Раздел 1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Предприятие (независимо от своей формы собственности) самостоятельно планирует свою производственную деятельность, которая осуществляется как на основе договоров с "Заказчиками" ("Потребителями"), так и на основе договоров поставки с поставщиками материальных ресурсов.
Производственная деятельность формируется исходя из спроса на производимую продукцию. Конкурентоспособность продукции определяется потребительскими требованиями к ней, ее качеством.
1. Изучение спроса на производимую продукцию.
2. Анализ выполнения договоров предыдущего периода. Оценка расширения или продления договоров, приносящих максимальную выгоду предприятию.
3. Выявление резервов по использованию основных факторов, влияющих на производство продукции - основных средств, материальных ресурсов, трудовых ресурсов.
4. Оценка потерь в выпуске продукции, связанных с невыполнением, как договоров с "Заказчиками" (Потребителями), так и договоров поставки материальных ресурсов. Выявление причин такого невыполнения.
Все эти задачи предприятие должно решить, выполняя свои производственные задания.
Тема 1.1. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
Анализ производства и реализации продукции включает в себя:
• изучение динамики объемных показателей производства и реализации;
• анализ выполнения плана производства и реализации продукции;
• анализ динамики запасов готовой продукции;
• анализ ассортимента;
• оценку ритмичности производства и реализации продукции.
Объем производства продукции может измеряться в натуральных единицах измерения (штуках, кг), условно-натуральных измерителях (условный автомобиль) и иметь стоимостное выражение (тыс. руб.).
Обобщающим показателем производства и реализации продукции является стоимостная оценка. Объем производства может быть отражен двумя показателями: объемом товарной и валовой продукции.
Товарная продукция— это стоимость всех произведенных товаров или услуг. Объем товарной продукции характеризует масштабы производственной деятельности предприятия.
Валовая продукциявключает в себя, помимо стоимости всех произведенных товаров и услуг, незавершенное производство.
Объем реализации продукцииможет определяться двумя способами:
• стоимость отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг;
• стоимость оплаченных товаров, работ и услуг.
Анализ производства и реализации продукции начинается с изучения динамики производства и реализации товаров. При этом осуществляется расчет темпов роста производства и реализации (как цепных, так и базисных), а также темпов прироста.
С использованием значений показателей объемов производства и реализации по каждому товару и по предприятию в целом рассчитываются следующие показатели:
• абсолютные отклонения значений последующего периода от значений предшествующего периода;
• относительные отклонения — как отношение абсолютного отклонения к значению предыдущего периода, в процентах.
Таблица. Динамика производства и реализации продукции (в сопоставимых ценах)
Год | Объем производства, тыс. руб. | Темпы роста, % | |
Базисные | Цепные | ||
П | Тб = (Пi/П0)100 | ТЦ = (Пi/Пi-1)100 | |
108,3 | 108,3 | ||
112,5 | 103,8 |
Стоимостные показатели объема производства и реализации должны быть приведены в сопоставимый вид. Учет инфляции и нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является необходимым условием сопоставимости данных
Темп роста— отношение (в виде коэффициента или в процентах) значения показателя последующего периода к значению показателя предыдущего периода.
Расчеты темпов роста могут осуществляться как на основе постоянной базы сравнения.— базисный темп роста (например, по отношению к показателю на начало периода), так и на переменной основе — цепной темп роста (когда последовательно сравниваются последующие значения Показателя с предыдущими).
Темп прироста— отношение (в виде коэффициента или в процентах) абсолютного прироста к предыдущему значению. Темп прироста можно рассчитать и следующим образом: из темпа роста (в коэффициентах) вычитается единица или из темпа роста (в процентах) вычитается 100.
В табл. показана динамика объемов производства и реализации продукции. В качестве базы выбран первый год.
Окончание таблицы
Объем реализации, тыс. руб. | Темпы роста, % | |
Базисные | Цепные | |
Р | Тб = (Рi/Р0)100 | Тц = (Рi/Рi-1)100 |
104,3 | 104,3 | |
112,2 | 107,5 |
Где Qрп — объем реализации, тыс. руб.;
Тб — базисный темп роста, %;
Тц —цепной темп роста, %;
Оп — объем производства товаров в i-том году, %;
Оп — объем производства товаров в первом году, тыс. руб.;
Qрп — объем реализации товаров в i-том году, %;
Qрп — объем реализации товаров в первом году, тыс. руб.
Темп роста и темп прироста свидетельствуют о степени изменения изучаемого явления во времени, в нашем случае они позволяют изучать тенденции производства и реализации продукции.
Для характеристики средней степени явления (в нашем случае, производства или реализации) рассчитываются показатели среднего темпа роста и среднего темпа прироста. Расчет среднего темпа роста производится по формуле средней геометрической:
,
где — цепные темпы роста.
В нашем примере среднегодовой темп роста производства товаров:
.
Среднегодовой темп роста реализации товаров:
.
Среднегодовой темп прироста может быть рассчитан следующим образом:
.
В нашем примере среднегодовой темп прироста производства товаров:
.
Среднегодовой прирост реализации товаров:
.
Темпы роста и темпы прироста рассчитываются как для объемов производства и реализации конкретного товара, так и для предприятия в целом, строятся графики динамики объемов производства и реализации конкретного товара, совмещенные графики объемов производства и реализации по фирме в целом и др.
Для наглядности динамика производства и реализации продукции изображается графически. Совмещенные графики объема производства и объема реализации товаров позволяют увидеть взаимосвязь изменения этих показателей.
Важным этапом анализа производства и реализации продукции является анализ выполнения плана. Анализ степени выполнения плана проводится как для каждого товара, так и по предприятию в целом. С использованием значений показателей объемов производства и реализации определяются:
· абсолютные отклонения значений последующего периода от значений предшествующего периода;
· относительные отклонения — как отношение абсолютного отклонения к значению предыдущего периода, в процентах.
Таблица. Анализ выполнения плана производства и реализации товаров
Товар | Объем производства товаров, тыс. руб. | |||
план | факт | абс. изм. | отн. изм. % | |
п | ф | Ф-п | (ф/п) ∙ 100 | |
-100 | 83,33 | |||
Итого |
Продолжение таблицы.
Объем реализации товаров, тыс. руб. | |||
план | факт | абс. изм. | отн. Изм. % |
п | ф | ф-п | (ф/п) ∙ 100 |
-100 | |||
102,4 | |||
-90 | 93,96 |
Оперативный анализ производства и реализации продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.
Кроме того, анализ производства и реализации продукции включает в себя и составление товарного баланса.
В случае если предприятие учитывает объем реализации по отгрузке, составляется следующий товарный баланс:
ГПн + ТП = Qрп + ГПк
где — запасы готовой продукции на начало и конец периода, тыс. руб — объем производства, тыс. руб.;
— объем реализации, тыс. руб.
Если предприятие учитывает реализацию по оплате, то баланс будет выглядеть следующим образом:
где — отгруженная, но не оплаченная продукция.
Невыполнение плана реализации продукции может привести к чрезмерному росту запасов готовой продукции, повышению затрат на складирование, охрану и т.д. Так же отрицательно на деятельности предприятия может сказаться как невыполнение плана производства, так и, в некоторых случаях, чрезмерное перевыполнение планируемого объема производства.
В условиях рыночной экономики особенно важно стало учитывать выполнение договорных обязательств по поставкам продукции. В ходе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и далее нарастающим итогом. Анализ следует проводить как по выполнению договоров на поставку конкретных товаров, так и по предприятию в целом.
Коэффициент выполнения договорных обязательств находится путем деления разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и его невыполнением на плановый объем поставок.
,
где — коэффициент выполнения договорных обязательств;
— плановый объем поставок, тыс. руб.;
— недопоставка продукции, тыс. руб. Рассмотрим на конкретном примере. Планировалось по договору осуществить в прошедшем периоде поставки на сумму 10 000 руб., фактически было отгружено продукции на сумму 8600 тыс. руб. Найдем процент выполнения договорных обязательств.
.
Таким образом, процент выполнения договорных обязательств составил 86%.