Анализ себестоимости единицы продукции
Себестоимость выпуска продукции – общая сумма затрат, связанных с выпуском продукции.
Себестоимость единицы продукции в целом по предприятию определяется делением общей себестоимости продукции по смете и факту на общее количество выпущенной продукции.
Анализ и диагностика себестоимости единицы продукции выполняется в двух направлениях:
1) для определения оптимального варианта выпуска отдельных изделий с позиции потребностей рынка и возможностей предприятия;
2) для диагностики эффективности затрат на производство продукции, для определения динамики себестоимости продукции, расчета ее рациональной цены, изыскания возможностей снижения затрат.
Анализ фактически достигнутых результатов проводится сравнением фактической калькуляции с нормативной (сметной), используются показатели уровня рентабельности продукции (изделий).
Установленные отклонения по статьям затрат являются объектом факторного анализа. В результате постатейного анализа себестоимости продукции должны быть выявлены внутренние и внешние, объективные и субъективные факторы изменения ее уровня. Это необходимо для квалифицированного управления процессом формирования затрат и поиска резервов их сокращения.
Ситуация – иллюстрация анализа себестоимости единицы продукции в целом по предприятию (М.И. Трубочкина с.132)
Таблица 2 – Данные для анализа себестоимости единицы продукции
Изд. | Количество изделий | Себестоим. ед. продукции, руб. | Общая себестоимость продукции, руб. | Отклоне-ния от сметы | ||||||
Смета | Факт. | Смета | Факт. | Смета | условно | Факт | ||||
шт. | % | шт. | % | |||||||
А | 38,2 | 46,3 | +1472 | |||||||
Б | 61,8 | 53,7 | +140 | |||||||
Итого | 27,35 | 31,76 | +1612 |
А) Устанавливается себестоимость ед. продукции путем деления гр. 7 и гр.9 соответственно на гр.1 и гр.3. и устанавливается, что себестоимость ед. продукции увеличилась на 4,4 руб.(31.76-27,35).
Б) Определяется влияние факторов (Таблица 4)
структурные сдвиги в выпуске продукции (доля изделий «А» возросла, а «Б» снизилась);
себестоимость единицы продукции каждого наименования.
Таблица 4 Расчет влияния факторов на себестоимость выпуска продукции
Факторы | Расчет влияния факторов | Величина влияния, руб. | |
Формула расчета | Расчет | ||
1. Изменение себестоимости выпуска продукции | +1612 | ||
2. Себестоимость продукции при фактических объеме, структуре и плановой себестоимости ед. продукции | гр.8 | ||
3. Влияние объема и структуры продукции на себестоимость выпуска | +196,0 | ||
4. Влияние структуры выпуска продукции на себестоимость выпуска продукции | (27,76-27,35)х354 | +141,6 | |
5. Влияние объема выпуска на себестоимость выпуска продукции | 196-141,6 | +54,4 | |
6. Влияние изменения себестоимости единицы продукции на себестоимость выпуска продукции | |||
7. Совокупное влияние факторов на изменение себестоимости выпуска продукции | стр.4+стр.5+стр.6 | 141,6+54,4+1416 | +1612 |
Вывод: Основным фактором, повлиявшим на увеличение фактической себестоимости продукции, явился рост фактической себестоимости ед. продукции по сравнению со сметной. Поэтому далее необходимо проанализировать отклонения по статьям калькуляции.