Формирование прогнозного баланса

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Инженерно-экономический институт

Кафедра «Финансы и денежное обращение»

Э.А. Козловская, Е.А. Яковлева, Т.В. Мокеева

Методические указания по курсовому проектированию

на тему «Разработка бизнес-плана вновь создаваемого предприятия (бизнес с «нуля»)»

По курсу «Экономика организаций (предприятий)»

Санкт-Петербург

Козловская Э.А., Яковлева Е.А., Мокеева Т.В. Методические указания по курсовому проектированию на тему «Разработка бизнес-плана вновь создаваемого предприятия (бизнес с «нуля»)» по курсу «Экономика организаций (предприятий)»

Методические указания по курсовому проектированию на тему «Разработка бизнес-плана вновь создаваемого предприятия (бизнес с «нуля»)» по курсу «Экономика организаций (предприятий)» предназначены для студентов, обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика», для подготовки к практическим и лабораторным занятиям по курсу «Экономика организаций (предприятий)».

Содержание

Введение …………………………………………………………………...
1. Содержание пояснительной записки к курсовому проекту …………
2. Исходные данные ………………………………………………………
3. Описание предприятия ………………………………………………...
4. Описание продукции …………………………………………………..
5. Анализ рынка и конкуренции ……………………………………...….
6. Маркетинговый план ……………………………………..……………
7. Определение потребности в материальных ресурсах ……………….
8. Производственный план ……………………………………………….
9. Организационный план ………………………………………………..
Литература …………………………………………………...……………
Приложение 1. Варианты заданий ……………………………………….
Приложение 2. Пример оформления курсового проекта ……………....
Приложение 3. Пример устава предприятия …………………………...
Приложение 4. Прайс-листы на размещение рекламы …………………


Введение

Бизнес-план – это, по сути, представленная в определенном стандарте система доказательств успешности предлагаемого дела.

Разработка бизнес-плана начинается с определения его назначения (цели). По назначению бизнес плана определяют его содержание. Если – для внутреннего пользования, то проверяется осуществляемость бизнес идеи. Если же речь идет о потенциальном инвесторе, то его как минимум интересуют:

– имеющийся положительный опыт в бизнесе;

– рыночные (маркетинговые) перспективы предприятия (бизнес направления);

– собственность и юридическая форма организации бизнеса;

– вопросы управления персоналом;

– организация производства, снабжение сырьем и материалами;

– график финансирования проекта;

– график возврата денежных средств;

– коммерческая эффективность проекта;

– возможные риски проекта,

– риски невозврата средств;

– представляемые гарантии.

Назначение бизнес-плана

Состав бизнес-плана и степень его детализации зависит от размеров создаваемого предприятия и сферы деятельности, к которой оно относится.

Степень детализации бизнес-плана зависит от характера создаваемого предприятия (сферы услуг или производство), вида товара (для производственного предприятия), размеров предполагаемого рынка (рынков) сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.

Бизнес-план нужен не только предпринимателю, но и будущим инвесторам и сотрудникам предприятия, желающим понять политику и стратегию фирмы.

Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:

- дает возможность определить жизнеспособность будущего предприятия в условиях конкуренции;

- определяет ориентиры деятельности в период становления предприятия;

- служит важным инструментом финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Будущих инвесторов интересует вполне конкретная информация бизнес-плана. Это, прежде всего доходы и расходы, денежная наличность и др. Бизнес-план позволяет выявить трудности на пути к успеху и определить способы их преодоления.

Процесс разработки бизнес-плана заставляет критически оценивать собственные силы, более трезво оценить возможности, а также саму идею, т.к. при составлении бизнес-плана приходится невольно «прокручивать» различные сценарии поведения в будущем.

Информация. Перед составлением бизнес-плана необходимо собрать информацию:

- об объеме потенциального спроса, фирмах конкурентах, торговой наценке, рыночных трендах и т.п.;

- производственных и финансовых потребностях компании;

Кроме того, необходимо четко определить цели и задачи компании, которые должны считать основой для составления плана по маркетингу и финансовому плану.

Цели не должны быть слишком общими, иначе их трудно проконтролировать.

Примерная структура бизнес-плана

I. Титульный лист, включающий:

а. Название и адрес фирмы.

б. Имена и адреса учредителей.

в. Суть предлагаемого проекта.

г. Стоимость проекта.

д. Ссылка на секретность.

II. Вводная часть: основные положения предлагаемого проекта.

III. Анализ положения дел в отрасли.

а. Текущая ситуация и тенденции ее развития.

б. Потенциальные конкуренты.

в. Потенциальные потребители.

IV. Существо предлагаемого проекта.

а. Продукты.

б. Услуги.

в. Помещение по офис.

г. Административный и производственный персонал.

д. Сведения о самом предпринимателе и его партнерах.

V. Производственный план.

а. Описание производственного процесса. Какие операции поручить субподрядчикам.

б. Производственное помещение.

в. Станки и оборудование.

г. Поставщики сырья.

VI. План маркетинга.

а. Цены.

б. Каналы сбыта.

в. Реклама.

г. Прогноз новой продукции.

д. Целевые показатели.

VII. Организационный план.

а. Форма собственности.

б. Сведения о партнерах или основных пайщиках.

в. Мера ответственности партнеров (пайщиков).

г. Сведения о членах руководящего состава.

д. Организационная структура, распределение обязанностей.

VIII. Оценка риска.

а. В чем заключается слабые стороны предприятия.

б. Вероятность появления новых технологий.

в. Альтернативные стратегии.

IX. Финансовый план.

а. План доходов и расходов.

б. План денежных поступлений и платежей.

в. Балансовый план.

г. Точка самоокупаемости.

д. Источники и использование средств.

X. Положения (копии документов, прейскуранты, лицензии и т.п.).

Содержание пояснительной записки к курсовому проекту

Резюме.

– миссия и видение предприятия;

– организационно-правовая форма создаваемого предприятия, место расположения (с обоснованием);

– устав организации (пример устава - в приложении 3);

– состояние рынка (прогнозная оценка спроса);

– конкуренты и их краткая характеристика;

– маркетинговая стратегия (ценовая политика, реклама, методы продвижения товара на рынок);

– ресурсы:

· технологическое оборудование (состав, количество, затраты);

· офисное оборудование (состав, количество, затраты);

· характеристика зданий, помещений (площадь, собственность, аренда, стоимость);

– определение себестоимости продукции (работ, услуг), единицы, годового объема, по годам;

– использование производственной мощности.

2. Финансовая проработка бизнес-плана.

1. Источники финансирования (величина собственных и заемных средств и условия привлечения).

2. Начальный баланс.

3. Баланс доходов и расходов.

4. Движение денежных средств в первый год.

5. Изменение текущих активов.

6. Распределение прибыли.

Формирование прогнозного баланса.

Наши рекомендации