Производство по возмещению вреда, причиненного физическому или юридическому лицу незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс
В соответствии со ст. 59 Конституции государственные органы и должностные лица обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для защиты прав и свобод личности. Особую актуальность это требование приобретает в сфере производства по материалам и уголовному делу, где вторжение государства в личную жизнь гражданина наиболее ощутимо. В связи с этим уголовно- процессуальное законодательство предусматривает ряд соответствующих гарантий, к числу которых относится закрепленное в гл. 48 УПК право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс.
Общую структуру оснований возникновения права на возмещение вреда можно представить в виде теоретической конструкции «совершение органом, ведущим уголовный процесс, незаконных действий, повлекших причинение вреда». Перечень незаконных действий закреплен в ст. 460 УПК. Ее особенностью является наличие ссылки на нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК) (ст. 938, ч. 1 ст. 939 ГК). Анализ указанных законоположений позволяет систематизировать названные действия в следующие классификационные группы:
1) незаконные действия, обусловленные подозрением или обвинением лица в совершении преступления или общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом (ч. 1 ст. 460 УПК, ч. 1 ст. 939 ГК):
1.1) незаконное задержание;
1.2) незаконное применение мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, подписки о невыезде и надлежащем поведении;
1.3) незаконное применение меры процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности;
1.4) незаконное привлечение в качестве обвиняемого;
1.5) незаконное помещение в психиатрический стационар;
1.6) незаконное осуждение;
1.7) незаконное применение принудительных мер безопасности и лечения;
2) иные незаконные действия, обусловленные властно-принудительным характером деятельности органов уголовного преследования и суда (ст. 938 ГК). Конкретный перечень указанных действий законодатель ни в УПК, ни ГК не дает. В связи с этим можно предположить, что их круг не ограничен. Вместе с тем они представляют собой общий гражданско-правовой деликт.
На основе анализа ч. 1 ст. 461 УПК можно выделить следующие группы лиц, имеющих право на возмещение вреда:
1. Лица, участие которых в уголовном процессе обусловлено подозрением или обвинением в совершении преступления или общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом:
1.1) обвиняемый, оправданный судом;
1.2) подозреваемый или обвиняемый, уголовное преследование против которого прекращено по основаниям, предусмотренным п. 1, 2, 8, 9 ч. 1 ст. 29 и ч. 2 ст. 250 УПК;
1.3) лицо, незаконно помещенное в психиатрический стационар;
1.4) лицо, к которому незаконно применена принудительная мера безопасности и лечения;
2. Участники уголовного процесса, защищающие свои или представляемые интересы:
2.1) потерпевший;
2.2) гражданский истец;
2.3) гражданский ответчик;
2.4) законные представители подозреваемого, обвиняемого, лица, совершившего общественно опасное деяние, потерпевшего, гражданского истца;
2.5) представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика.
3. Иные лица, принимающие участие в уголовном процессе. В данную группу следует отнести юридическое лицо, которому в результате незаконных действий органа, ведущего уголовный процесс, причинен вред (нанесен ущерб деловой репутации).
4. Лица, которым право на возмещение вреда переходит в порядке правопреемства:
4.1) лица, признанные в установленном законом порядке наследниками лиц, указанных в первой классификационной группе;
4.2) члены семьи умершего.
Нужно отметить, что ни у кого из указанных лиц право на возмещение вреда не возникает в случаях обоснованного применения мер процессуального принуждения; отмены обвинительного приговора или его изменения ввиду принятия акта амнистии, а также закона, устраняющего уголовную ответственность; равно как и в случаях, когда лицо добровольно оговорило себя в совершении преступления.
Пункт 2 ч. 1 ст. 461 УПК среди субъектов исследуемого права называет подозреваемого или обвиняемого, уголовное преследование против которого прекращено по реабилитирующим основаниям. Вместе с тем данное решение не является единственным процессуальным актом, указывающим на наличие оснований возникновения права на возмещение вреда. Применительно к различным стадиям уголовного процесса они также могут содержаться в таких решениях органа, ведущего уголовный процесс, как постановление о прекращении предварительного расследования и определение (постановление) о прекращении производства по уголовному делу. Поскольку прекращение уголовного преследования представляет собой специальный случай прекращения предварительного расследования либо производства по уголовному делу и отличается от последних персонифицированным характером, представляется, что право на возмещение вреда возникает при вынесении любого из упомянутых процессуальных актов.
В соответствии со ст. 460 УПК, в рамках рассматриваемого института подлежат: 1) возмещению физический, имущественный, моральный вред, причиненный физическому лицу; 2) восстановлению нарушенные трудовые, пенсионные, жилищные, иные личные неимущественные права физического лица; 3) возмещению имущественный вред и восстановлению деловая репутация юридического лица.
Физическим вредом признаются вредные для здоровья и жизни физического лица последствия, наступившие в результате незаконных действий органа, ведущего уголовный процесс: расстройство здоровья, увечье, наступление инвалидности и иные последствия, связанные с ухудшением физического или психического здоровья лица, либо наступление смерти. Физический вред компенсируется в денежном выражении, включая затраты на лечение, потерю части заработка в связи с заболеванием, увечьем либо инвалидностью или убытки в связи с потерей кормильца и другие затраты.
Имущественным вредом признаются потеря физическим лицом заработка, пенсии, пособия, имущественных льгот, которых оно лишилось вследствие незаконных действий органа, ведущего уголовный процесс; незаконные изъятие и конфискация имущества, незаконное взыскание штрафа, процессуальных издержек; затраты на получение юридической помощи и иные расходы, понесенные в связи с производством по уголовному делу; фактические затраты и прямые убытки, понесенные юридическим лицом в результате незаконных действий органа, ведущего уголовный процесс.
Моральным вредом, последствия которого подлежат устранению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, признается причинение нравственных или физических страданий действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина, в том числе унижение его чести и достоинства, а также причинение ущерба деловой репутации.
Нарушениями трудовых, пенсионных, жилищных и иных личных неимущественных прав физического лица признаются потеря им прежней работы или должности, а также трудового стажа или права на получение полагающейся по закону пенсии, утрата права на занимаемую жилую площадь, которые связаны с незаконным применением мер процессуального принуждения при производстве предварительного расследования и судебном разбирательстве уголовного дела, незаконное лишение воинского или специального звания.
Согласно ч. 1 ст. 460 УПК и п. 1 ст. 939 ГК, вред, причиненный физическому или юридическому лицу возмещается в полном объеме независимо от вины лица, производящего дознание, органа дознания, следователя, прокурора, Председателя СК, Председателя КГБ или лиц, исполняющих их обязанности, либо суда.
. При этом, согласно ч. 4 ст. 460 УПК, упущенная выгода по основаниям и в порядке, предусмотренных УПК, возмещению не подлежит, т. е. допускается возмещение только реального вреда.
Право лиц на возмещение причиненного им вреда возникает с момента признания действий органа, ведущего уголовный процесс, незаконными.
При наличии оснований, предусмотренных ст. 460 УПК, орган, ведущий уголовный процесс, обязан признать за физическим либо юридическим лицом право на возмещение вреда, о чем выносит постановление (определение), в котором указывается вид причиненного вреда. Копия постановления (определения), а в необходимых случаях и другие документы, подтверждающие факт причинения вреда, направляются заинтересованному лицу или его представителю (наследнику) с разъяснением их прав и порядка обращения за возмещением вреда, предусмотренных гл. 48 УПК.
Физическое или юридическое лицо, его представитель (наследник) после получения указанных документов вправе обратиться с требованием о возмещении имущественного вреда, а также производстве денежной компенсации физического вреда в орган, ведущий уголовный процесс, решением которого за ним признано право на возмещение вреда.
Требования о производстве денежных выплат в возмещение имущественного вреда или денежных компенсаций за причинение физического вреда могут быть предъявлены указанными лицами в течение трех лет со дня получения соответствующих документов, а требования о восстановлении нарушенных трудовых, пенсионных, жилищных и иных личных неимущественных прав – в течение года.
Названные сроки, пропущенные по уважительной причине, могут быть восстановлены органом, ведущим уголовный процесс, который в пределах своей компетенции вправе принимать решение о возмещении вреда. Отказ в восстановлении срока может быть обжалован в порядке, предусмотренном гл. 16 УПК.
Не позднее одного месяца со дня поступления требования орган, ведущий уголовный процесс, определяет размер подлежащего возмещению вреда. В необходимых случаях по его поручению расчет производится финансовыми и иными органами. Копия постановления (определения), заверенная гербовой печатью, вручается лицу, обратившемуся с требованием, для предъявления в органы, обязанные произвести выплату.
В части 7 ст. 460 закреплено, что имущественный вред возмещается, а компенсация физического вреда производится за счет средств республиканского или местного бюджета (казны). Согласно п. 1 ст. 939 ГК, вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, возмещается за счет казны Республики Беларусь, а в случаях, предусмотренных законодательством, - за счет казны административно-территориальной единицы.
Орган, ведущий уголовный процесс, признав право физического лица на устранение последствий морального вреда, обязан принести лицу официальные извинения за причиненный вред; опубликовать опровержение порочащих лицо сведений в средствах массовой информации, если такие сведения были опубликованы в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу; направить по требованию физического лица, его законного представителя (наследника) в срок до десяти дней сообщение об отмене незаконных решений по месту его работы, службы, учебы или жительства.
Компенсация в денежном выражении за причиненный моральный вред может быть взыскана физическими лицами в порядке гражданского судопроизводства в сроки, предусмотренные законом.
В силу ст. 466 УПК, требования о восстановлении нарушенных трудовых, пенсионных, жилищных или иных личных неимущественных прав физического лица разрешаются в установленном законом порядке. Эти требования разрешаются в порядке, установленном нормами отраслевого законодательства: гражданского, трудового, жилищного, пенсионного и др. Если требование не удовлетворено или лицо не согласно с принятым решением, оно вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.
Лицам, незаконно лишенным воинских и специальных званий, восстанавливаются соответствующие звания.
Восстановление деловой репутации юридического лица осуществляется путем опубликования опровержения порочащих юридическое лицо сведений в средствах массовой информации, если такие сведения были опубликованы в ходе досудебного или судебного производства по уголовному делу.
Постановление (определение) органа, ведущего уголовный процесс, в части размера и объема возмещения вреда либо об отказе в его возмещении может быть обжаловано лицами, имеющими право на возмещение вреда, в порядке, предусмотренном гл. 16 УПК (ст. 468 УПК).