Понятие «региональная структура нац экки»
Региональный соц-эк комплекс — сложная динамично развивающаяся система, представляющая собой совокупность множества объектов с набором связей между ними, создающих объективную основу для формирования внутриреспубликанских регионов Регион тесно связан с другими регионами в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена. Региональная структура экономики рассматривается в двух аспектах:* территориальное размещение экономики в целом и ее отдельных отраслей;*система внутриреспубликанских регионов с их внутренней структурой экономики. Регион как социально-экономический объект отличается от отрасли тем, что в нем соединены различные отрасли хозяйства, охватывающие производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ и услуг. Основой внутриреспубликанских экономических районов являются территориально-хозяйственные комплексы (ТХК), формирующиеся в процессе социально-экономического развития -совокупность предприятий и сооружений на определенной территории, экономически связанных между собой использованием общерегиональных природных и экономических условий и ресурсов. К числу важнейших факторов, влияющих на формирование территориальной структуры экономики, относятся минерально-сырьевые, топливно-энергетические, водные, лесные и земельные ресурсы, трудовые ресурсы, экономический и научно-технический потенциалы, производственная и социальная инфраструктуры, система расселения.
18.проблемы перехода от централизованно планируемой экки к рын.Переход сопровожд-ся существенными преобразованиями в эк деятельности: трансформ-ся отнош-я форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и гос-го возд-я на эк деятельность, структура произв-ва и занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода достаточно велика (для разных стран она может колебаться от нескольких лет до десятилетий). Все зависит от первонач-го сост-я эк-ки, обществ-го и гос-го устр-ва страны, менталитета народа, существенности различий действующей эк системы и системы. Переходный период включает три этапа: Демонтаж старого эк порядка: ликвидации устаревших эк структур и механизмов функционирования, возможно возникновение кризисной ситуации в национальной экке; Становление нового эк порядка: создание необходимых условий для зарождения новых структур и механизмов. Структурная перестройка: регулирование воздействия государства и рыночных механизмов на нац экку, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям. Два типа переходной экономики:-эволюционным путем, определяется инерционностью воспроизводственного процесса, его непрерывностью, невозможность быстрой замены существующих форм другими. Необходимые условия для перехода *ликвидировать негативные последствия эк кризиса на первом этапе переходного периода, сохранить и развить научно-технический, инновационный и кадровый потенциал страны;обосновать перспективную модель национальной экки страны;*создать законодательно-нормативную базу, правовые институты, обеспечивающие развитие рыночных отношений;* развивать предпринимательство, малый и средний бизнес;*обеспечить равноправие всех форм собственности;*...Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:1991—1995 гг. —период глубокого затяжного эк кризиса;структурная перестройка осуществлялась стихийно1996—2000 гг.—этап выхода экки из кризисного состояния и углубления рыночных отношений; характеризуется положительной динамикой основных макроэкономических показателей, за исключением сельского хозяйства, низкие коэффициенты их обновления, невысокий уровень использования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции.2001—2005 гг. и следующие пятилетия —переход на инновационный путь устойчивого экразвития. Характерная особенность первого пятилетия (1991—1995гг.)—ярко выраженные спад производства и макроэкономическая нестабильность. Второй (1996—2000 гг.) и начавшийся с 2001 г. третий этапы отражают результаты структурных преобразований в экке, которые будут продолжаться несколько пятилетий. Они характеризуются целенаправленной деятельностью органов государственного управления по созданию необходимых условий для обеспечения роста экономики и повышения уровня жизни населения
53. Суть гос регулир экки
В план экке государство управляло практически всеми соц-эк процессами, которые поддаются централизованному регулированию. Системой директивных адресных заданий гос органы определяли основные параметры деятельности каждого предприятия и его хозяйственные связи: объем и основ. ассортимент производимой прод, поставщиков сырья и материалов, потребителей гот продукции. За предприятиями сохранялась самостоятельность в решении прежде всего внутрихоз вопросов: налаживания производства, организации и оплаты труда, совершенствования технологий, повышения качества продукции, соц развития трудовых коллективов.В рын экке государство не осуществляет непосредственного управления эк сферой, осн регулятором хозяйственных отношений является рынок. Гос регулирование играет главную роль только в тех сферах, кот определяют нац безопасность страны или в которых регуляторы в силу различных причин неэффективны.При переходе к рын экке роль гос регулирования более значима, чем в условиях сложившегося рын хозва. В странах с транзитивной эккой сфера принимаемых государством решений намного шире, а сами решения во многих случаях более ответственные. К тому же рын регуляторы здесь недостаточно эффективны. Переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически. Государство призвано регулировать этот процесс, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий его нормального функционирования.Роль государства в регулировании экки определяется созданием условий не только для функционирования рынка, но и соблюдения баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиты нац интересов как во внутренней, тар; и во внешней политике.За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции:• эмиссия денег, ден-кред и налог-бюджет регулирование;• обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;• формирование устойчивой макроэк ситуации, включающей эффективное функционирование фин учреждений;• обеспечение мин соц стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура);• реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды;• развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;• проведение активной внешнеэк политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;• поддержка соц незащищенных групп населения;• охрана окружающей среды,;•обеспечение нац безопасности страны;• разработка и реализация стратегии соц-эк развития.
19.Стр-ра органов гос упр в РБ.РБ-унитарное демократическое соц. правовое гос-во. Гос. власть в РБ осущ. на основе разделения ее на:1) Законодат-ю 2)Исполнит-ю; 3)Судебную. Гос. органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимод-т м/у собой, сдерживая и уравновеш-я друг друга. РБ - президентская респ. Президент - глава гос-ва, он:1) гарантирует реализацию основных направл-й внут и внеш по-ки; 2)предст-т РБ в отнош-х с др. гос-вами и международ. Организац-ми; 3)принимает меры по охране суверенитета,нац.безопасн и тер. целостности;4)обеспеч. полит.и эконом. стабильность, преемственность и взаимод-е органов гос. власти, 5) назнач-т с согласия Палаты представ-й: Премьер-министра, опред-ет стру-ру Прав-ства РБ, Президент избира-ся непосред. народом сроком на 5 лет. През. м.б. гражданин РБ не моложе 35 лет и постоянно проживающий в РБ в течение 10 лет непосред. перед выборами. Парламент РБ – Нац. собрание - это представит.и законодат. орган РБ, состоит из двух палат:1-Палаты представителей(110чел на4 года);2-Совета Рес(64 чел.-от каждой области и г. Минска по 8, ещё 8 членов назнач. Президентом РБ).Любой законопроект вначале рассм-ся в Палате представ-й, а затем в Совете Респ. В случае принятия и одобрения передаётся Презид-у на подпись.Судебная власть представлена:1)Конс. судом, 2)Верхов.судом, 3)Выс.хоз. судом, 4)Местными судами. Конституц-й суд состоит из 12 судей во главе с Председат., Срок полном-й Конституц-го судьи - 11 лет, предельный возраст членов - 70 лет. Высший хоз-й суд рассм-ет дела по вопросам хоз-го права.
55.Система гос. прогн и програм-я.Нац собран-м РБ в апр. 1998 г. был принят Закон«О гос. Прогноз-и и программах соц.-эк. развития РБ», который определяет сист. Гос-х прогнозов и программ соц-эк развит. страны, цели и задачи, общий порядок их разработки. Главная цель — достиж-я уст-го эк роста, высокой степ. занятости, внешнеэк равновесия и повыш-е на этой основе уровня жизни народа.Гос прогноз-е соц-эк развития рассм-ся как деят-ть гос органов по разраб. прогнозов и программ соц-эк разв-я на долгоср-ю, среднеср-ю и краткоср-ю персп. и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах соц-эк развития РБ на соответствующий период Система гос прогнозов соц-эк развития РБ включает:•на долгосрочную перспективу — Нац стратегию устойчивого социально-экономического развития РБ на 15 лет и Основные направления соц-эк развития РБ на 10 лет;• среднесрочную перспективу— Программу соц-эк развития РБ на 5 лет;•краткосрочную перспективу —годовой прогноз соц-эк развития РБ. Прогнозы разрабатываются в целом по республике,по народнохозяйственным комплексам и отраслям экки, по административно-территориальным единицам .Разработка гос прогнозов и программ соц-эк развития РБ проводится Сов Министров РБ. Гос прогнозирование соц-эк развития РБ на долгосрочную перспективу определяет соц-эк и научно-техническую политику государства на перспективу и включает разработку Национальной стратегии устойчивого соц-эк развития и Основных направлений соц-эк развития Республики .Нац стратегия разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода.
30. Рын институты и рынок факторов прва Рынок—всякий институт или механизм, кот сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) конкретного товара или услуги. рынок — это совок эк отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена на них. Рынки характеризуются по уровню насыщения (соответствия спросу и предложению), степени конкурентной зрелости, монополизации, правовому статусу (легальный, нелегальный) и другим признакам и критериям. Важнейшими рынками, где функционируют реальные рыночные институты, процессы и механизмы, являются рынки факторов производства (труда, капитала, земли), денежный, валютный и фондовый рынки, совокупность товарных рынков. Системообразующую функцию в рыночной экономике играет рынок факторов производства (или рынок ресурсов).Рынок как экономическая система, кроме рынка факторов производства, включает рынок товаров и услуг, кредитный рынок. Кредитный рынок — одна из составляющих «большого» рынка — представляет собой специфическую сферу кредитных отношений, где осуществляется движение денежного капитала между заемщиками и кредиторами на условиях возвратности, платности и срочности. Кредитный рынок подразделяется на денежный рынок и рынок капитала.
50.Проблемы развития предпринимательства в БеларусиКлючевыми проблемами в постсоциалистических странах при переходе к рын эк являются реформирование отношений собственности и развитие предпринимательства.В РБ до последнего десятилетия XX в., когда она входила в состав бывшего СССР, господствовали гос и кооперативная формы собственности. Социалистическая экка была сформирована на принципе отрицания частной собственности на средства производства, что позволяло осуществлять прямое госу распределение и перераспределение ресурсов и продуктов.На определенном этапе это давало положительный эффект,однако при многократном увеличении объемов производства и усложнении структуры экки почти полное огосударствление собственности, внеэкономическое принуждение к труду, отсутствие мотивации к высокопроизводительной деятельности привели экономику СССР в целом и входящих в него республик, в том числе и Беларуси, к глубокому кризису. Выход из него виделся в расширении эк суверенитета и переходе к рыночным отношениям.
58.Преобразование форм собственностиРазгосуд-ние —это передача имущества из гос собственности в иную—акционерную, коллективную, кооперативную, частную, смешанную.Приват-ция— это передача гос собственности за плату или безвозмездно в частную собственность. Реформирование гос собственности в Беларуси началось в 1991г. Гл задачами РиП явл.:• формирование среды, обеспечивающей конкуренцию, развитие предприним-ва,• усиление хоз. и трудовых мотиваций, • создание возможности самовыражения гражданам;•увеличение поступлений средств в бюджет за счет продажи гос имущ. В преобразовании форм собственности в РБ выделяются 3 этапа.1 (1991 —1992 гг.) осущ. приватизация только за денежные средства, в основном по инициативе «снизу». трудовые коллективы предприятий обращались в органы приватизации со своими предложениями о выкупе государственного имущества. 2 1993 г. принят закон «О РиП гос. соб-ти в РБ»,«Об именных приватизационных чеках», При приватизации каждого объекта 50 % стоимости оплачивалось деньгами и 50 % — чеками «Имущество». 3. В 1998 г. принят Декрет Президента РБ «О РиП гос. собств. в РБ». В РБ исп. След. методы прив.:• преобразование гос. орг-ий в ОАО;• выкуп арендованного имущества арендной организацией;• продажа на аукционе и по конкурсу.