Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту

Обеспечение обвиняемому и подозреваемому права на защиту как принцип уголовного процесса опирается на конституционные и уголовно-процессуальные нормы. Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение юридической помощи, в том числе и бесплатной, в случаях, установленных законом; в ч. 2 этой статьи определяется момент вступления защитника в уголовный процесс. Нормативная база для осуще­ствления защиты по уголовному делу содержится во многих нормах Кон­ституции (ст. 45-51), которые восприняты нормами УПК, а также учиты­ваются на практике при применении последних.

Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту скла­дывается из процессуальных средств, которые реально предоставлены в ходе производства по делу указанным субъектам уголовного процесса для защиты своих интересов от подозрения или обвинения. В связи с этим в ч. 1 ст. 16 УПК указано, что названным участникам уголовного судопроизводства обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя.

Закон предписывает лицам, ответственным за ведение дела, разъяснять подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивать им возможность защищаться всеми не запрещенными УПК способами и средствами (ч. 2 ст. 16).

Право обвиняемого (подозреваемого) на защиту представляет собой совокупность субъективных процессуальных средств, используя кото­рые он может противостоять выдвинутому против него обвинению: знать, в чем он обвиняется (подозревается); оспаривать участие в со­вершении преступления; опровергать обвинительные доказательства; представлять оправдывающие его доказательства; защищать другие за­конные интересы.

Среди субъективных прав подозреваемого, обвиняемого в законе преж­де всего указано право знать, в чем он подозревается (обвиняется). Важ­ность этого положения трудно переоценить: не зная этого, лицо не может защищаться от подозрения и от обвинения.

Одним из основных средств обеспечения права на защиту обвиняемо­го, подозреваемого является предоставление квалифицированной юри­дической помощи (ст. 48 Конституции РФ, ст. 50 УПК), что имеет место

Раздел I. Общие положения

не только по просьбе подозреваемого, обвиняемого (ч. 2 ст. 50 УПК), но и тогда, когда они не отказываются от защитника (ч. 1 ст. 51 УПК). Более того, отказ от защитника не лишает подозреваемого, обвиняемого права в дальнейшем ходатайствовать о допуске защитника к участию в производ­стве по уголовному делу (ч. 3 ст. 52 УПК). Кроме того, если в указанных законом случаях (ч. 1 ст. 51 УПК) защитник не приглашен обвиняемым, подозреваемым или другими лицами (ч. 1 ст. 50, ч. 3 ст. 51 УПК), то доз­наватель, следователь, прокурор или суд обязаны обеспечить участие за­щитника.

Несомненной гарантией права на защиту является презумпция неви­новности - один из важнейших принципов уголовного судопроизводст­ва (ст. 49 Конституции РФ, ст. 14 УПК), а также основанные на ней по­ложения о том, что: а) обвиняемый не обязан доказывать свою невинов­ность, так как это является бременем стороны обвинения; б) неустра­нимые сомнения в виновности обвиняемого толкуются в его пользу;

в) обвинительный приговор не может быть основан на предположениях;

г) признание обвиняемым своей вины в совершении преступления мо­жет быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении его виновности совокупностью имеющихся по уголовному делу доказа­тельств. Безусловно, на обвиняемого, подозреваемого в полной мере распространяется основанное на презумпции невиновности универсаль­ное положение о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Кон­ституции РФ).

Принцип гласности

Конституцией РФ установлено: «Разбирательство дела во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случа­ях, предусмотренных федеральным законом» (ч. 1 ст. 123). Принцип глас­ности устанавливается для всех судов в качестве правила, а закрытое су­дебное разбирательство - как изъятие из этого правила, причем только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Специальная статья о гласности судебного разбирательства имеется в УПК (ст. 241). Оговорив общее правило об открытом разбирательстве дел, законодатель отметил: его действие ограничивается исключениями, предусмотренными ч. 2 ст. 241 УПК. Закрытое судебное разбирательст­во допускается на основании постановления (определения) суда, когда: 1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглаше­нию государственной или иной охраняемой федеральным законом тай­ны; 2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет; 3) рассмотрение уголовных дел

Глава V. Конституционные принципы уголовного процесса

о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свобо­ды личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопро­изводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство; 4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного раз­бирательства, их близких родственников, родственников или близ­ких лиц.

Согласно ч. 2 ст. 241 УПК закрытое судебное разбирательство по тому или иному делу может проходить либо полностью, либо частично.

Гласность судебного разбирательства - один из важнейших показателей демократизма судопроизводства. Она обеспечивает гражданам возмож­ность присутствовать в зале судебного заседания, следить за ходом произ­водства по делу; вести письменную запись; распространять сведения об увиденном и услышанном в средствах массовой информации или другим доступным им способом. Тем самым осуществляется одна из форм контро­ля народа за деятельностью судебной власти. В то же время видеозаписи и съемки допускаются лишь с разрешения председательствующего и согла­сия сторон.

При рассмотрении уголовных дел в силу принципа гласности процес­суальные действия в судебном разбирательстве совершаются, как прави­ло, при открытых дверях. Вместе с тем материалы переписки лица, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные сообще­ния лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании Аналогичные требования применяются при исследовании аудио- и (или) видеозаписи и т. п. (ч. 4 ст. 241 УПК).

Приведенные положения, как в известное мере и сами основания огра­ничения гласности, установлены с учетом конституционных требований об охране частной жизни и личной тайны (ст. 22-24 Конституции РФ).

В открытом судебном заседании вправе присутствовать все желающие, достигшие 16-летнего возраста. Лица до 16 лет, если они не являются уча­стниками уголовного судопроизводства, допускаются в зал судебного засе­дания с разрешения председательствующего.

Принцип гласности тесно связан с другими принципами правосудия и судопроизводства. С одной стороны, она является важнейшим средством реализации таких принципов правосудия, как состязательность и равнопра­вие сторон, обеспечение обвиняемому (подсудимому) права на защиту. С другой стороны, гласность не может быть реализована вне действия та­ких принципов правосудия и судопроизводства, как устность, непосред­ственность, обеспечение пользования родным языком при осуществлении правосудия.

TTf

Раздел I. Общие положения

Наши рекомендации

Число: 2100