродажного обслуживания; новизна методов обучения и повышения квалификации; оригинальность методов активизации стимулирования продаж и продвижения товаров на рынке и др.
ü Восприятие целевыми рынками: уровень образования и культуры потребителей рынка; коэффициенты эффективности рекламы; бюджет рекламной деятельности; виды рекламы; периодичность и частота повторения рекламы; качество рекламных сообщений, испопьзуемых средствами массовой информации; характеристики результатов связей с общественностью, мнения независимых экспертов, наличие положительных отзывов закупающих организаций и потребителей о качестве товара и отношении к предприятию; отсутствие экспертно подтвержденных претензий к качеству и другим сторонам деятельности предприятия со стороны потребителя, закупающих организаций и представителей государственного контроля и надзора, в том числе по показателям безопасности, установленным значениям срока службы, надежности, гарантийным срокам и др.
ü Информационная открытость: коэффициенты доступности, правдивости, информативности, адресности; состав представляемых документов; оформление документации и стиль представления информации и др.
В итоге оценки имиджа предприятия могут быть даны оценки количественные (например, в баллах) либо качественные. Последние оценки следует давать, например, по градации: «имидж высокий», «достаточно высокий», «недостаточно высокий», «невысокий». Градация может быть несколько иной.
Группа показателей товарно-сбытовых возможностей предприятия может быть подразделена на подгруппы:
ü Наличие товарно-сбытовой сети магазины оптовые базы, склады хранения; их количество, местоположение; системы продаж по почте, телефону, интернету; численный состав персонала сбытовых служб и уровень их квалификации, наличие специального подразделения или отдельных сотрудников по связям с общественностью; влияние уровня качества управления экономикой региона, страны и отрасли: организационно-технический потенциал региона, страны и отрасли; уровень и методы стимулирования сбыта — ценовые скидки и наценки, премии, купоны, лотереи и конкурсы, пакетные продажи, предоставление бесплатных образцов; число привлекаемых торговых агентов: презентации, пресс-релизы: условия функционирования товарно-сбытовой сети — доступность рынка, темпы роста рынка острота конкуренции на рынке, возможности неценовой конкуренции, концентрация потребителей и др.
ü Эффективность использования товарно-сбытовой сети: площади мощности; удаленность от потенциальных потребителей и производства; число потенциальных потребителей для каждого из объектов; затраты на содержание и функционирование сети, участие в проведении ярмарок и выставок; параметры географии продаж; оплата и премирование труда работников по связям с общественностью; объем реализации по разным каналам сбыта; размер бюджета стимулирования; объем продаж привлекаемыми торговыми агентами в общем объеме реализации; рыночные позиции предприятия, доли дохода; которые могут быть использованы потребителем на приобретение товара; влияние на эффективность сети уровня образования и культуры персонала и потребителей, оплата и стимулирование труда привлекаемых торговых агентов: соотношения результатов функционирования сети с затратами на функционирование каналов сбыта и др.
Группа показателей организационно-технического совершенства производства и управления предприятием может включать в себя подгруппы:
ü Организационно-техническое совершенство производства, характеризующее возможности материально-технического обеспечения, оснащения производственных и технологических процессов, совершенство технологии и организации производства
ü Персонап производства (численность, квалификация, уровень образования и общей культуры производственного персонала, уровень постановки работы по повышению квалификации и переподготовки, уровень текучести кадров производства, заработная плата и др.)
ü Инновационный потенциал производства: материально-техническое обеспечение производства (уровень качества поставляемой продукции, выполнение сроков и объемов поставок, уровень организации поставок, мера лояльности поставщика, перспективность поставщика и др.)
ü Оснащение производственных и технологических процессов (станки, оборудование, возрастной состав оборудования и станков, проектно-технический уровень качества оборудования и станков, эксплуатационно-технический уровень оборудования и станков, оснастка, технологическое обеспечение и т.п. ), совершенство технологии производства (структура технологического процесса, коэффициенты обновления технологических процессов внедрение новых прогрессивных процессов, уровень автоматизации управления технологическими процессами, затраты на научные исследования и др.
ü Совершенство организации производства (производственные функции, производственная структура коэффициент специализации производства, уровень комбинирования, научно-технический уровень производственных процессов, ритмичность производственного процесса,внедрение новых прогрессивных форм организации производства, влияние организационно-технического потенциала региона, страны, отрасли и др.
ü Совершенство управлении, отражающее прогрессивность и эффективность управленческих процессов, рациональность функций управления (рациональность функций управления, структура функциональных подсистем управления структура целевых подсистем управления, уровень автономности осуществления функций, эффективность управленческих функций и др.); информационное обеспечение управления (характеристики средств информационного обеспечения схемы информационных потоков и документооборота, коэффициент непрерывности информационного потока, коэффициент эффективного использования информации и др.);
ü методы управления (характеристики совокупности способов и приемов управления, обеспечивающих достижение целей и решение задач организации), технологии управления (характеристики совокупности взаимосвязанных управленческих процессов, направленных на обоснование, выработку, принятие и выполнение решений по управлению)
Группа показателей финансового состояния предприятия может включать сравнительно широкий спектр подгрупп и показателей:
ü Платежеспособность (коэффициенты покрытия, абсолютной ликвидности, промежуточного покрытия, общей платежности и др.)
ü Финансовая устойчивость (коэффициенты финансовой независимости, долгосрочного привлечения заемных средств маневренности собственных средств, реальной стоимости основных средств, реальной стоимости оборотных средств, покрытия инвестиций, темпы изменения рыночной стоимости предприятия и др.)
ü Прибыльность (прибыль от реализации, балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль, чистая прибыль на одну акцию, норма прибыли, коэффициент качества прибыли, распределение прибыли и др.)
ü Эффективность использования финансовых ресурсов (влияние уровня качества образования и общей культуры персонала, рентабельности предприятия товарной продукции финансовой эффективности, активов, текущих активов и др.)