Объем и размер возмещения вреда
Важно проводить различие между понятиями «объем возмещения вреда» и «размер возмещения вреда». В законодательстве закреплен принцип полного возмещения вреда, в связи с чем объем возмещения в его юридическом значении суд изменить не вправе, однако размер возмещения в предусмотренных законом случаях может быть уменьшен.
При удовлетворении требования о возмещении вреда (его размере) суд учитывает вину потерпевшего и имущественное положение лица причинившего вред. А именно, вред возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит.(ч.1 ст.952)
Наибольшую сложность вызывают случаи, когда размер возмещения необходимо определять соразмерностепени вины каждого владельца источника повышенной опасности, другими словами, с учетом вины каждого. В таких ситуациях возможны три подхода.
Первый:оба владельца в одинаковой степени виновны в наступлении вредных последствий. Например, столкновение транспортных средств произошло, когда один водитель на перекрестке неравнозначных дорог, двигаясь по второстепенной дороге, не уступил транспортному средству, приближающемуся к нему по главной дороге, а второй водитель, проявив неосмотрительность, при возникновении препятствий не принял мер к снижению скорости, вплоть до остановки, и допустил столкновение. Степень вины каждого из водителей в данной ситуации одинакова, поэтому правильным будет вывод о возложении ответственности на обоих водителей в равных долях.
Второй:оба владельца виновны в наступлении вредных последствий, однако разница в степени вины очевидна. Например, столкновение транспортных средств произошло, когда один водитель вел транспортное средство со скоростью, превышающей установленные ограничения, а второй управлял автомашиной в состоянии алкогольного опьянения и в нарушение Правил дорожного движения начал перестроение, не уступив дорогу транспортному средству, двигавшемуся попутно без изменения направления движения, и перед выполнением маневра не подал сигнала поворота. В таких случаях несоразмерность степени вины очевидна и должна учитываться судом при определении доли ответственности каждого из водителей.
Третий: наряду с владельцами транспортных средств виновной в наступлении вредных последствий является организация по обеспечению безопасности дорожного движения. Например, должностные лица дорожно-эксплуатационного управления в нарушение Правил дорожного движения не обозначили соответствующими дорожными знаками, а в темное время суток сигнальными огнями оставленные на дороге строительные материалы. Один водитель транспортного средства допустил превышение скорости и совершил наезд на созданное для движения препятствие, выехав на встречную полосу движения. Другой участник дорожно-транспортного происшествия, имея возможность предотвратить столкновение, не принял мер к снижению скорости, вплоть до остановки, и допустил столкновение.
Важным для судебной практики является положение ч. 2 ст. 948 ГК о том, что владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновение транспортных средств и т. п.) третьим лицам. Бесспорно, данная и норма направлена на защиту интересов потерпевших. Однако, закрепив в основе ответственности принцип вины владельцев источников повышенной опасности друг перед другом, представляется нелогичным отступление от этого принципа в случаях ответственности перед третьими лицами. К примеру, при столкновении двух автомашин по вине одного из водителей потерпевшим также является и владелец автомашины, невиновный в наступивших последствиях. Солидарная же ответственность предполагает в данном случае одинаковую степень ответственности как водителя, невиновного в аварии, так и виновного лица. Такая позиция законодателя в юридической литературе подвергается обоснованной критике[16].
При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда (например, владельца источника повышенной опасности) размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законодательством не предусмотрено иное. Вместе с тем, при причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается. Такой подход представляется обоснованным, поскольку деликтным обязательствам помимо восстановительной функции не чужды цели воспитания, предупреждения новых правонарушений, обеспечения в обществе справедливости. Сказанное в полной мере касается нормы закона о том, что суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения (ч. 3 ст. 952 ГК). В самом деле, когда владельцем источника повышенной опасности (к примеру, автотранспортного средства) является гражданин, порою он не имеет возможности выплатить потерпевшему значительные суммы (единовременные и периодические) в связи с отсутствием у него достаточных средств или же ввиду смерти непосредственного причинителя вреда. Поскольку в подобных случаях не может быть гарантирована реальная компенсация причиненного потерпевшему вреда, то представляется оправданным как с позиции действия права, так и с точки зрения достижения социальной справедливости применение нормы об уменьшении размера возмещения вреда. При этом отметим, что указанное положение применяется лишь в случаях причинения вреда гражданином, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно. К юридическим лицам - владельцам транспортных средств и иных источников повышенной опасности - данное правило неприменимо.
Проблема обеспечения реального возмещения причиненного потерпевшим вреда особенно актуальна в тех случаях, когда владельцами источников повышенной опасности, в частности, автотранспортных средств, являются не юридические, а физические лица. Кроме того, как отмечалось, по ряду дел суды с учетом имущественного положения прачинителей вреда уменьшают размер возмещения ущерба. Поэтому в ряде публикаций еще двадцатилетней давности вносились предложения о введении дополнительного института обязательного страхования гражданской ответственности индивидуальных владельцев механизированных транспортных средств[17].