Эффективность инноваций в регионах
Для конкретных инновационных проектов эффективность затрат может быть определена величиной прибыли, рентабельностью производства, периодом окупаемости затрат и т. д.
Однако для оценок эффективности инноваций в целом по промышленности региона и, главное, с учетом имеющегося объема и структуры информационного обеспечения необходимы иные методы расчета результативности вновь внедряемых процессов. Эффективность инноваций может быть оценена по конечным результатам производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, занимающихся инновациями (инновационно-активных предприятий).
Основным и важнейшим результатом этой деятельности, фиксируемой органами государственной статистики, является величина и структура инновационной продукции, выделяемой из общего объема производимой и реализованной продукции предприятий. Однако показатели удельного веса и качественных характеристик инновационной продукции далеко не в полной мере характеризуют эффективность инновационных процессов.
В связи с этим было бы целесообразно дополнительно определять показатели удельных затрат в производстве единицы инновационной продукции с учетом изменений производительности труда в процессе реализации всего объема приобретенных (или разработанных) технологических достижений.
Качественную структуру инновационной продукции можно учитывать по удельному весу в ее составе следующих важнейших видов: продукция, значительно измененная или вновь внедренная; экспортная инновационная продукция; новая (не модернизированная и не модифицированная) продукция; продукция, освоенная с использованием лицензии; продукция, имеющая правовую защиту.
Один из основных показателей эффективности инновационной деятельности, характеризующий величину удельных финансовых затрат на единицу производимой инновационной продукции и учитывающий качественные характеристики ее структуры, (ЕЗ) следует рассчитывать по формуле: где Дин — общая величина затрат на инновации по всем источникам финансирования;
Вин — общий объем реализованной продукции;
Кпр — коэффициент, характеризующий уровень прогрессивности структуры инновационной продукции.
Коэффициент прогрессивности структуры инновационной продукции (Кпр) определяется как сумма удельных весов каждой из 5 структурных составляющих видов в общем объеме инновационной продукции. Диапазон величин в пределах от 0 до 5. Это объясняется тем, что одна и та же продукция может одновременно находиться в составе различных структурных групп. К примеру, принципиально новый вид продукции может быть изготовлен по лицензии, иметь правовую защиту (патент на изготовление, товарный знак), экспортироваться в другие страны и т. д.
Чем выше коэффициент прогрессивности структуры инновационной продукции, тем выше, как правило, и уровень ее конкурентоспособности, а производство более рентабельно при быстрой окупаемости затрат.
Стремление повысить эффективность инноваций путем минимизации затрат при высоком качестве продукции может считаться важнейшим направлением на данном этапе экономического развития, так как стимулирует решение наиболее актуальной проблемы ресурсосбережения и, соответственно, ориентировано на повышение уровня конкурентоспособности продукции на товарных рынках.
В то же время нельзя игнорировать и другие проявления эффективности инновационной деятельности и, в первую очередь, рост производительности труда в условиях быстрого обновления номенклатуры выпускаемой продукции. Итоги производственно-хозяйственной деятельности представителей группы предприятий и проведенные расчеты показали значительно более высокую производительность труда на инновационно-активных предприятиях по сравнению с аналогичными предприятиями, не занимающимися инновациями.
Как правило, эффект от повышения производительности труда может быть стабильным и продолжительным на диверсификационных предприятиях, где новые технологии обеспечивают при этом и возможности ускоренной замены продукции.
Такая направленность инновационной деятельности также способствует сокращению издержек производства (главным образом за счет уменьшения удельных значений условно постоянных расходов), но в большей мере способствует решению проблем расширения рынка и выхода на новые рынки товаров, на которые ориентировано производство.
Для большей обоснованности данного показателя эффективности инновационной деятельности необходимо учитывать не только фактическую величину производительности, достигнутую по группе инновационно-активных предприятий, но также и соотношение ее с производительностью других предприятий и удельным весом инновационной продукции в общем объеме производства (или реализации) промышленной продукции в регионе.
В этом случае показатель эффективности инноваций за счет роста производительности труда (Епт) может определяться по формуле: где Вин — общий объем реализованной инновационной продукции;Чин — численность производственного персонала на инновационно-активных предприятиях;
Кин — коэффициент роста производительности труда, учитывающий соотношение выработки на одного работника на инновационно-активных предприятиях и предприятиях, не занимающихся инновациями; dин — удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции региона.
Для установления рейтинга региона по эффективности инноваций, рассчитанного по показателям удельных затрат или выработки, используется метод соотношения группы показателей с аналогичными в среднем по всем промышленным предприятиям Российской Федерации (соответствует расчетам рейтинга инновационной активности предприятий региона).
Это позволяет получить для каждого региона по всей совокупности факторов безразмерные коэффициенты, показывающие величины относительных уровней эффективности инноваций (по сравнению со среднероссийскими показателями).
Итак, в условиях перехода на рыночные отношения особое значение приобретают технико-экономические обоснования принимаемых решений.
В реальной жизни оценка эффективности инноваций таит в себе несколько очень существенных проблем. Некоторые из них, такие как учет инфляции, соизмерение разновременных показателей, приведение инвестиций и издержек производства к единой годовой размерности, технически решаются на практике с помощью различных методов, коэффициентов и пр.
Однако с инновационными проектами связаны и другие, не столь легко решаемые проблемы. Одной из основных является проблема учета общей величины эффекта от внедрения инноваций, так как отдельные его аспекты (социальный, экологический, научно-технический) представляются несоизмеримыми друг с другом, и даже дать интегральную оценку одному лишь социальному результату практически невозможно.
Поэтому как информационная база, так и методы определения эффективности инноваций должны совершенствоваться, чтобы учитывать те изменения, которые происходят в нашей стране.
Список используемой литературы.
1. Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций. С-Пб., 1998.
2. Т.В. Муравьева., Экономика фирмы. – М.: Мастерство, 2002.-400 стр.
3. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. Под редакцией С.Д. Ильенковой.- М.: 1997
4. http://asiapacific.narod.ru/
5. Грачева М. В. Инновационная деятельность в промышленности: теория и практика в странах рыночной экономики и инновационные опросы российских предприятий. – М.: ИМЭМО РАН, 1994.
6. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность.:-М-ЭКЗАМЕН, 2001.
7. Гунин В.Н. Управление инновациями.модуль 7.М.: Инфра-М,1999
8. http:/. www.logistpro.ru/740
9. http:// geosite.com.ru
10. Экономика организации.: Уч. Для вузов. Под ред. проф. Горфинкеля.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 608с.
Введение.
В настоящее время инновационная деятельность в России переживает трудные времена. Это связано с тем, что до начала реформ крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому специфика сложившейся на сегодняшний день ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры, но в то же время в связи с общим экономическим упадком существует крайне слабая ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений.
Целью данной курсовой работы является изучение инновационной деятельности в различных отраслях.
Для достижения этой цели были рассмотрены следующие задачи:
1.Основы инновационной деятельности в промышленности.
2.Инновационная деятельность в транспортном секторе.
3.Оценка экономической эффективности инноваций.
Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны как с ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в т.ч. заемных и привлеченных средств, так и с нехваткой собственных средств у организаций, поскольку спад производства и постоянный дефицит денежных средств у организаций не оставляют ресурсов для инновационной деятельности. В связи с этим в последние годы в стране резко упала инновационная активность промышленных предприятий и в ближайшее время не прогнозируется ее существенного роста.
Однако дефицит средств является не единственным фактором спада инновационной активности. Особого внимания и совершенствования также требует инновационная инфраструктура (страхование рисков, венчурные фонды и т.д.), т.е. все то, без чего нельзя обеспечить рост инновационной активности.
Все эти и многие другие проблемы призвана решать инновационная политика государства, главной задачей которой является обеспечение увеличения валового внутреннего продукта страны за счет освоения производства новых видов продукции и технологий, а также расширения рынков сбыта отечественных товаров.
Инновационная политика государства разрабатывается в виде концепции Правительством РФ и является важной частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных проектов.
Курсовая работа состоит из содержания, введения , 3 глав и заключения.
Заключение.
Для России сегодня крайне важно занять свою нишу в мировом сообществе, которая бы позволила ей пользоваться преимуществами международного разделения труда и сократить существенное технологическое отставание от передовых в технико-экономическом отношении стран. Однако в современной российской действительности наличествуют как возможности, позволяющие достаточно эффективно интегрироваться в мировую экономику, так и глубокие проблемы, тормозящие этот процесс.
Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов и является, очевидно, связующим звеном между сферой «чистой» (академической) науки и задачами производства. Однако, в РФ она является составной частью государственной социально-экономической политики, определяя стратегию и механизмы поддержки приоритетных инновационных проектов. Главными проблемами в настоящее время являются: повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов исследований в производство.
Сегодня источником внедрения инноваций в России служат в основном передовые западные технологии. Однако и развитие изобретательства, появление крупных изобретений также служит определяющим фактором инновационных процессов в экономике.
В последние годы в России резко снизилась инновационная активность промышленности. В ближайшее время также не прогнозируется существенного роста инновационной активности промышленных организаций.
Особенно низким уровнем инновационной активности отличаются отрасли, ориентированные на потребности внутреннего рынка: легкая и пищевая промышленность, промышленность строительных материалов. В условиях низкой конкурентоспособности отечественных потребительских товаров, сопровождаемой импортной интервенцией, спад объемов производства в этих отраслях продолжает расти. Перелом тенденции возможен только на основе активизации инновационной деятельности.
Как известно, сегодня права на результаты интеллектуальной деятельности можно за вознаграждение переуступить, можно продать лицензии на использование запатентованных изобретений, товарных знаков, полезных моделей, промышленных образцов, ноу-хау. Кроме этих стандартных возможностей широко применяют и другие. При наличии денежной оценки интеллектуальную собственность можно вносить в уставный капитал, использовать в качестве залога, оплачивать дополнительно размещаемые акции, ставить на баланс в качестве нематериальных активов. Расширение внешнеэкономических контактов предприятий и организаций области приводит к необходимости сформировать специальную политику в области промышленной собственности. Финансовая несостоятельность предприятий и изобретателей создало благоприятные условия для приобретения у них по очень низким ценам промышленной собственности (наиболее перспективных конкурентоспособных технических решений, выраженных в патентах на изобретения, авторских свидетельствах, полезных моделях и промышленных образцах), что является во всем мире весьма выгодным капиталовложением. А за примерами не нужно далеко ходить (Япония).
Самое главное, что органы Государственной власти последние 5 лет проводят целенаправленную политику в области инноваций и высоких технологий и результат не заставит себя долго ждать. Можно надеяться на то, что Россия займёт своё законное место по высоким технологиям в мире.