Структура фирмы и типы фирм
Структура и деятельность предприятий зависит от многих внутренних и внешних факторов.
Не последнюю роль в экономической деятельности фирмы играет ее организационная структура. Выделяются линейная, линейно-штабная, функциональная, дивизионная структуры. Охарактеризуем каждую форму структуры.
Линейная организационная структурахарактерна для ранней стадии развития рыночной экономики с низким уровнем технологии конвейерного типа. В настоящее время она встречается в отраслях с простым производственным циклом, выпускающих однородный продукт. Например, табачная фабрика, мукомольный завод и т. д.
Линейно-штабная форма структурыпредполагает контроль, как на стадиях всего производственного процесса, так и отдельных его видов, позволяет фирме более гибко реагировать на изменение спроса и производства, сокращать издержки контроля многопродуктового производства. Это позволяет реализовать положительный эффект разнообразия, но, с другой стороны, жесткость управления ограничивает возможности использования эффекта масштаба в производстве и сбыте. Эта форма предпочтительна для средних многопродуктовых фирм, действующих на рынках потребительских товаров и продуктов питания, например, оптовый рынок. Эта форма функционировала в развитых странах в 1940-1950-е годы.
Функциональная форма структурыпредполагает разделение производственного цикла на отдельные функции, для которых характерно обособленное управление, позволяет сократить издержки управления при выпуске разнородной продукции, не увеличивая трансакционных издержек. Характерна такая форма структуры, как правило, для фирм, выпускающих небольшой набор товаров. Она позволяет использовать положительный эффект масштаба в производстве и сбыте, а также эффект разнообразия в силу жесткого контроля на всех стадиях выпуска продукции, что сдерживает ее эффективность и распространение при переходе к крупному производству. Эта форма наблюдалась в развитых странах в 1930-1940-е годы.
Дивизионная форма структуры предполагает выделение продуктовых подразделений в отдельные управленческие объекты, с сохранением принципа управления по продукту или по стадиям производства, а также углублением самостоятельности продуктовых отделений по вопросам качества товара, места сбыта и т.д. Это позволяет расширить возможности использования эффекта разнообразия и применить положительный эффект масштаба. Эта форма структуры характерна для крупных фирм, таких как концерны. Дивизионная форма функционировала в развитых странах в 1960-1970-е годы. Экономическая практика в дальнейшем показала, что эта форма неэффективна в силу менее гибкого реагирования на резкие скачки спроса и возросшей неопределенности экономической среды, быстрого изменения спроса и насыщенности информационных потоков, наличия сверхкрупных масштабов выпуска. Поэтому она уступает место другим организационным формам, но остается доминирующей в странах среднего уровня развития.
Структуру фирмы как исходного института организации производства определяют три основных параметра:
1) спецификация прав собственности;
2)величина трансакционных издержек;
3)совокупность контрактов как каналов передачи «пучков» прав собственности.
Каждый из этих параметров может изменяться в том или ином диапазоне и сочетании, комбинация этих переменных величин и будет определять структуру фирмы в ее конкретном варианте.
Так, спецификация прав собственности предполагает разные варианты их концентрации (монопольную, долевую, совместную) и их делегирования (узкому кругу субъектов-менеджеров или более широкому — инсайдерам и аутсайдерам). Величина трансакционных издержек весьма динамична и может принимать различные значения в весьма широком диапазоне, что связано со степенью неопределенности и риском.
Чем более точно и полно определены (специфированы) права собственности, чем меньше транзакционные издержки. Чем больше каналов передачи прав собственности (контрактов) внутри фирмы и вне ее, тем более жесткой является структура фирмы. Структуру такого типа имеют большинство традиционных фирм, в рамках которых сконцентрированы все стадии разработки продукта от его производства до реализации, т. е. полный производственный цикл.
Чем более размыты права собственности (нечетко и неполно специфицированы), чем больше величина трансакционных издержек и меньше сеть контрактов, тем более мягкой является структура фирмы. Структуру такого типа имеют фирмы «новой экономики»: web - фирмы, фирмы - креативщики, венчурные фирмы и фирмы-инкубаторы.
В зависимости от того, насколько управленческие решения и их эффективность внутри фирмы контролируются и определяются извне рынком, выделяются два типа фирм — закрытые и открытые.
Закрытые фирмы — это «внутренне» определяемые фирмы. К ним относятся индивидуальное частное предприятие с неограниченной ответственностью, товарищество, закрытая корпорация.
Открытые фирмы — это «внешне» определяемые фирмы, которые сильно ориентируются в оценке своей внутренней эффективности на рыночную оценку. К ним относятся открытая корпорация, некоммерческая организация, политическая фирма (государственное или муниципальное предприятие).
Перейдем к рассмотрению закрытых фирм. Частнопредпринимательская фирма – это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т.е. является субъектом неограниченной ответственности).
Собственник классической фирмы является центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных ресурсов заключают контракты. Он обладает правом найма и увольнения, т.е. контролирует поведение всех остальных членов команды. Поэтому он получает весь остаточный доход – всю прибыль за вычетом издержек по ведению дела. Наконец, он вправе продать все, чем он обладает, передать все свои права другому лицу.
Обычно собственником классической фирмы является владелец наиболее важного (интерспецифического) ресурса. Таким интерспецифическим ресурсом может быть как физический, так и человеческий капитал. Например, в проектно-конструкторских организациях или в рекламном бюро и т.д. роль человеческого капитала чрезвычайно высока, поэтому владельцами фирмы являются талантливые работники.
Несомненными достоинствамичастнопредпринимательской фирмы являются:
1. простота организации (учреждения, управления и т.д.);
2. свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений и т.д.);
3. сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом).
Среди очевидныхнедостатковчастнопредпринимательской фирмы следует назвать в первую очередь:
1. ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредитов);
2. отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций (особенно в условиях мелкого и среднего производства, наиболее типичного для данной формы собственности);
3. существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей своей личной собственностью).
Индивидуальное частное предприятие без образования юридического лица позволяет человеку индивидуальным образом наняться к такому предпринимателю, заключив с ним контракт, что дает возможность избежать социальных отчислений. Подобная форма организации пригодна лишь для небольшого предприятия.
Товарищество (партнерство) — это организационная форма предпринимательства, когда и организация производственной деятельности, и формирование уставного капитала осуществляется совместным усилием двух или более физических лиц. Каждый партнер вносит деньги, имущество, труд и интеллектуальную или иную собственность в зависимости от доли в уставном фонде, и от места, занимаемого в структуре управления таким товариществом. Товарищество очень похоже на индивидуальное частное предприятие, но оно обладает некоторыми особенностями. Среди его преимуществ, во-первых, возможность увеличить масштаб производства. Партнеры сами делают инвестиции. Во-вторых, возможность для каждого из партнеров в какой-то мере диверсифицировать производство. Но функционирование товарищества связано и с определенными проблемами. Первая проблема связана с возможностью возникновения «зайца». В любом товариществе собственность и менеджмент пока еще в достаточной степени не разделены, в силу чего собственники — одновременно и менеджеры. И любой партнер при желании может вести себя по отношению к другим как «заяц», всячески увиливая от организации работы. Вторая проблема - проблема продвижения своих интересов в ущерб интересам других партнеров тем из партнеров, кого остальные выбрали старшим. Он может стремиться за счет других реализовать какие-то свои интересы, которые не будут оправданы с точки зрения величины его доли. В частности, за счет других партнеров он может заняться потреблением на рабочем месте, т. е. максимизировать свои представительские расходы. Также он может втягивать партнеров в повышенные по рискованности проекты или вовлекать предприятие в невыгодные для него хозяйственные связи, получая за это бонусы от предприятий, с которыми он договорился. Обычно это и является причиной распада товарищества.
Среди недостатков партнерства в экономической литературе выделяют:
1. неограниченную ответственность. Каждый участник полного товарищества отвечает за долги фирмы независимо от того, чьими действиями была вызвана эта задолженность. Каждый партер несет ответственность не только за результат собственных управленческих решений, но и за последствия действий любого другого партнера;
2. продолжительность периода деятельности товарищества непредсказуема. Выход из партнерства или смерть одного из партнеров, как правило, влекут за собой распад и полную реорганизацию фирмы, прекращение ее деятельности;
3. ограниченность финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы товарищества остаются ограниченными, хотя обычно и превосходят возможности индивидуального частного предприятия. Но у трех или четырех партнеров может также не хватить средств для успешного роста их предприятия;
4. высокий уровень конфликтности. Если в управлении участвуют несколько человек, подобное разделение власти может привести к несогласованной политике или к бездействию, когда требуются решительные действия. Еще хуже, если партнеры расходятся во взглядах по стратегическим вопросам;
5. сложность ликвидации. При закрытии фирмы вопрос о том, что и кому достанется, и что будет дальше, зачастую трудно решить.
Классическая форма партнерства — адвокатские конторы, аудиторские, консалтинговые, медицинские фирмы врачей. Партнерство позволяет решить следующие проблемы: во-первых, это проблема наследования опыта. Здесь можно успешно передавать опыт, информацию, ведя принятого члена по ступенькам карьеры и наблюдая, как он развивается, прежде чем стать полноправным партнером. В партнерстве существует градация: младший партнер, полный партнер, и (конечная цель жизни, скажем, сотрудника консультативной фирмы или адвокатской конторы) старший партнер. Во-вторых, это проблема торговой марки. Партнерство возникает в тех видах деятельности, где очень, велика доля такого специфического актива, как человеческий капитал. А в некоторых сферах человеческий капитал является основной составляющей бизнеса. Адвокатская контора как бизнес успешна, если это - коллектив людей, доверяющих друг другу, интенсивно обменивающихся информацией, одинаково озабоченных проблемой качества, заинтересованных в том, чтобы ни один из них не опозорил свое имя и тем самым имя фирмы.
Но партнерства в сферах, где бизнес может вести один человек неустойчивы, так как партнеры не ценят вклад друг друга в общее дело. В силу этого такие полупартнерства они неустойчивы.
Корпорация — это форма предприятия, при которой его хозяйственная деятельность может быть отделена от конкретных лиц, им владеющих. Собственность корпорации разделена на части, и ответственность каждого из участников ограничена его частью (вкладом). Корпорация, акции которой распределяются только среди ее учредителей или заранее определенного круга лиц, является закрытой. В российской практике к такому типу предприятий относятся акционерные общества, закрытого типа (закрытые акционерные общества). Для закрытой корпорации характерно:
1. принцип ограниченной ответственности (что позволяет защитить личное имущество членов корпорации от риска);
2. разделение на собственников и менеджеров;
3. отсутствие акций как таковых, замененных долями в собственности корпорации, которые формируются просто на основе личных контактов;
4. очень высокие транзакционные издержки во внешней, да и во внутренней оценке ее активов и ее перспектив из-за отсутствия рыночной торговли долями собственности.
Открытая корпорация является наиболее широко применимой формой организации бизнеса. В англосаксонском мире эта форма существует как основная, начиная с середины 19 века, когда она в массовом порядке вытеснила компании, основанные на индивидуальном капитале, и товарищества. В Европе закрытые формы организации бизнеса доминировали гораздо дольше. Самые известные из них, просуществовавшие до 20 века, — это компания Зингера (производство швейных машинок), а в банковском деле — это известная семейная фирма Ротшильдов. В конце 19 века складывается организованный рынок торговли акциями — анонимными частицами акционерного капитала, который стал прообразом современной системы организации рынков капитала. Основные черты открытой корпорации:
1. это общество с ограниченной ответственностью (как и закрытая корпорация);
2. права собственности, доли собственности здесь обезличены и выставляются на торги на специальном организованном рынке (в отличие от закрытой корпорации);
3. роли менеджера и собственника, как правило, разделены.
В условиях полного разделения функций собственности и менеджмента менеджеры корпорации становятся агентами, которые обладают полной информацией о состоянии дел в корпорации и практически ничем не ограничены в принятии решений. В крупной корпорации, которая привлекает капиталы на свободном рынке, ее владельцы лишены возможности контролировать поведение менеджеров в силу своей разобщенности, распыленности собственности между многочисленными акционерами. В такой ситуации собственник сделался анонимным, и в таком качестве — бессильным владельцем совершенно абстрактного ресурса, а реальными хозяевами корпорации стали менеджеры. И поэтому корпорация начинает действовать не в интересах владельца капитала, а в интересах группы менеджеров, которые получили в свои руки руководство.