Барьеры на пути действия коммуникаций
В процессе работы как вертикально направленных, так и горизонтальных коммуникаций возникают препятствия, которые затрудняют их действие в пределах организации. Примерами подобных препятствий являются следующие.
Основы управления человеческими ресурсами
(а) Искажение сообщений по мере их прохождения от одного сотрудника к другому по длинным каналам коммуникаций.
(б) Коммуникационные перегрузки, которые случаются, когда сотрудник получает такой большой объем информации, что не в состоянии рассмотреть и усвоить большую его часть.
(в) Передача сообщений, не подходящих для данной аудитории, поскольку они не ей предназначены (например, отсылка сложных спорных соглашений, содержащих громоздкие фразы, людям, которые обладают лишь самым низким уровнем грамотности).
(г) Использование неточных слов и предложений в послании, которые не могут четко отразить смысл послания.
(д) Неспособность слушать. Коммуникации связаны не только с отправкой, но и с получением информации. Некоторые менеджеры являются хорошими ораторами, но при этом не способны слушать собеседника, так как слышат только то, что хотят услышать, как бы намеренно упуская критические высказывания.
Формальные методы коммуникаций
Различные применяемые формальные методы коммуникаций можно обобщить следующим образом.
(а) Письменные инструкции и объявления, вывешенные на информационные доски, внутренние меморандумы, записки в конвертах с вознаграждением, издаваемые компанией внутренние журналы, письма, непосредственно адресованные тому или иному служащему. Это односторонние нисходящие и перманентные коммуникации.
(б) Объявляемые сообщения по системе общественного оповещения — односторонние, нисходящие и не перманентные, т.е. не представляется возможным выявить их непонимание или неверное. понимание.
(в) Большие собрания сотрудников, на которых выступают старшие руководители. Это коммуникации односторонние (поскольку ответная реакция на больших собраниях сдерживается слушателями) и непостоянные, за исключением случаев, когда обнародованная на них информация затем подтверждается письменно.
(г) Узкие собрания, на которых присутствует не больше 20 сотрудников. Это двусторонние коммуникации (поскольку на них можно задавать вопросы и давать комментарии). Они имеют преимущественно нисходящий характер, но предусматривают некоторые особенности восходящих коммуникаций. Они не перманентны.
6. Изменения и коммуникации
(д) Внутрисекционные комитеты. Это двусторонние горизонтальные коммуникации. Сами по себе они не постоянны, но, как правило, сопровождаются письменными резюме проведенных обсуждений и принятых решений.
(е) Интервью для передачи инструкций или информации или разбора действий подчиненного, т.е. оценка (аттестация) (см. гл. 17). Они могут быть односторонними или двусторонними в соответствии с формой, в которой проводится интервью; имеют нисходящую направленность и не являются перманентными. Если такой метод используется для передачи инструкций, то велика вероятность искажения, поскольку первоначальные инструкции могут быть неверно поняты в процессе их передачи вниз.
(ж) Совместные комиссии из высшего руководства и представителей рабочих. Это двусторонние, нисходящие, восходящие и горизонтальные коммуникации; они, как правило, сопровождаются опубликованием протокола слушаний и по этой причине относятся к перманентным. Эти комиссии могут собираться регулярно или только в случае необходимости, например для рассмотрения апелляции, поданной после решения об увольнении работника.
Брифинги
Брифинг проводится не только для распространения информации среди работников подразделения, на брифинге менеджер стремится также привить своим подчиненным чувство сопричастности, безопасности и преданности компании. Брифинги дают менеджеру возможность разъяснить принятые решения и напомнить подчиненным о правилах и порядке работы компании. К сожалению, менеджеры зачастую совершают ошибку, собирая брифинги только в условиях кризиса. На самом деле брифинги должны проводиться регулярно (желательно через равные, заранее установленные промежутки времени), а не только тогда, когда дела идут плохо. Такие собрания должны быть короткими и включать:
• краткую информацию о достигнутом на данный момент прогрессе в работе;
• мнение руководителя подразделения о текущих проблемах;
• краткий обзор предложений по дальнейшим действиям (обязательно с обоснованием).
Подходящими темами для брифинга могут стать предлагаемые изменения в условиях и порядке работы, перемещения и продвижение персонала, обзор результатов применения новых производствен-
Основы управления человеческими ресурсами
ных методов, подробности имеющихся возможностей для социальной поддержки и отдыха, а также примеры и опыт повышения производительности в соседних подразделениях. Вместе с тем брифинги не являются подходящим средством для рассмотрения пунктов коллективного договора, касающихся таких важных вопросов, как уровень оплаты и условия найма. Основная цель брифинга довести до сведения подчиненных и разъяснить уже принятые решения. Сам по себе процесс принятия решений требует иных процедур.