Тема 9. Монополистическая конкуренция
Тема 1. Введение в предмет.
Экономическая теория: объект и методы исследования.
Экономические ресурсы: природные, капитальные, трудовые, информационные. Относительная ограниченность экономических ресурсов. Собственность: сущность и формы. Структура прав собственности, передача прав. Экономические интересы, соотношение экономических интересов, целей и средств. Экономические блага и их классификация.
Общественное воспроизводство и его фазы: производство, распределение, обмен и потребление.
Рыночная экономика и её характерные черты. Условия её функционирования. Конкуренция и ее виды.
Рынок: сущность, объекты, субъекты, структура. Рыночный механизм. Преимущества и ограниченность рыночного механизма. Внешние эффекты (экстерналии).
Экономическая теория и микроэкономика. Методы микроэкономики. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе.
История экономической мысли: экономическая мысль дорыночной экономики, меркантилизм, классическая политическая экономия, маржинализм, институционализм, кейнсианство, монетаризм, современные экономические теории.
Тема 2. Основы теории спроса и предложения.
Понятие спроса и предложения, величины спроса и величины предложения. Законы спроса и предложения. Результаты взаимодействия спроса и предложения. Равновесная цена. Дефицит. Перепроизводство.
Причины и факторы изменчивости спроса и предложения. Индивидуальный и совокупный рыночный спрос. Особенности спроса и предложения на товары-субституты и комплиментарные товары.
Координация спроса и предложения в процессе их изменения. Излишки потребителя и производителя. Виды микроэкономических цен.
Понятие, виды и показатели эластичности. Эластичность спроса по цене и по доходу, перекрестная эластичность, эластичность предложения по цене. Точечная и дуговая эластичность. Взаимосвязь эластичности и общей выручки.
Тема 3. Поведение потребителя и потребительский выбор.
Причины и факторы, обусловливающие поведение потребителя. Полезность экономического блага, общая и предельная полезность. Максимизация полезности как целевая функция потребления. Бюджетные ограничения и бюджетная линия. Кривые безразличия. Свойства кривой безразличия. Предельная норма замещения. Кривые «доход-потребление», «цена-потребление».
Оптимальный потребительский выбор и равновесие потребителя.
Эффекты индивидуального спроса и потребительские риски. Эффекты дохода и замещения. Эффект Гиффена. Эффект Веблена.
Проблемы и способы оценки состояния потребительских рынков в России.
Тема 4. Фирма: теоретические основы внутренней организации и рыночной деятельности.
Понятие фирмы как организационной формы предпринимательства и участника микроэкономических рынков. Классификация фирм. Внутренняя и внешняя среда предприятия.
Микроэкономическая мотивация поведения фирмы.
Фирмы как организаторы. Плюсы и минусы масштабов деятельности фирмы. Неопределенность внешней и внутренней среды фирмы. Виды отраслевых и межотраслевых объединений предприятий. Концентрация, диверсификация и централизация производства. Санация и банкротство предприятий.
Тема 5. Издержки производства фирмы.
Производство, производственная функция. Особенности производственной функции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Издержки производства. Понятие альтернативных издержек. Виды издержек. Явные и неявные издержки. Постоянные и переменные издержки. Средние и предельные издержки. Амортизация. Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах. Кривые предельных и средних издержек. Минимизация издержек.
Деятельность фирмы в долгосрочном периоде. Отдача от масштаба производства: снижающаяся, повышающаяся, неизменная. Метод изокост-изоквант.
Тема 6. Результаты производства и равновесие фирмы.
Продукт производственной деятельности фирмы. Характер образования и изменения предельного, среднего и общего продуктов. Взаимосвязь кривых общего, предельного и среднего продуктов.
Доходы фирмы. Взаимосвязь и различия продукта и дохода фирмы. Валовые и чистые доходы (выручка). Понятие прибыли: бухгалтерская и экономическая прибыль.
Способы максимизации прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах. Методы максимизации прибыли.
Доходы фирмы и эффективность ее деятельности. Равновесие производителя: сущность и способы установления. Показатели эффективности деятельности фирмы. Способы оценки предпринимательских рисков.
Тема 7. Рыночные структуры. Совершенная конкуренция.
Рыночные структуры: сущность, виды, критерии разграничения. Основные элементы теории совершенной конкуренции. Причины образования несовершенных рынков и конкурентов.
Фирма как совершенный конкурент. Спрос, предложение, цена, доход и прибыль в условиях чистой конкуренции. Издержки и прибыль конкурентной фирмы в краткосрочном и в долгосрочном периодах.
Специфика экономической эффективности в условиях совершенной конкуренции.
Тема 8. Монополия.
Понятие монополии, характерные черты монополии, виды монополии: простая, чистая и естественная монополия. Издержки, цены, доход, предложение и спрос в условиях чистой монополии. Правила максимизации прибыли и минимизации убытков чистым монополистом. Ценовая дискриминация. Общественные издержки монопольной власти. Х-неэффективность. Индекс монопольной власти А.П.Лернера. Индекс Герфиндаля - Хиршмана.
Виды монополии в российской экономике. Проблемы формирования конкурентной рыночной среды. Специфика российского антимонопольного законодательства и проблемы его совершенствования.
Специфика экономической эффективности в условиях монополии.
Тема 9. Монополистическая конкуренция.
Сущность и элементы монополистической конкуренции. Издержки, цены, предложение и спрос в условиях монополистической конкуренции. Особенности равновесия в долгосрочном периоде для монополистической конкуренции.