Формирование прогнозного баланса
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
Инженерно-экономический институт
Кафедра «Финансы и денежное обращение»
Э.А. Козловская, Е.А. Яковлева, Т.В. Мокеева
Методические указания по курсовому проектированию
на тему «Разработка бизнес-плана вновь создаваемого предприятия (бизнес с «нуля»)»
По курсу «Экономика организаций (предприятий)»
Санкт-Петербург
Козловская Э.А., Яковлева Е.А., Мокеева Т.В. Методические указания по курсовому проектированию на тему «Разработка бизнес-плана вновь создаваемого предприятия (бизнес с «нуля»)» по курсу «Экономика организаций (предприятий)»
Методические указания по курсовому проектированию на тему «Разработка бизнес-плана вновь создаваемого предприятия (бизнес с «нуля»)» по курсу «Экономика организаций (предприятий)» предназначены для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика», для подготовки к практическим и лабораторным занятиям по курсу «Экономика организаций (предприятий)».
Содержание
Введение …………………………………………………………………... | |
1. Содержание пояснительной записки к курсовому проекту ………… | |
2. Исходные данные ……………………………………………………… | |
3. Описание предприятия ………………………………………………... | |
4. Описание продукции ………………………………………………….. | |
5. Анализ рынка и конкуренции ……………………………………...…. | |
6. Маркетинговый план ……………………………………..…………… | |
7. Определение потребности в материальных ресурсах ………………. | |
8. Производственный план ………………………………………………. | |
9. Организационный план ……………………………………………….. | |
Литература …………………………………………………...…………… | |
Приложение 1. Варианты заданий ………………………………………. | |
Приложение 2. Пример оформления курсового проекта …………….... | |
Приложение 3. Пример устава предприятия …………………………... | |
Приложение 4. Прайс-листы на размещение рекламы ………………… |
Введение
Бизнес-план – это, по сути, представленная в определенном стандарте система доказательств успешности предлагаемого дела.
Разработка бизнес-плана начинается с определения его назначения (цели). По назначению бизнес плана определяют его содержание. Если – для внутреннего пользования, то проверяется осуществляемость бизнес идеи. Если же речь идет о потенциальном инвесторе, то его как минимум интересуют:
– имеющийся положительный опыт в бизнесе;
– рыночные (маркетинговые) перспективы предприятия (бизнес направления);
– собственность и юридическая форма организации бизнеса;
– вопросы управления персоналом;
– организация производства, снабжение сырьем и материалами;
– график финансирования проекта;
– график возврата денежных средств;
– коммерческая эффективность проекта;
– возможные риски проекта,
– риски невозврата средств;
– представляемые гарантии.
Назначение бизнес-плана
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависит от размеров создаваемого предприятия и сферы деятельности, к которой оно относится.
Степень детализации бизнес-плана зависит от характера создаваемого предприятия (сферы услуг или производство), вида товара (для производственного предприятия), размеров предполагаемого рынка (рынков) сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.
Бизнес-план нужен не только предпринимателю, но и будущим инвесторам и сотрудникам предприятия, желающим понять политику и стратегию фирмы.
Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:
- дает возможность определить жизнеспособность будущего предприятия в условиях конкуренции;
- определяет ориентиры деятельности в период становления предприятия;
- служит важным инструментом финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Будущих инвесторов интересует вполне конкретная информация бизнес-плана. Это, прежде всего доходы и расходы, денежная наличность и др. Бизнес-план позволяет выявить трудности на пути к успеху и определить способы их преодоления.
Процесс разработки бизнес-плана заставляет критически оценивать собственные силы, более трезво оценить возможности, а также саму идею, т.к. при составлении бизнес-плана приходится невольно «прокручивать» различные сценарии поведения в будущем.
Информация. Перед составлением бизнес-плана необходимо собрать информацию:
- об объеме потенциального спроса, фирмах конкурентах, торговой наценке, рыночных трендах и т.п.;
- производственных и финансовых потребностях компании;
Кроме того, необходимо четко определить цели и задачи компании, которые должны считать основой для составления плана по маркетингу и финансовому плану.
Цели не должны быть слишком общими, иначе их трудно проконтролировать.
Примерная структура бизнес-плана
I. Титульный лист, включающий:
а. Название и адрес фирмы.
б. Имена и адреса учредителей.
в. Суть предлагаемого проекта.
г. Стоимость проекта.
д. Ссылка на секретность.
II. Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта.
III. Анализ положения дел в отрасли.
а. Текущая ситуация и тенденции ее развития.
б. Потенциальные конкуренты.
в. Потенциальные потребители.
IV. Существо предлагаемого проекта.
а. Продукты.
б. Услуги.
в. Помещение по офис.
г. Административный и производственный персонал.
д. Сведения о самом предпринимателе и его партнерах.
V. Производственный план.
а. Описание производственного процесса. Какие операции поручить субподрядчикам.
б. Производственное помещение.
в. Станки и оборудование.
г. Поставщики сырья.
VI. План маркетинга.
а. Цены.
б. Каналы сбыта.
в. Реклама.
г. Прогноз новой продукции.
д. Целевые показатели.
VII. Организационный план.
а. Форма собственности.
б. Сведения о партнерах или основных пайщиках.
в. Мера ответственности партнеров (пайщиков).
г. Сведения о членах руководящего состава.
д. Организационная структура, распределение обязанностей.
VIII. Оценка риска.
а. В чем заключается слабые стороны предприятия.
б. Вероятность появления новых технологий.
в. Альтернативные стратегии.
IX. Финансовый план.
а. План доходов и расходов.
б. План денежных поступлений и платежей.
в. Балансовый план.
г. Точка самоокупаемости.
д. Источники и использование средств.
X. Положения (копии документов, прейскуранты, лицензии и т.п.).
Содержание пояснительной записки к курсовому проекту
Резюме.
– миссия и видение предприятия;
– организационно-правовая форма создаваемого предприятия, место расположения (с обоснованием);
– устав организации (пример устава - в приложении 3);
– состояние рынка (прогнозная оценка спроса);
– конкуренты и их краткая характеристика;
– маркетинговая стратегия (ценовая политика, реклама, методы продвижения товара на рынок);
– ресурсы:
· технологическое оборудование (состав, количество, затраты);
· офисное оборудование (состав, количество, затраты);
· характеристика зданий, помещений (площадь, собственность, аренда, стоимость);
– определение себестоимости продукции (работ, услуг), единицы, годового объема, по годам;
– использование производственной мощности.
2. Финансовая проработка бизнес-плана.
1. Источники финансирования (величина собственных и заемных средств и условия привлечения).
2. Начальный баланс.
3. Баланс доходов и расходов.
4. Движение денежных средств в первый год.
5. Изменение текущих активов.
6. Распределение прибыли.
Формирование прогнозного баланса.