Задачи и функции службы качества в функциональных системах
Как уже отмечалось, функциональные системы инструмент решения задач качества. Этим инструментом владеет и управляет служба качества.
От того, как функционирует этот инструмент, в значительной степени зависят результаты работ по качеству.
Далее определяются задачи службы качества по обеспечению эффективного функционирования систем.
9.2.1. Экономика качества.
Анализ, расчет затрат на качество и оценка влияния качества на прибыль, а также решение прочих экономических задач проводит экономическое подразделение службы качества. Оно же разрабатывает нормативные документы и внедряет их.
Результаты анализа являются основной для разработки планов работы и их корректировки.
Работа этого подразделения ведется с участием других заинтересованных подразделений и экономической службы завода.
9.2.2. Информационное обеспечение.
Работу по разработке, внедрению, обеспечению функционирования информационной системы осуществляет служба качества. Она же ведет обработку, анализ информации и доведению ее до заинтересованных лиц и подразделений.
9.2.3. Планирование качества и программно-целевые методы его обеспечения.
Планирование показателей качества осуществляется службой качества, совместно с заинтересованными службами и подразделениями.
Она же организует разработку различных планов мероприятий по качеству и контролирует их выполнение.
9.2.4. Управление качеством производственных технологических процессов.
Проводится при значительном участии службы качества. Она разрабатывает совместно с заинтересованными службами систему качества на этом этапе, участвует в разработке технологии и методологии контроля, статистических методов управления процессами, проводит контроль качества производственных процессов.
Эту работу службы качества можно разделить на два направления (как минимум).
· Разработка и внедрение методологии;
· Контроль производственных процессов.
Первое направление осуществляется специальным подразделением службы качества.
Второе – подразделением службы качества, осуществляющим технический контроль.
9.2.5. Оценка качества труда и стимулирование персонала.
Это направление работы является достаточно важным в обеспечении качества.
Система стимулирования разрабатывается и внедряется службой качества. Она же проводит оценку работы по качеству персонала, подразделений и служб предприятия, участвует и контролирует процесс стимулирования.
Для организации и проведения этих работ в составе службы качества должно быть специальное подразделение.
В производственных подразделениях эту работу проводят работники технического контроля.
9.2.6. Статистические методы.
Учитывая, что статистические методы необходимы и полезны во многих областях деятельности и на всех стадиях жизненного цикла продукции, для проведения этих работ необходимо подразделение в масштабе всего предприятия.
Но пока, и то достаточно редко, статистические методы применяются на стадиях производственного процесса и технического контроля.
В связи с этим, этими работами должна заниматься технологическая служба, по крайней мере в части методологии и технологии. Так часто и бывает, на практике.
Однако наибольшую заинтересованность в этих работах, как правило, проявляет служба качества. Не случайно, статистические методы, как важнейший инструмент обеспечения качества, отражены в требованиях системы ИСО.
Поэтому нередко основные работы по статистическим методам, такие как разработка системы, ее организация, разработка методов, их внедрение, ведутся подразделением службы качества.
Подразделения технического контроля непосредственно, на основании документации ведут технический контроль на различных этапах приемки и производства.
9.2.7. Управление надежностью изделий.
Учитывая важность, сложность и комплексность такого показателя, как надежность определенное время в нашей стране и ряде стран мира практиковалось создание специальных служб надежности в масштабах предприятия или его части, выпускающего достаточно сложную продукцию.
Это было обосновано еще и тем, что надежность зависит от качества работ на этапах разработки, производства и эксплуатации, т.е. на всех этапах жизненного цикла продукции.
Есть практика существования подразделений надежности в конструкторских отделах или в службах качества.
Во всяком случае, работы по обеспечению надежности являются одними из ведущих в работе службы качества. Служба качества принимает участие в разработке системы надежности, методических документов, организует работы по анализу отказавших изделий, разработке мероприятий по повышению надежности.
В службе качества обычно имеются подразделения гарантийного технического обслуживания, которые играют важнейшую роль в получении информации о надежности.
Одним из важнейших составляющих обеспечения надежности является технический контроль, осуществляемый службой качества (ОТК).
9.2.8. Проверка качества функционирования системы (аудит системы).
Это прерогатива службы качества. Для создания системы аудита, организации этих работ, разработки документов, проведения проверок, обычно на предприятиях в составе службы качества создается специальное подразделение.
В то же время в проверках участвуют специалисты других подразделений службы качества, а также других служб и подразделений.
Служба качества организует разработку мероприятий по устранению недостатков и нарушений, контролирует их выполнение.
9.2.9. Подготовка персонала.
Служба качества принимает самое активное участие в подготовке персонала, с целью достижения необходимой компетенции для качественного выполнения работы.
В этой работе участвуют, обычно, общетехнические подразделения службы качества, которые разрабатывают совместно со службой подготовки кадров предприятия систему, организацию, методические и учебные материалы.
Специалисты службы качества проводят учебу и осуществляют контроль за качеством подготовки.
9.2.10. Организация контроля качества.
Система контроля качества разрабатывается службой качества, ее техническими подразделениями. Служба качества участвует в разработке технологии контроля.
Контроль проводит подразделение технического контроля службы качества, которое осуществляет весь комплекс работ по обеспечению выпуска продукции установленного качества.
Таким образом почти все обеспечивающие системы могут быть прерогативой службы качества.
Какая же должна быть структура службы качества, чтобы решать вышеперечисленные задачи.