Внедрение автоматизированных систем управления производством (АСУП)
Современные информационные системы нельзя представить без применения средств вычислительной техники. Роль средств вычислительной техники в сборе и обработке информации возрастает в связи с:
• усложнением характера связей в организации и явлениями внешнего окружения;
• усилением вероятностного характера этих связей;
• возрастанием дефицита ресурсов и особенно времени;
• возрастанием масштабов возможных последствий от неправильно принятых решений;
• усилением необходимости повышения эффективности поиска оптимального решения.
Как и всякая человеко-машинная система, автоматизированная система (АС) синтезирует качества и ЭВМ, и человека, причём человек может выступать и как самый надёжный, и как самый ненадёжный элемент этой системы. В качестве примера можно привести чисто техническую надёжность ЭВМ - она всегда может сломаться, человека же сломать сложнее. Ненадёжность человека может проявляться в нарушении требуемой технологии обработки информации в АС, а также в экстремальных ситуациях (высокие температуры, давление, ускорение, агрессивная среда, перегрузки и т. п.).
Бесспорно, возможности АС в решении традиционных проблем управления всего производственного объекта и всех сфер его деятельности огромны. Однако принятие решений по нетрадиционным вопросам требует неординарной нетиповой информации, которая плохо формализуема. Традиционная информация здесь выполняет функции основы исходного условия, которое является необходимым, но отнюдь не достаточным.
Формализованная информация наиболее приемлема для целей управления хорошо отработанным технологическим и производственным процессом, при налаженных рынках сбыта. В НИОКР она может использоваться в качестве банка знаний как удачных поисков и решений, так и отвергнутых, что в целом составляет бесценный опыт управленческих работников.
Внедрение информационных технологий в управленческую деятельность преследует не только автоматизацию рутинных методов обработки информации, но и организацию коммуникативного процесса на качественно новом уровне.
АС рассматриваются как сложные изделия не имеющие аналогов. Создание АС требует, как правило, изменения (совершенствования) организационной структуры объекта автоматизации.
Интегрированная автоматизированная система управления предприятием (ИАСУП) – комплекс исполнителей, средств вычислительной техники, методов, обеспечивающих достаточную пропускную способность органов управления в плане сбора, обработки, хранения и передачи данных, которые способны предоставить актуальную и достоверную информацию о всех бизнес-процессах предприятия (в том числе территориально распределенного и имеющего сложную структуру), необходимую для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа, среда, несущая в себе технологический регламент и управленческий опыт.
В этой среде реализуется полный рыночный цикл – от разработки инновационных проектов и планирования бизнеса до анализа результатов деятельности предприятия, контроллинга и последующей корректировки тактических планов и стратегических программ.
Задача ИАСУП заключается в том, чтобы упорядочить информационные потоки, предоставить эффективный доступ к данным менеджерам всех уровней для принятия мотивированных управленческих решений. Очевидно, что без своевременной и достоверной информации о состоянии дел на предприятии невозможно управление им, а, следовательно, невозможно и развитие бизнеса.
Рассмотрим ИАСУП на примере системы «Галактика».
Корпорация “Галактика” — один из крупнейших в СНГ разработчиков комплексных решений в области автоматизации управления производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия. Основной продукт — комплексная система автоматизации управления предприятием Галактика.
Базовые принципы, определяющие развитие системы Галактика, заключаются в следующем:
1. Реализация "петли управления" (прогноз - планирование - контролируемая деятельность по выполнению планов - анализ результатов - коррекция прогнозов и планов) для всех сфер деятельности предприятия с учетом опыта, накопленного корпорацией "Галактика", ее партнерами и клиентами. Использование технологий интерактивной аналитической обработки данных (OLAP) с возможностью раскрытия (детализации) уровней аналитики.
2. Обеспечение информационной поддержки принятия решений на разных уровнях управления - вплоть до уровня руководства предприятия (корпорации). Создание и использование баз знаний по типовым бизнес-процессам (образцам хозяйственной деятельности).
3. Соответствие (в перспективе) функциональности, технологичности и степени интеграции системы современным концепциям ERP (Enterprise Resource Planinng - "планирование ресурсов предприятия"), CSRP (Custom Synchronized Resource Planning - "планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем"), SEM (Strategic Enterprise Management - "стратегическое управление предприятием").
4. Сочетание высокой степени интеграции с гибкостью - система строится в виде набора взаимосвязанных, но относительно независимых компонентов, которые приобретаются в составе и порядке, удобном конкретному клиенту.
В современных условиях конкурентоспособность предприятия напрямую зависит от того, насколько своевременно информация о критических факторах успеха предоставляется ответственным за принятие решений работникам. Информационные системы для управления хозяйственной деятельностью стали неотъемлемой частью и предпосылкой успешной деятельности руководителей любого уровня, превратились в полноценный рабочий инструмент на каждом предприятии. Система Галактика ориентирована на автоматизацию решения задач, возникающих на всех стадиях управленческого цикла: прогнозирование и планирование, учет и контроль реализации планов, анализ результатов, коррекция прогнозов и планов. Система имеет модульную структуру, модули, в свою очередь, объединены в функциональные контуры (рис.9.1.). Пунктиром изображены модули, находящиеся в стадии разработки. Объединение модулей в контуры Логистики, Финансовый, Управления персоналом выполнено по виду ресурсов, над которыми совершается управленческая деятельность. В Контур управления производством и Контур управления взаимоотношениями с клиентами модули включены в соответствии с автоматизируемым видом деятельности. Понятие "модуль" не следует отождествлять с привычным для сотрудников служб автоматизации термином АРМ. В каждом модуле присутствуют функции, предназначенные для использования как непосредственными исполнителями, так и управленцами различного уровня, а, с другой стороны, - для решения задач, относящихся к различным видам управленческой деятельности.
Рис. 9..1. Система "Галактика"
Функциональный состав системы Галактика позволяет для любого предприятия определить набор компонентов, обеспечивающий решение задач управления хозяйственной деятельностью в трех глобальных разрезах: по видам ресурсов, по масштабам решаемых задач (уровню управления), по видам управленческой деятельности (рис.8.7.).
При четко налаженной технологической схеме эксплуатации системы Галактика каждый работник выполняет определенные для него инструкцией действия, получая информацию в объеме, необходимом и достаточном для осуществления своих должностных обязанностей.
В результате работы всех пользователей системы происходит наполнение Базы Данных предприятия (организации) оперативной информацией о ходе выполнения конкретных хозяйственных операций, относящихся к различным направлениям деятельности.
Рис.8.7. Решение задач управления с помощью Галактики
Руководство предприятия, используя для управления хозяйственной деятельностью систему Галактика, получает возможность:
1 своевременного получения достоверной информации о текущей деятельности предприятия;
2 оперативного контроля и управления финансами, материальными и трудовыми ресурсами;
3 формирования обоснованных планов на основании анализа данных об имеющихся ресурсах;
4 контроля выполнения планов и взаимных обязательств;
5 анализа результатов деятельности и формирования оптимальных управляющих воздействий.