Для самостоятельного изучения дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

В. Г. Уточкин, Н.С. Побережная

Стратегия предприятия

Методические рекомендации

для самостоятельного изучения дисциплины

Для студентов дневной и заочной форм обучения

Симферополь, 2008 г.

УДК – 658.011.1 (07)

ББК – 65.29 Я 7

У – 85

Уточкин В. Г., Побережная Н. С.

Стратегия предприятия. Методические рекомендации для самостоятельного изучения дисциплины. – Симферополь, 2008.- 52 с.

Методические рекомендации студентам для самостоятельного изучения ими дисциплины «Стратегия предприятия», а также в помощь при подготовке к зачетному занятию в компьютерном классе по этой же учебной дисциплине.

Предназначено для студентов как дневной, так и заочной форм обучения.

Рецензент: Агалаков Н. М., кандидат экономических наук, доцент КНЭУ.

Методические рекомендации обсуждены и одобрены

на заседании кафедры экономики предприятия

Протокол №03 от 24.10.2007 г.

Зав. кафедрой экономики предприятия__________

Н.В. Глухенко

© Симферополь, 2008.

I. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Одной из наиболее актуальных задач современного развития экономики Украины есть создание условий эффективного и динамичного перехода к рыночным отношениям.

В этих условиях особую остроту приобретает необходимость развития предпринимательской активности, деятельность предприятий и организаций, направленной на потребителя и конечный результат - прибыль.

Практическое решение проблем, связанных с необходимостью обеспечения нормальной работы предприятия не только сегодня, но и в перспективе, зависит от степени освоения методологии и методов формирования стратегий предприятия.

Умение спрогнозировать развитие событий в будущем на основе изучения внешней и внутренней среды предприятия, знать его слабые и сильные стороны и на этой основе выработать стратегию поведения фирмы и пути её достижения в сложных экономических условиях - это большое искусство.

Цель изучения дисциплины «Стратегия предприятия»: дать знания о теоретических основах, инструментарии и методах разработки стратегий предприятия.

Задачи дисциплины: изучение методологии разработки стратегий предприятия и выбора стратегических альтернатив; приобретение навыков стратегического мышления и практического применения методологического аппарата дисциплины; овладение стратегическими методами анализа, навыками аналитического обоснования решения стратегических проблем.

Предмет курса: методология формирования стратегий предприятия.

На основе изложенного и в результате успешного изучения данной дисциплины студент должен

ЗНАТЬ:

- сущность и особенности стратегического управления предприятием;

- систему и методологические подходы к разработке стратегических планов;

- сущность и содержание возможных стратегий поведения предприятия;

- методы выявления возможностей предприятия;

- особенности выбора стратегий предприятия;

- тактику и политику реализации выбранной стратегии;

- методы достижения поставленных целей;

- систему контроля, анализа и эффективность достижения выбранной стратегии, а значит, и главной цели предприятия.

УМЕТЬ:

- ставить проблему и находить подход к её решению;

- формулировать цели и стратегии поведения фирмы;

- выбирать альтернативы их достижения;

- разрабатывать пути реализации поставленных целей и стратегий;

- давать оценку и определять эффективность полученных результатов.

БЫТЬ ОЗНАКОМЛЕННЫМ:

- с передовым зарубежным опытом стратегического управления предприятием;

- с имеющимся опытом разработки стратегий на предприятиях Украины и в странах СНГ;

- с публикациями и современным положением в области стратегического менеджмента.

Студент при самостоятельном изучении курса основное внимание должен сконцентрировать на осмыслении лекционного материала, основной и дополнительной литературы, изучении ее в ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям, выполнении контрольных заданий, подготовке рефератов и сообщений, ответов на тесты, подготовке к зачету и экзамену. Самостоятельная работа осуществляется под руководством и контролем преподавателя и способствует приобщению студента к целенаправленной, систематической работе по одной из важнейших экономических дисциплин, развитию навыков применения в конкретной ситуации методов управления, принятия качественных управленческих решений.

В основу самостоятельной работы студентов положены следующие методические принципы:

- умение определить по каждой теме курса контрольные и дискуссионные вопросы, ориентирующие студентов на активную, инициативную и интенсивную работу, критическое осмысление полученных знаний;

- установление студентам заданий по темам курса с целью формирования навыков работы со специальной литературой, нормативно-методическими документами;

- активизация творческого мышления студентов путем проведения дискуссий по проблемным вопросам, рассмотрения и обсуждения практических ситуаций.

Самостоятельная работа, семинарские и практические занятия. дискуссии и выступления позволяют оценить активность студентов, их умение формировать и отстаивать свою позицию, выявить степень овладения необходимыми теоретическими положениями.

По каждому разделу студенту для самопроверки знаний предлагаются вопросы, ситуации и тесты.

Самостоятельная работа студентов предусматривает изучение следующих разделов:

Раздел 1. Общие вопросы стратегии предприятия.

Раздел 2. Стратегический анализ.

Раздел 3. Обоснование выбора стратегии предприятия.

Раздел 4. Анализ и разработка корпоративной стратегии предприятия.

Раздел 5. Стратегические альтернативы развития предприятия и декомпонование корпоративной стратегии.

По каждому разделу курса студенту для самопроверки знаний предлагаются вопросы, тесты, задачи и ситуации.

Методические рекомендации разработаны с целью самостоятельного изучения дисциплины и усовершенствования проверки знаний студентов с использованием компьютера.

II. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Раздел 1. Общие вопросы стратегии предприятия

Общая характеристика и предмет курса. Содержание и задачи курса. Место учебной дисциплины «Стратегия предприятия» в подготовке специалистов экономики предприятия. Теоретические и методологические основы курса. Общие и специальные методы, инструментарий стратегического планирования предприятия. Место стратегического управления в экономической науке.

Эволюция концепции стратегии развития предприятия. Прогнозирование как основа долгосрочного планирования. Стратегия как основной элемент перспективного управления предприятием. Характеристика современного перспективного планирования в Украине. Роль и место стратегического планирования в управлении предприятием. Связь стратегического планирования с другими функциями управления.

Понятие стратегии. Соотношение понятий стратегии, политики, тактики. Иерархия стратегий. Этапы процесса формирования стратегии. Основные характеристики процесса формирования стратегии: вариативность, адаптивность, непрерывность и др. Корпоративная стратегия. Деловая стратегия. Функциональная стратегия. Социальные, политические, гражданские и правовые нормы. Привлекательность отрасли и условия конкуренции. Специфические рыночные возможности и угрозы. Критерии победной стратегии. Подходы к выполнению задачи по разработке стратегии.

Функции высшего руководства при разработке стратегии. Разработка стратегии и структура управления предприятием. Место и роль отдела стратегического планирования в формировании стратегии. Информационное обеспечение процесса разработки стратегии. Создание и управление высокопродуктивным хозяйственным портфелем структурных подразделений предприятия. Установление инвестиционных приоритетов и направление ресурсов в наиболее привлекательные сферы деятельности. Формирование механизма реагирования на внешние изменения. Объединение стратегических действий основных функциональных подразделений. Обзор, просмотр и объединение предложений менеджеров на местах. Действия по решению узкоспециальных вопросов и проблем, связанных с достижением целей подразделения.

Суть и значение миссии для предприятия. Понятие и классификация целей предприятия. Долгосрочные краткосрочные цели. Понятие и определение миссии. Факторы формирования стратегического видения и обоснования миссии. Цели и задачи формировании миссии. Управленческая ценность миссии предприятия. Хорошо обоснованное стратегическое видение – обязательное условие для обеспечение эффективного стратегического лидерства. Формулировка миссии для функциональных подразделений. Стратегическое видение должно быть понятно всем. Объединяющая стимулирующая и направляющая роль миссии предприятия. Удачно сформулированная миссия и подготовка предприятия к изменениям внешней и внутренней среды. Стратегические и финансовые цели. Долгосрочные и краткосрочные цели. Постановка целей на всех уровнях управления. Управленческая ценность установленных целей. Цели как обязательство управленческого аппарата добиться определенных результатов в установленное время. Цели по повышению краткосрочных финансовых результатов и укреплению погашения предприятия в долгосрочной перспективе. Концепция стратегического намерения. Критерий «трудно, но выполнимо». Процесс установления целей как процесс, проходящий сверху вниз в организации и служащий руководителям низших звеньев управления ориентиром в выполнении сотрудниками подразделений своих задач для достижения общих целей предприятия.

Организационно-экономический механизм адаптации предприятия к условиям рынка. Стратегия и предпринимательство. Стратегия предприятия как плановый документ. Организационные факторы формирования стратегии предприятия. Признаки нестратегического подхода к управлению предприятием. Стратегия предприятия как непрерывный процесс.

Вопросы, тесты, практическое задание, ситуация и задачи

Для самопроверки

Вопросы

  1. Что собой представляет стратегия предприятия как самостоятельная наука?
  2. Назовите факторы, определяющие необходимость стратегического управления, и раскройте роль и влияние каждого фактора на стратегическое управление. Приведите соответствующие примеры.
  3. Охарактеризуйте особенности стратегий украинских предприятий.
  4. Приведите примеры из современной практики стратегического управления зарубежных фирм.

5. В чем проявляется гибкость стратегического управления при его сравнении с "обычным управлением"? Приведите примеры, иллюстрирующие ответ.

6. Приведите примеры организаций, проигравших в конкурентной борьбе по причине недальновидного стратегического управления.

7. Почему миссия организации является основой ее существования?

8. Как организация выбирает свою миссию?

9. Обоснуйте управленческую ценность правильно сформулированной миссии.

10. Дайте классификацию целей организации.

11. Какие требования предъявляются к целям?

12. Назовите способы установления целей.

Тесты

Наши рекомендации