Взаимодействия цены и спроса
Состояние рыночной экономики, уровень и механизм развития всех инструментов рынка, в том числе и цены, описываются с помощью таких понятий как спрос (Demand) и предложение (Supply).
Спрос является важнейшей категорией рыночной экономики. В конечном счете, он определяет цену на рыночные товары, распределяет сырье и готовую продукцию.
Спрос – это желание и возможность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара по данной цене в течении определенного времени.
Бывает индивидуальный спрос, как спрос отдельного покупателя на определенный товар, и рыночный, т.е. суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара.
Необходимо различать спрос и объем спроса – это то количество товара, которое покупатели готовы приобрести по данной цене, при данных условиях в определенное время. Объем спроса определяют множеством факторов. Важнейшим и определяющим фактором объема спроса является цена.
Кроме цены на рыночный спрос влияют и неценовые факторы (детерминанты):
1.Вкусы покупателей(V) – они могут изменятся под воздействием рекламы, моды и других факторов. Благоприятное для данного товара изменение вкусов вызовет рост спроса на него и наоборот.
2.Доходы потребителей(I) – при повышении доходов спрос на большинство товаров растет.
3.Рост общего числа покупателей(r). Он так же вызывает увеличение спроса.
4.Цены на сопряженные товары (Py……Pz). Есть товары взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы). Пример первых – чай и кофе. При повышении цен на кофе спрос на него падает, и потребители больше покупают чай. Пример вторых – фотоаппараты и фотопленка. При повышении цены на фотоаппараты спрос на фотопленку снижается.
Существуют так называемые независимые товары – футбольные мячи и часы, пылесосы и книги и. т.д. Как правило, изменение цены на один из них почти не влияет на динамику спроса на другой.
5.Потребительские ожидания (F). Покупателя интересуют и такие вопросы: какая цена на данный товар ожидается, например, в будущем году; какой величины доход он будет иметь через определенный промежуток времени. Ожидание увеличения цены побуждает покупателей проявлять повышенный спрос на данный товар.
На рисунке 7 представлены основные факторы, влияющие на спрос.
Рис. 7. Факторы, оказывающие влияние на спрос
Зависимость объема спроса на товар от определяющих его факторов в экономике называется функцией спроса, которая может быть представлена следующим образом:
Qd = f(Px, Py……Pz, I, T, F, r),(4.1)
где Qd – объем спроса на товар х в единицу времени;
Рх – цена товара х;
Ру…..Рz – цены товаров субститутов и комплементов;
I – доход покупателя;
Т – вкусы и представления покупателей
F – потребительские ожидания
r – количество покупателей.
Кроме анализа факторов, влияющих на спрос, необходимо изучить состояние спроса, т. к. это необходимо для правильного принятия решений фирмы при установлении цены и ее регулированием (рис. 8).
Рис. 8. Состояния спроса
Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена.
Таким образом, сущность закона спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции. Закон спроса может быть выражен через шкалу спроса и кривую спроса.
Шкала спроса – это табличное выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и объемом спроса. Она показывает сколько покупатели хотели бы приобрести товара по каждой из множества цен.
Таблица 4
Соотношение цены и количества проданного товара А на рынке
Цена за единицу товара А в денежном выражении | Количество проданного товара |
Эту же зависимость между ценой и величиной спроса можно выразить через кривую спроса, т.е. графическое выражение связи между рыночной ценой товара или услуги и спросом. Используя данные таблицы 4, построим график зависимости цены от спроса.
Рис. 9. График спроса на товар А (Р – цена, Q – объем спроса)
Особенности построения шкалы спроса и кривой спроса в том, что прочие факторы, которые могут оказывать влияние на объем спроса, остаются неизменными, т.е. объем спроса реально будет зависеть только от цены. Таким образом, осуществляется переход к общей функции спроса от цены:
Qd = f (P)(4.2)
Реакция покупателей на изменение цены товара при прочих равных условиях предполагает изменение объема спроса и показывает изменение от одной точки (А) кривой спроса к другой точке (В) этой кривой, т.е. происходит движение по кривой спроса (рис. 10). В случае изменения других факторов (кроме цены) изменяется сам спрос и, следовательно, положение кривой спроса. Реакция покупателей на изменение неценовых факторов (детерминантов) предполагает изменение спроса и показывает сдвиг кривой спроса вправо или влево (рис. 11).
Рис. 10. Перемещение по кривой спроса Рис. 11. Сдвиг кривой спроса
Таким образом «изменение в спросе» нельзя смешивать с «изменением объема спроса». Изменение объема спроса означает движение по кривой спроса, тогда как изменения в спросе выражаются в смещении всей кривой спроса влево или вправо.