Проблемы создания обучающей организации

Создание обучающей организации представляет большую трудность по ряду причин.

(а) Работники всех уровней организации должны разделять стрем­ление учиться. Таким образом, формирование обучающей органи­зации — это направленный вверх процесс, который может не впи­сываться в культуру предшествующей бюрократической и иерархи­ческой системы.

(б) Неадекватность сбора информации и внутренней коммуникаци­онной системы.

(в) Организационная политика, которая может препятствовать все­общему распространению и принятию идеи обучения.

(г) Высшее руководство организации может не выказывать большой преданности этой идее.

(д) Некоторые работники могут быть неспособны к обучению. За­мена таких сотрудников новыми может быть чрезвычайно сложным и дорогостоящим мероприятием.

(е) Создание обучающей организации требует тщательного плани­рования.

Контрольные задания к гл. 5

1. Каковы преимущества и недостатки использования данных экспериментов над животными в целях исследования поведе­ния человека?

2. Дайте определения и укажите взаимосвязь между побуждени­ем, стимулом, ответной реакцией и закреплением.

3. Каковы различия между классическим и оперантным созда­нием условного рефлекса?

4. Опишите, каким образом результаты, полученные от экспе­риментов с обучением животных, могут быть применимы к обучению человека.

5. Что представляет собой плато производительности?

6. Дайте определение переноса знаний. Приведите примеры по­зитивного и негативного переноса знаний.

7. Что такое обучающая организация?

8. Укажите различия между первичным и рефлексивным обуче­нием.

ИЗМЕНЕНИЯ И КОММУНИКАЦИИ

КОММУНИКАЦИИ

Определение

Коммуникации объединяют все процессы, посредством которых осуществляется передача и прием информации. К коммуникациям могут быть отнесены факты, намерения, взгляды и проч.; главная цель коммуникаций — обеспечить, чтобы получатель информации однозначно понял, что имеет в виду тот, кто ее посылает. Таким об­разом, коммуникация считается неполной (незавершенной) до тех пор, пока она не получена 'адресатом и не понята им. Поскольку обычным результатом понимания является изменение поведения, эффективные коммуникации могут рассматриваться как часть про­цесса обучения. Общая модель коммуникационного процесса была предложена Клодом Шэнноном и Уорреном Уэйвером (Claude Shan­non, Warren Weaver), которые охарактеризовали коммуникационную систему как взаимоотношение между вводом и выводом данных. Модель Шэннона—Уэйвера обобщенно представлена на рис. 6.1.

Проблемы создания обучающей организации - student2.ru

Рис. 6.1 Модель коммуникационного процесса Шэннона и Уэйвера



Основы управления человеческими ресурсами

В пределах этой системы существуют отдельные механизмы для:

(а) зашифровки (кодирования) сообщения (например, предшест­вующий передаче выбор соответствующей формы и порядка слов);

(б) раскодирования (интерпретирования) посланной информации. При этом получатель информации не обязательно должен поддер­живать обратную связь с отправителем информации. Под помехами понимается любое вмешательство в сообщение, результатом чего является появление дополнительной или искаженной информации. Примерами помех могут быть технический жаргон, нечетко сфор­мулированные фразы, цветистый стиль изложения.

Важность коммуникаций

Организация может состоять из руководства, штата сотрудников, производственных и офисных помещений, оборудования, материа­лов, сырья, но она не станет живой до тех пор, пока эффективные коммуникации не свяжут воедино эти составные части и не обеспе­чат координации их действий. Решения руководства должны быть доведены до сведения персонала, и принятая в организации систе­ма контроля должна подтвердить, что все принятые решения вы­полняются, а сами решения также должны основываться на потоках информации, доходящих до руководства из всех частей организа­ции. Коммуникации в крупной комплексной организации, состоя­щей из нескольких структурных подразделений и частей в геогра­фически удаленных друг от друга точках, гораздо более сложны, чем в небольшой организации с одним помещением. В крупной организации часто могут иметь место ошибки и неэффективность, поскольку работник или даже отдел вовремя не проинформировал другие части организации о своих действиях или сам не был про­информирован.

В психологическом отношении важность коммуникаций выхо­дит далеко за пределы простой передачи и получения информации. Форма, которую принимают коммуникации (если коммуникации вообще имеют место), может значительно повлиять на взгляды ра­ботника и степень понимания и поддержки им политики, проводи­мой руководством организации. Многие трудовые конфликты могут происходить из-за плохих коммуникаций и, как следствие, непони­мания работниками намерений руководства (или наоборот) или из-за неверного толкования политики компании.

Типы коммуникаций

Полезно разделить коммуникации в пределах организации на два типа: формальные (официальные), т.е. официально установленные

6. Изменения и коммуникации137

или одобренные руководством, и неформальные, или неофициаль­ные и незапланированные, методы коммуникаций.

Коммуникации можно также разделить на односторонние, при которых отправитель не рассчитывает на реакцию получателя, и двусторонние коммуникации, организованные таким образом, чтобы был обеспечен и стимулирован отклик получателя. Односторонние коммуникации быстрые и являются прерогативой руководства; дву­сторонние коммуникации более медленные и показывают участие работников в принятии решений.

В формальных коммуникациях преобладает написанное или сказанное слово, тогда как неформальные коммуникации могут вклю­чать также жесты, мимику, то, что не сказано, сведения о присутст­вующих или отсутствующих на собрании. Многие слухи берут нача­ло там, где кто-либо делает выводы на основе нескольких невер­бальных знаков. Мимолетное появление старшего управляющего с планом офиса в руках в компании незнакомца, несущего большую рулетку, вне всяких сомнений, породит слух о скором переезде в другой офис.

Коммуникации можно проанализировать исходя из их направ­ления. Коммуникации могут, быть:

(а) нисходящие — с более высоких уровней организации на более низкие;

(б) восходящие — с низшего на высший уровень;

(в) горизонтальные (или боковые) в пределах организационных го­ризонталей (т.е. из одного подразделения в другое, примерно того же уровня).

Большинство формальных коммуникаций являются нисходящими, тогда как неформальные коммуникации в основном восходящие или горизонтальные. Создается впечатление, что в большинстве организаций существуют проблемы с коммуникациями, поскольку в них не предусмотрено обеспечение восходящего или горизонталь­ного направлений, что фактически лишает руководство возможно­сти знать мнение персонала и сильно затрудняет координацию действий структурных подразделений организации.

Наши рекомендации