Тенденции в сфере занятости
Министерство труда США прогнозировало, что к 2000 г. менее 5% рабочих мест в стране будет предназначено для людей, не имеющих квалификации. Как и в других странах Запада, сократилась доля рабочей силы США, занятой в обрабатывающей промышленности, в то время как доля занятых в сфере услуг неуклонно возрастает. С 1980 г. численность занятых в обрабатывающей промышленности США меньше, чем в сфере услуг и общественном питании. Это существенно снизило договорную силу производственных рабочих (объединенных в профсоюзы), уровень заработной платы которых снизился по отношению к другим категориям наемных работников. Новые рабочие места, созданные за последние 20 лет, это в основном административная работа в офисе и в общественном питании, зачастую с низкой оплатой труда и неполной занятостью. За это же время снизилось количество рабочих мест для высокооплачиваемых высококвалифицированных и полуквалифицированных работников. В 1970 г. в среднем только 20% новых рабочих мест, создаваемых каждый год, состояли в самой низкой категории дохода по классификации Министерства труда. За 1980-е гг. этот показатель возрос до 60%, и одну треть этой категории составляли рабочие места с частичной занятостью. Безработица имеет неравномерное распределение среди различных категорий населения. Наиболее высока она среди чернокожих, латиноамериканцов, а также тех, кто практически не имеет образования (показатель безработицы для молодых афроамериканцев составляет 30%).
Влияние культурного фактора
Население США характеризуется этническим разнообразием и разнообразием вероисповеданий. Это огромная страна, как в отношении занимаемой территории (она вдвое превышает территорию стран Европейского союза), так и по населению (250 млн. чел.). Часть территории США расположена в субтропическом поясе (например, Флорида), а часть Аляски заходит за Полярный круг. Большая территория и этническое разнообразие означают, что в разных частях страны наемные работники могут существенно различаться по своим культурным традициям, взглядам и стремлениям. Более того, следует обратить внимание, что каждый из 50 штатов США имеет собственное законодательство, часть которого находит отражение в практике управления персоналом.
Модель экономической активности США определяют рыночные силы (за исключением мощного военно-промышленного комплекса).
26. Практика управления человеческими ресурсами в разных странах543
Жестокая конкуренция и регулярное исчезновение и появление различных хозяйственных субъектов, вероятно, приводят к большой подвижности рабочей силы, которая в целом готова быстро перетекать в те районы и отрасли, где имеются рабочие места. Другим важным фактором является то, что США продолжают принимать большое число иммигрантов из других стран, следствием чего является неуклонное пополнение квалифицированной рабочей силы даже при снижении уровня рождаемости. Кроме того, США имеют более молодую рабочую силу, чем любая из европейских стран или Япония.
Трудовые отношения
Заключение коллективных трудовых договоров в США осуществляется в основном не на государственном или отраслевом уровне, а непосредственно на уровне хозяйственного предприятия. Кроме того, американские профсоюзы ведут переговоры с работодателями по гораздо более широкому кругу вопросов, чем их западноевропейские коллеги, особенно это касается дополнительных льгот (схем здравоохранения и социального обеспечения, увеличения продолжительности отпусков, профессиональных программ пенсионного обеспечения и т.д.). Отчасти успех американских профсоюзов в переговорах с работодателями по поводу дополнительных льгот обусловливается законом Вагнера, который наделил Национальное управление по вопросам трудовых отношений (US National Labor Relations Board — NLRB) правом требовать от работодателей ведения переговоров о коллективном трудовом договоре с профсоюзами по комплексной повестке дня, включающей много различных вопросов.
Для того чтобы преодолеть сопротивление руководства компании, профсоюз должен обратиться с ходатайством в Национальное управление по вопросам трудовых отношений, которое проводит голосование для выявления пожеланий и мнений работников компании. Если голосование прошло в пользу позиции профсоюза, то руководство компании по закону обязано обсудить этот вопрос с соответствующим профсоюзом. При этом право на ведение переговоров имеет только один профсоюз из тех, что действуют на данном предприятии. Если другой профсоюз сумел завоевать устойчивое положение в компании, он снова должен обратиться в NLRB с требованием о проведении нового голосования среди работников предприятия, чтобы определить, какому из двух профсоюзов должно быть предоставлено право вести переговоры с работодателем. В то же время отсутствует законодательное требование об участии представителей работников в правлении компании.
Некоторые отрасли американского бизнеса имеют богатую историю борьбы с профсоюзами, стараясь не допустить их на свои предприятия, и с этой целью используют ряд мер.
544 Международный опыт
(а) Передача решения всех проблем трудовых отношений юристам компании, чтобы члены профсоюза были обязаны обсуждать свои трудовые проблемы именно с юристами, а не с профсоюзными функционерами на местах.
(б) Выявление и запугивание потенциальных сторонников профсоюзов и сочувствующих.
(в) Штрафы и соответствующие компенсации представителям профсоюзов в случае их несправедливого (и незаконного) увольнения для компании будут менее обременительны, чем возможные последствия юнионизации компании для фонда оплаты труда.
(г) Поощрение не состоящих в профсоюзе работников юнионизированного предприятия обращаться с жалобами в NLRB.