Корректирование нормативных трудоемкостей
Корректирование нормативных трудоемкостей ЕО, ТО-1, ТО-2 производим по формуле:
(чел./ч),
где - нормативная трудоемкость, соответственно ЕО, ТО-1, ТО-2 (табл. 2,2, стр. 15/1/);
К5 - коэффициент корректирования нормативных трудоемкостей в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей в АТП и количества технологически совместимых групп подвижного состава (табл. 2.12, стр. 29/1/);
К2 - коэффициент корректирования нормативных трудоемкостей в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы (табл. 2.9, стр.27 /1/).
КМ ео=0,85, КМ то-1=0,9, КМ то-2=1,0.
Hyundai Universe | Man Lion’s Coach L |
К5=1,00 | К5=1,15 |
К2=1,00 | К2=1,00 |
чел./ч | чел./ч |
чел./ч | чел./ч |
чел./ч | чел./ч |
Трудоемкость сезонного обслуживания рассчитывается по формуле:
(чел./ч),
где - % работ сезонного обслуживания
Hyundai Universe | Man Lion’s Coach L |
ССО=30% | ССО=30% |
чел./ч | чел./ч |
Трудоемкость общего диагностирования tД-1 и поэлементного диагностирования tД-2 определяем по формуле:
(чел./ч),
где - скорректированная трудоемкость, соответственно ТО-1 и ТО-2;
- % диагностических работ, выполняемых при проведении соответственно ТО-1 и ТО-2 .
Hyundai Universe | Man Lion’s Coach L |
Сд-1=8 | Сд-1=8 |
Сд-2=5 | Сд-2=5 |
чел./ч | чел./ч |
чел./ч | чел./ч |
Нормативная трудоемкость ТР корректируется по средствам всех пяти коэффициентов:
где - нормативная трудоемкость ТР (табл. 5, стр. 17 /2/);
- среднее значение коэффициента корректирования нормативной трудоемкости ТР в зависимости от пробега с начала эксплуатации (табл. 2.11, стр. 28/1/);
- коэффициент корректирования нормативной удельной трудоемкости ТР в зависимости от категории условий эксплуатации (табл. 2.8, стр. 26 /1/)
Hyundai Universe | Man Lion’s Coach L |
=6,2 | =8,5 |
=0,8 | =0,8 |
=1 | =1 |
=1,00 | =1,15 |
=1,00 | =1,00 |
К4 (ср)=0,8 | К4 (ср)=0,8 |
3.7 Расчет годовой трудоемкости
Годовая трудоемкость определяется по формуле:
(чел.-ч)
Годовая трудоемкость текущего ремонта рассчитывается:
(чел.-ч)
Hyundai Universe | Man Lion’s Coach L |
чел.-ч | чел.-ч |
чел.-ч | чел.-ч |
чел.-ч | чел.-ч |
чел.-ч | чел.-ч |
чел.-ч | чел.-ч |
чел.-ч | чел.-ч |
чел.-ч | чел.-ч |
1) Трудоемкость постовых работ зоны ТО-1
Трудоемкость постовых работ является суммой 4-ех составляющих:
- годовая трудоемкость ТО-1 (чел.-ч);
- сопутствующий ТР, выполняемый при производстве ТО-1;
- годовая трудоемкость плановой общей диагностики, выполняемой при производстве ТО-1 и ТО-2;
- годовая трудоемкость заявочной общей диагностики и проверки качества производства ТО-1 и текущего ремонта.
I Вариант.
Наличие автономного поста общей диагностики.
КраЗ-256 | КамАЗ-5511 |
чел.-ч | чел.-ч |
2) Трудоемкость постовых работ зоны ТО-2
состоит из 5 составляющих:
- годовая трудоемкость ТО-2 (чел.-час);
- годовая трудоемкость сопутствующего текущего ремонта, выполняемого при производстве ТО-2;
- годовая трудоемкость сезонного обслуживания;
- годовая трудоемкость плановой поэлементной диагностики, выполняемой за 2-3 дня до производства ТО-2;
- годовая трудоемкость заявочной поэлементной диагностики и проверки качества производства ТО-2 и текущего ремонта.
II Вариант.
Наличие постов Д-1 и Д-2.
КраЗ-256 | КамАЗ-5511 |
чел.-ч | чел.-ч |
3) Трудоемкость постовых работ зоны ТР – образуется из 5 составляющих,
где четыре из них – составляющие для ТО-1 и ТО-2.
I. Вариант.
Д-1 и Д-2 присутствуют.
,
где С - % объема работ текущего ремонта, выполняемого на постах зоны ТР (табл. 4, стр. 211/4/);
Сд - % диагностических работ, выполняемых на постах зоны ТР (табл. 4, стр. 211/4);
КраЗ-256 | КамАЗ-5511 |
С=12% | С=12% |
Сд=1,7% | Сд=1,7% |
чел.-ч | чел.-ч |
4) Трудоемкость постовых работ зоны ЕО:
чел.-ч,
где Кn – коэффициент, учитывающий среднюю периодичность мойки
КраЗ-256 | КамАЗ-5511 |
Кn=0,8 | Кn=0,8 |
чел.-ч | чел.-ч |
5) Трудоемкость поста общей диагностики Д-1:
чел.-час
КраЗ-256 | КамАЗ-5511 |
чел.-ч | чел.-ч |
6) Трудоемкость поста поэлементной диагностики Д-2:
чел.-час
КраЗ-256 | КамАЗ-5511 |
чел.-ч | чел.-ч |
7) Суммарная трудоемкость обеих марок машин:
8) Трудоемкость цеха:
,
где С1 - % объема работ текущего ремонта, выполняемого в данном участке (табл. 4, стр. 211 /4/).
Отделения | (чел.- час) | (чел.-час) | |
Агрегатное Слесарно-механическое Электротехническое Аккумуляторное Система питания Шиномонтажное Вулканизационное Жестяницкое Сварочное Медницкое Кузнечно-рессорное Арматурно-кузовное Обойное Столярное Малярное | 0,19 0,012 0,059 0,01 0,039 0,01 0,01 0,008 0,008 0,02 0,03 0,01 0,016 0,03 0,05 |
4. Расчет численности производственных рабочих.
Число производственных рабочих мест и рабочего персонала определяется по формулам:
; ;
где - число явочных, технологически необходимых рабочих или количество рабочих мест;
- количество штатных мест;
- годовой фонд рабочего места или технологически необходимого рабочего (табл. 5, стр.212 /4/);
- годовой фонд рабочего времени штатного рабочего, т.е. с учетом отпуска и невыхода на работу по уважительной причине (табл. 5, стр.212 /4/);
Трудоемкость работ по зонам и отделениям и численность производственных рабочих
Таблица 1
Наименование зон, отделений | Трудоемкость работ в год (чел.-час) | Фм | Ря | Фр | Рш |
Зона ЕО Зона ТО-1 Зона ТО-2 Пост-Д-1 Пост Д-2 Зона ТР | |||||
Агрегатное Слесарно-механическое Электротехническое Аккумуляторное Система питания Шиномонтажное Вулканизационное Жестяницкое Сварочное Медницкое Кузнечно-рессорное Арматурно-кузовное Обойное Столярное Малярное | |||||
ВСЕГО | - | - |
5. Расчет количества постов и линий ТО, ТР, ЕО и диагностики
1. Для КрАЗа и ЛИАЗа-5256 ЕО, ТО-1, ТО-2 организуем универсальные посты.
А) определяем такт поста tn т.е. время обслуживания автомобиля на посту по формуле:
(мин.),
где - годовая трудоемкость постовых работ зон ТО-1, ТО-2 (чел.-час);
- коэффициент неравномерности загрузки постов (1,2-1,5) ЕО, ТО-2 – 1,2; ТО-1 – 1,4;
- годовая программа ТО-1 или ТО-2;
Р - численность одновременно работающих на посту (ЕО, ТО-1 2 – 3 человека, ТО-2 – 2 человека);
КИ - коэффициент использования рабочего времени поста (0,8);
tn - время установки автомобиля на пост и съезд с него (принимаем 2 минуты)
КраЗ-256 | КамАЗ-5511 |
мин. | мин. |
мин. | мин. |
Б) определяем ритм производства, т.е. время одного обслуживания по формуле:
,
где - продолжительность смены (8 часов);
- сменная программа ТО-1 или ТО-2
КраЗ-256 | КамАЗ-5511 |
мин. | мин. |
мин. | мин. |
В) определяется количество постов nТО по формуле:
КраЗ-256 | КамАЗ-5511 |
3 поста | 5 постов |
3 поста | 7 постов |
2. При механизированной мойке, т.е. при поточном производстве такт линии ЕО определяется по формуле:
,
где Nу – производительность моечной установки, авт./час
Ритм производства R определяется по формуле:
В) количество линий определяется по формуле:
n =3,3/2,05=1,6– принимаем 2 линии.
3. Расчет количества постов зоны ТР, общей и поэлементной диагностики.
Общая для данных видов воздействия формула:
,
где Кн – 1,2 …1,3;
Дрг – 365 дней;
tсм - 3 часа – диагностика, 5 часов – ТР;
Ccм – 2 смены;
Р – 3 человека – Д1; 3 – Д2; 4 – ТР.
Кu – 0.9
- принимаем 2поста;
- принимаем 2 поста;
- принимаем 4 поста.
6. Разработка технологии и организации работ на шиномонтажном участке зоны текущего ремонта
Расчет площади участка выполняем по формуле /4 стр.227/:
, м2,
где fоб – площадь, занимаемая оборудованием в плане (по габаритным размерам). Принимаем из «Ведомости технологического оборудования»;
ко – коэффициент плотности оборудования / 4 стр. 228 табл. 11/. Его величина для медницкого участка составляет .
Полученная площадь участка составляет Fо = м2.
Рабочий процесс на шиномонтажном участке
Шиноремонтный участок предназначен для демонтажа и монтажа колес и шин, замены покрышек, ТР камер и дисков колес, а также балансировки колес в сборе. При этом мойку и сушку колес перед их демонтажем при необходимости выполняют здесь же или в зоне УМР, где имеется шланговая моечная установка.
Технологический процесс на шиномонтажном участке выполняют в порядке.
Колеса, снятые с автомобиля на посту, транспортируют на шиномонтажный участок с помощью специальной тележки. До начала ремонтных работ колеса временно хранят на стеллаже. Демонтаж шин выполняют на специальном демонтажно-монтажном стенде в последовательности, предусмотренной технологической картой. После демонтажа покрышку и диск колеса хранят на стеллаже, а камеру на вешалке.
Техническое состояние покрышек контролируют путем тщательного осмотра с наружной и внутренней стороны с применением ручного пневматического бортрасширителя (спредера).
Посторонние предметы, застрявшие в протекторе и боковинах шин, удаляют с помощью плоскогубцев и тупого шила. Посторонние металлические предметы в покрышке могут быть обнаружены в процессе диагностирования с
помощью специального прибора. При проверке технического состояния камер выявляют проколы, пробои, разрывы, вмятины и другие дефекты. Герметичность камер проверяют в ванне, наполненной водой и оборудованной системой подвода сжатого воздуха.
Контрольный осмотр дисков выполняют для выявления трещин, деформаций коррозии и других дефектов. В обязательном порядке проверяют состояние отверстий под шпильки крепления колес. Ободья от ржавчины очищают на специальном станке с электроприводом. Мелкие дефекты ободьев, такие как погнутость, заусенцы, устраняют на специальном стенде и с применением слесарного инструмента.
О шиповку производят на специальном стенде, в случае если шина не имеет, сформированных отверстий под шипы они сверлятся на пневматическом сверлильном станке, который обеспечивает необходимую, высокую частоту вращения сверла.
Технический исправные покрышки, камеры и диски монтируют, и демонтирую на одном и том же стенде. Давление воздуха в шинах должно соответствовать нормам, рекомендованным заводом-изготовителем. Шиномонтажный участок оборудуют эталонным манометром, по которому периодический проверяют рабочие манометры. После монтажа шин обязательно осуществляют балансировку колес в сборе на специальном стенде.
Шиномонтажное отделение обеспечивают необходимой технической документацией, в том числе технологическими картами на выполнение основных видов работ, и соответствующим технологическим оборудованием.
Организация труда в шиномонтажном цехе
Под организацией труда следует понимать систему организационно-технических мероприятий, направленных на совершенствование метода и условий труда на основе новейших достижений культуры, техники и науки, обеспечивающих повышение производительности труда.
Основной задачей организации труда является повышение общей производительности труда во всех звеньях производства путем:
применения более рациональной организации труда на основе изучения производственных операций, непроизводственных потерь времени, использования более совершенных средств производства (оборудования);
внедрения таких норм труда, которые обеспечивают развитие отношений труда каждого коллектива применения материальных и моральных стимулов и их сочетаний.
Сочетание организации труда при ежедневном обслуживании автомобилей проявляются в простое, трудовых затратах на их выполнение в себестоимости единицы продукции. Поэтому исходным моментом при внедрении организации труда является изучение использования рабочего времени при выполнении того или иного процесса. Объектом изучения являются так же данные учета оперативной и статистической отчетности. Полученные результаты наблюдения изучения использования рабочего времени позволяют выявить резервы рабочего времени на рабочих местах и в производственных подразделениях автохозяйства.
Полученные результаты изучения использования рабочего времени дают возможность наиболее целесообразно и эффективно вести работу по основным направлениям организации труда и совершенствовать производство в направлении более интенсивного использования средств производства. Наряду с этим необходимо изучать методы и приемы выполнения работ на каждом рабочем месте из каждой операции.
В целях более детального изучения операции, ее раскладывают на составные простейшие элементы и движения. Важным элементом изучения операции и проектирования нового метода является изучение рабочего поста при выполнении данной работы. Организация труда предусматривает организацию и обеспечение рабочих мест в трудовом процессе.
Главной задачей при планировании рабочего места является рациональное размещение оборудования, приспособлений, инструмента, исключение потери времени. Большое значение в интенсификации труда приобретает применение средств механизации и автоматизации в сочетании с организацией труда и экономической эффективностью применяемых средств.
Основой организации процессов является разделение труда и его кооперация. Разделение труда обуславливает специализацию рабочих, что является важнейшим фактором повышения производительности труда. Кооперация представляет с собой такую форму организации трудового процесса, когда в результате разделения труда отдельные операции, выполняемые определенными рабочими требуют взаимной увязки в процессе всего производства.
Оценку условий труда производят по показателям температуры, скорости движения воздуха и освещенности в помещениях производства. Научно обоснованная окраска оборудования и помещения способствует повышению производительности труда до 20 %, сокращению травматизма на 35 … 40 % и снижению брака на производстве в два раза.
Составной частью организации труда являются вопросы технического нормирования, материального стимулирования, поощрения трудовой активности и творческой инициативы работников предприятия.
Техника безопасности
При шиномонтажных работах несчастные случаи возникают главным образом из-за срыва стопорного кольца или монтажных лопаток, разрыва шин. Опасности возникают и при переноске шин грузовых автомобилей и автобусов, использовании оборудования с электрическим приводом и аппаратов, работающих под давлением.
Шиномонтажные и демонтажные работы производят на шиномонтажном участке с применением специального оборудования, приспособлении и инструмента. При демонтаже шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью выпущен. Шины, плотно прилегающие к ободу колеса, демонстрируют на специальных стендах или с помощью специальных приспособлений. Применять кувалды при демонтаже и монтаже шин запрещается.
Перед монтажом осматривают покрышку, удаляют из протектора мелкие камни, металлические и другие предметы, проверяют состояние бортов покрышки, замочного кольца и выемки для него на ободе колеса, состояние диска колеса Борта покрышки не должны иметь порезов, разрывов и других повреждений, обод – трещин, вмятин, заусенцев, ржавчины. Замочное кольцо должно надежно входить в выемку обода всей своей внутренней поверхностью.
В стационарных условиях снятые с автомобиля шины накачивают и подкачивают в местах оборудованных защитными ограждениями, предупреждающими вылет стопорного кольца. Подкачивать шину без демонтажа можно, если давление воздуха снизилось не менее на 40 % от нормального и при этом не нарушена правильность монтажа.
Все операции по снятию постановке и перемещению колес и шин автомобилей массой более 20 кг должны производиться с использованием средств механизации (тележек, подъемников и т.д.).
Из-за высокой опасности вулканизационных работ к ним допускают лиц не моложе 18 лет, прошедших предварительный медицинский осмотр и специальное курсовое обучение, сдавших экзамены и получивших удостоверение на право производства этих работ.
Все рабочие места должны содержаться в чистоте, не загромождаться деталями, оборудованием, инструментом, приспособлениями, материалами. Инструмент ударного действия (зубила, бородки и т.д.) должен иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и сколов. Для предупреждения травмированы рук длина инструмента не должна быть менее 150 мм.
При работе электроинструментом следует соблюдать меры электробезопасности. Сопротивление всех токоведущих путей один раз в год проверяют мегомметром.
Деревянные ручки инструмента (молотки, отвертки, кувалды) должны быть всегда сухими, без заусенцев и иметь удобную форму.
При накачивании шин грузовых автомобилей следует обязательно пользоваться предохранительной клетью.
Запрещается производить монтаж колес на шиномонтажном стенде, размер которых превышает максимальный размер, указанный заводом-изготовителем.
Помещение шиномонтажного цеха относится к категории Д по пожароопасности – помещение, в котором находятся или общаются негорючие вещества и материалы в холодном состоянии. В соответствии с действующим законодательством, ответственность за обеспечение пожарной безопасности на АТП несут их руководители. Таблички с указанием лиц, ответственных за пожарную безопасность, вывешивают на видных местах. В обязанность этих лиц входит: знание пожарной опасности применяемых в производстве веществ и материалов, технологического процесса производства; обучение работающих правилам пожарной безопасности; контроль за соблюдением правил пожарной безопасности на вверенных им участках; содержание в постоянной готовности всех имеющихся средств пожаротушения и извещения о пожарах; устранение нарушений правил пожарной безопасности и неисправности пожарного оборудования; разработка инструкций о мерах пожарной безопасности для своих подразделений. Они должны: не допускать загромождения пожарных подъездов к зданиям и сооружениям, к водоисточникам, подступам к пожарному оборудованию, проходам в зданиях, коридорам и лестничным клеткам; не допускать проведения работ с применением открытого огня, в том числе тщательно осматривать помещения перед закрытием, чтобы исключить условия возникновения пожара.
Список литературы
1. Положение о ТО и ремонте (1) подвижного состава автомобильного транспорта. Минавтотранс РСФСР, 1984г.
2. М.В. Светлов // Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Дипломное проектирование.// 2011г.
3. Губит И.Э., Артюшенко Н.П., Мазаева Н.П.,// Автосервис: станция технического обслуживания автомобилей.// М 2008г.
4. И.С. Туревский // Техническое обслуживание автомобилей. Часть 1.// М 2005г.
5. И.С. Туревский // Техническое обслуживание автомобилей. Часть 2.// М 2005г.
6. Е.А. Гусарова, Т.В. Митина, // Строительное черчение // М 2005г.
7. В.А. Першин, А.Н. Ременцов, Ю. Г. Сапронов, // Типах и техническая эксплуатация оборудования предприятий автосервиса. // М 2008г.
8. Сборник норм времени на техническое обслуживание и ремонт легковых, грузовых, автобусов. М. ГУП Центроргтуд-автотранс 2001 г.
9. Напольский Г.М. // Технологический расчет и планировка АТП // учебное пособие М. 2003г.
10. Краткий справочник НИИАТ.
11. Б.Н. Суханов. «ТО и ремонта автомобилей» - пособие по дипломному проектированию. Издательство «транспорт», Москва, 1991г.