Анализ товарооборота Центра «Торговый комплекс БГЭУ»

Организационно-экономическая характеристика объекта

Объектом данной курсовой работы является Центр «Торговый комплекс БГЭУ». Организация питания студентов УО «Белорусский государственный экономический университет» осуществляется через сеть столовых, буфетов, кафе, объединенных в Центр «Торговый комплекс БГЭУ», который является обособленным структурным подразделением УО БГЭУ, без права юридического лица, выделенным на самостоятельный баланс и имеет свой субсчет и УНП, свою хозяйственную деятельность осуществляют на основе внутреннего хозяйственного расчета, с применением типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 50 от 29.06.2011г.

Местонахождение центра «Торговый комплекс БГЭУ» - 220070, г. Минск, пр. Партизанский, 26.

В состав Центра «Торговый комплекс БГЭУ» входят 4 столовые, 2 кафе, 4 буфета (на 640 посадочных мест), кафетерий, 2 лотка мелкой розницы, 1 кондитерский участок, магазин «Книги». Списочная численность работающих (на сегодняшний день) – 85 человек.

Возглавляет Центр «Торговый комплекс БГЭУ» начальник, который подчиняется непосредственно ректору университета и действует по доверенности. Начальник центра «Торговый комплекс БГЭУ» назначается и освобождается от занимаемой должности приказом ректора университета.На должность руководителя центра «Торговый комплекс БГЭУ» назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы на руководящих должностях в общественном питании не менее 5 лет.

Основные экономические показатели деятельности исследуемой организации представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Основные экономические показатели хозяйственной деятельности работа центра «Торговый комплекс БГЭУ» за 2013- 2014 гг.

Показатели 2013 г. 2014 г. Отклонение (+, –) Темп роста, %
Выручка от реализации продукции. работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и др.): в действующих ценах, млн. руб.                 107,4
Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, млн. руб. в сумме, млн. руб. в % к выручке от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и др.), %     62,5     61,4     -     105,5 -
Валовой доход в сумме, млн. руб. в % к выручке от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и др.), %   37,5   38,6   -   110,6 -
Расходы на реализацию в сумме, млн. руб. в % к выручке от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и др.), %   34,6   35,1   -   108,9 -
Прибыль (убыток) от реализации: в сумме, млн. руб. в % к выручке от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и др.), %   2,9   3,5   -   130,2 -
Прибыль (убыток) от инвестиционной и финансовой деятельности: в сумме, млн. руб. в % к выручке от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и др.), %     -50 0,4     -55 0,4     - -     - -
Прибыль (убыток) за отчетный период в сумме, млн. руб. в % к выручке от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и др.), %   2,5   3,1   -   133,7 -
Чистая прибыль (убыток) в сумме, млн. руб. в % к выручке от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и др.), %   2,4   3,1   -   135,7 -
Численность работников, чел. 130,8
Выручка от реализации продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и др.) на 1 работника, млн. руб./ чел 109,4 89,8 -19,6 82,1

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия [Приложение А,Б]

Анализ динамики и структуры товарооборота с учетом влияния факторов

Анализ товарооборота и выпуска продукции предприятия общественного питания является важной составной частью экономической работы предприятия, что объясняется ролью этих показателей в оценке его деятельности.

Во-первых, объем товарооборота и выпуска продукции характеризуют масштабы деятельности предприятия и степень выполнения ими своей основной функции - организации потребления готовой к употреблению пищи населением.

Во-вторых, от объема динамики и степени выполнения плана зависят многие качественные оценочные показатели: производительность труда, уровень издержек производства и обращения, рентабельность и т.д.

В-третьих, анализ товарооборота и выпуска продукции позволяет выявить отрицательные и положительные стороны в динамике продаж предприятия общественного питания и разработать мероприятия по росту этих показателей.

Анализ товарооборота и объема выпуска продукции позволяет оценить их динамику в целом и по составу, степень выполнения плана, ритмичность, равномерность, сезонность, выявить факторы, влияющие на изменение товарооборота и выпуска продукции и на основе этого определить положительные и отрицательные стороны хозяйственной деятельности предприятия, а также неиспользованные резервы роста этих показателей. Результаты анализа являются исходной базой для планирования данных показателей на будущий период.

При анализе товарооборота и выпуска продукции предприятий общественного питания используются методы и приемы экономического анализа: группировки, сравнения, индексный метод, относительные и средние величины, прием абсолютных разниц и метод цепных подстановок. Исходной информацией для его проведения являются данные действующей статистической отчетности и оперативного учета.

Анализ товарооборота за 2013-2014 гг. представлен в таблице 4.

Таблица 4 – Анализ розничного товарооборота за 2013-2014 годы

№ п/п Показатель 2013 г. 2014 г. Отклонение от прошлого года В % к прошлому году
сумма удельный вес сумма удельный вес в сумме по удельному весу  
1. Розничный товарооборот:
1.1 В действующих ценах + 973 - 107,4
1.2 В сопоставимых ценах - 1255 - 90,5
2. Реализация продукции общественного питания:
2.1 В действующих ценах 68,4 69,4 +806 1,0 108,9
2.2 В сопоставимых ценах 68,4 69,4 -741 1,0 91,8
3. Реализация товаров:
3.1 В действующих ценах 31,6 30,6 -1 -1,0 104,0
3.2 В сопоставимых ценах 31,6 30,6 -1 -1,0 87,7

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия [Прило-жениеК]

Рассчитаем изменение товарооборота за счет цен:

∆Тц=14209-11981=2228млн р.

Изменение товарооборота за счет объема продаж:

∆Тфиз.об.прод.=11981-13236=-1255млн р.

В отчетном году товарооборот возрос на 973 млн. руб. или 7,4% и составил в отчетном периоде 14209 млн р. Однако на развитие товарооборота большое влияние оказало повышение розничных цен. Товарооборот по продукции общественного питания вырос на 806 млн р., однако за счет объема продаж уменьшился на 741 млн р. Товарооборот товаров снизился на 1 млн р. Индекс потребительских цен на продовольственные товары составил 118,6%.

Оценка эффективности использования трудовых ресурсов: товарооборот на 1 работника (производительность труда) в 2013 году составил: 13236:107=123,7 млн р. В 2014 году: 14209:85=167,1 млн р. Увеличение товарооборота на 1 работника связано, в первую очередь, с сокращение работников на 22 человека и незначительным увеличением самого товарооборота. В сопоставимых ценах производительность труда в 2014 году составляет: 14209:1,186:85=140,9 млн р. Рассчитаем изменение объема товарооборота за счет изменения среднесписочной численности работников, млн р.:

∆Тч=(85-107)*123,7=-2721,4

Изменение объема товарооборота за счет изменения производительности труда одного работника, млн р.:

∆Тв=(140,9-123,7)*85=1462

Изменение объема товарооборота за счет изменения цен на товары, млн р.:

∆Тц=(167,1-140,9)*85=2227

Таблица 6 –Розничный товарооборот розничной сети по видам товаров 2013г.

Наименование товаров по видам Продано в розницу, млн р.
Всего Из него отечественного производства В процентном соотношении:
Кондитерские изделия из сахара
Безалкогольные напитки
Молочные продукты
Чулочно-носочные изделия
Книги
Канцелярские товары
Всего

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия [Прило-жение Ж]

Рассчитаем розничный товарооборот розничной сети на 1 квадратный метр: 513:35=14,66 млн р.

Таблица 7 –Розничный товарооборот розничной сети по группам товаров 2013г.(млн р.)

Розничный товарооборот 2013г. 2014г. Отклонение Темп роста
Всего, в том числе: -13 97,5
Пищевых продуктов и напитков -5 97,2
Непродовольственных товаров -8 97,6

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия [Прило-жение Ж]

Розничный товарооборот за исследуемый период способствует снижению общего товарооборота общественного питания на 13 млн р. Темп роста розничного товарооборота составил 97,5% .

Таблица 8 –Товарооборот по объектам общественного питания

Тип торговых объектов общественного питания 2013г. 2014г. Отклонение
Количество, ед. Число мест, ед. Количество, ед. Число мест, ед. По количеству, ед. По числу мест, ед.
Кафе
Столовые -1 -32
Кафетерии - - -
Буфеты
Всего -1 -32

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия [Прило-жение В,Г]

В 2014 году число объектов общественного питания в «Торговом комплексе БГЭУ» уменьшилось на 1 столовую. В результате чего количество мест уменьшилось на 32. Соответственно это повлияло на показатель товарооборота на 1 место. В 2013 году товарооборот на 1 место составил: 12722:640=19,878 млн р. В 2014 году товарооборот на 1 место составил: 13709:608=22,548млн р. В сопоставимых ценах товарооборот на 1 место в 2014 году равен: 22,548:1,186=19,012 млн р. В общем итоге в сопоставимых ценах товарооборот на 1 место уменьшился.

Таблица 9 –Товарооборот на 1 место по объектам общественного питания за 2014г.

Наименование объекта 2013 г. 2014 г. Отклонение
Товарооборот, млн р. Товарооборот на 1 место, млн р. Товарооборот, млн р. Товарооборот на 1 место, млн р. По товарообороту, млн р. По товарообороту на 1 место, млн р.
Кафе     20,35    
Столовые     14,85    
Кафетерии     - -    
Буфеты     39,26    
Всего     22,55    

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия [Прило-жение В,Г]

Из таблицы видно, что наибольший товарооборот на 1 место приходится на буфеты. Это обусловлено тем, что студенты в силу экономии времени предпочитают перекусы и питание «на ходу».

В среднем товарооборот 1 буфета составляет: 4711:4=1177,75 млн р., в то время как средний товарооборот 1 столовой равен: 6354:3=2118 млн р., а товарооборот 1 кафе равен 1221 млн р.

Таблица 10 –Розничная продажа товаров по видам за 2013-2014г.

Наименование Единица измерения Продано в розницу Отклонение Темп роста продаж, % Темп прироста продаж, %
2013г. 2014г.
Фрукты т 4,9 3,2 -1,7 65,3 -34,7
Овощи т 65,1 64,8 -0,3 99,5 -0,5
В том числе: картофель т 30,9 31,3 0,4 101,3 1,3
Овощи прочие т 34,2 33,5 -0,7 98,0 -2,0
Мясо, в том числе домашней птицы и мясные продукты т 41,2 -6,2 85,0 -15,0
Из него: мясо т 33,7 28,2 -5,5 85,5 -14,5
Продукты из мяса т 7,5 6,6 -0,9 88,0 -12,0
Консервы из мяса т - 0,2 0,2 - -
Рыба, ракообразные и моллюски т 5,7 5,1 -0,6 89,5 -10,5
Из нее: рыба т 5,2 4,7 -0,5 90,4 -9,6
Консервы и пресервы из рыбы и морепродуктов т 0,5 0,4 -0,1 80,0 -20,0
Кондитерские изделия из сахара т 12,5 11,6 -0,9 92,8 -7,2
Вина виноградные декалитров 0,1 - -0,1 - -
Водка декалитров 1,5 4,6 3,1 306,7 206,7
Коньяк, коньячные напитки и бренди декалитров 2,0 1,4 -0,6 70,0 -30,0
Фруктовые и овощные соки т 19,9 18,7 -1,2 94,0 -6,0
Минеральная вода декалитров 5432,8 5076,4 -356,4 93,4 -6,6
Безалкогольные напитки прочие декалитров 4865,1 -266,1 94,5 -5,5
Сыр т 3,4 3,4 100,0
Масло сливочное т 2,4 1,6 -0,8 66,7 -33,3
Яйца тысяч штук 173,8 141,7 -32,1 81,5 -18,5
Масла растительные т 4,0 3,8 -0,2 95,0 -5,0
Мука ц 288,7 223,7 -65 77,5 -22,5
Сахар т 10,6 7,8 -2,8 73,6 -26,4
Рис и прочие крупы ц 60,7 49,9 -10,8 82,2 -17,8
Из них: рис ц 18,1 13,8 -4,3 76,2 -23,8
Овсяная крупа ц 0,9 0,2 -0,7 22,2 -77,8
Гречневая крупа ц 18,9 14,2 -4,7 75,1 -24,9
Лапша и прочие макаронные изделия ц 5,9 6,3 0,4 106,8 6,8

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия [Прило-жение Ж]

В общем, за год наблюдаются тенденции на снижение розничной продажи товаров практически по всем группам. Исключение составляют картофель (продажа выросла на 1,3%), консервы из мяса, водка (на 206,7%), лапша и прочие макаронные изделия (на 6,8%). Только по этим товарным группам отклонение положительное.

Наибольшее отрицательное отклонение продаж наблюдается по овсяной крупе (снижение на 77,8%), фруктам (на 34,7%), сливочному маслу (на 33,3%), коньяку (на 30,0%), гречневой крупе (на 24,0%) и рисовой крупе (на 23,8%).

Таблица 11 –Удельный вес кварталов в годовом розничном товарообороте

Квартал 2013 г. Удельный вес 2014 г. Удельный вес Отклонение от прошлого года
В сумме По удельному весу
25,4 25,9 +316 +0,5
25,6 25,0 +158 -0,6
14,5 15,5 +289 +1
34,5 33,6 +210 -0,9
Всего за год    

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия [Прило-жение К]

Как видно из таблицы, наибольший удельный вес в товарообороте занимает 4 квартал, а наименьший – 3. Низкий удельный вес товарооборота 3 квартала объясняется летними каникулами студентов и преподавателей.

Анализируя влияние объема товарооборота на величину валового дохода по месяцам и кварталам наблюдается увеличение валовых доходов за счет роста товарооборота во всех 4-х кварталах. Однако если бы не снизились обороты в апреле и ноябре 2014 г. валовой доход мог бы возрасти на 32,4 млн. руб. (19,6 + 12,8), что составляет 0,23% к обороту (32,4/14209*100).

Таблица 12 –Анализ динамики валового дохода по месяцам и кварталам 2013-2014 гг. (млн. руб.)

Месяц и квартал Фактический валовый товарооборот Отклонение по сумме валового товарооборота
2013г. 2014г. отклонение Всего За счет изменения объема т/о За счет изменения сред.ур.вал.дох.
Январь +41 +39 +13,4 +25,4
Февраль +86 +40 +28,3 +12,6
Март +189 +72 +62,7 +9,6
Итого за 1 квартал +316 +151 +104,3 +47,8
Апрель -59 -8 -19,6 +11,4
Май +191 +81 +63,6 +17,2
Июнь +26 -1 +9,6 -10,9
Итого за 2 квартал +158 +72 +53,7 +17,8
Итого за 1 полугодие +474 +223 +158,8 +65,1
Июль +83 +25 +24,8 -
Август +51 +35 +3,3 +31,8
Сентябрь +155 +46 +51,6 -6,5
Итого за 3 квартал +289 +106 +90,2 +15,5
Октябрь +136 +68 +44,9 +22,8
Ноябрь -39 +7 -12,8 +18,5
Декабрь +113 +62 +39,7 +22,3
Итого за 4 квартал +210 +137 +70,6 +66,8
Итого за 2 полугодие +499 +243 +164 +76,8
Всего за год +973 +466 +323 +142,1

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия [Прило-жение К]

Таблица 14 –Удельный вес месяцев в годовом розничном товарообороте

Месяц и квартал Валовый товарооборот, млн р. Отклонение по удельному весу, %
2013г. Удельный вес, % 2014г. Удельный вес, %
Январь 5,9 5,8 -0,1
Февраль 8,9 8,9
Март 10,7 11,3 0,6
1 квартал 25,4 25,9 0,5
Апрель 11,3 10,1 -1,2
Май 9,4 10,1 0,7
Июнь 5,0 4,8 -0,2
2 квартал 25,6 25,0 -0,6
Итого за 1 полугодие 51,0 50,9 -0,1
Июль 2,6 3,0 0,4
Август 0,8 1,1 0,3
Сентябрь 11,1 11,5 0,4
3 квартал 14,5 15,5 1,0
Октябрь 12,2 12,4 0,2
Ноябрь 11,1 10,0 -1,1
Декабрь 11,2 11,2
4 квартал 34,5 33,6 -0,9
Итого за 2 полугодие 49,0 49,1 0,1
Всего за год 100,0 100,0

Примечание – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия [Прило-жение К]

В 2014 году в результате расчета за товары с использованием банковских платежных карточек было получено 1109 млн р., что в процентном соотношении составило 8,1% от розничного товарооборота общественного питания (1109:13709). А в 2013 году 620,4 млн р. или 4,9% (620,4:12722,1). Этот факт обусловлен тем, что не все объекты питания обеспечены терминалом, что негативным образом сказывается на объеме товарооборота. При этом за год удельный вес в товарообороте в результате расчета за товары с использованием банковских пластиковых карточек вырос на 3,2%, что говорит о повышении популярности среди студентов безналичного расчета.

Наши рекомендации