Проблемы создания обучающей организации
Создание обучающей организации представляет большую трудность по ряду причин.
(а) Работники всех уровней организации должны разделять стремление учиться. Таким образом, формирование обучающей организации — это направленный вверх процесс, который может не вписываться в культуру предшествующей бюрократической и иерархической системы.
(б) Неадекватность сбора информации и внутренней коммуникационной системы.
(в) Организационная политика, которая может препятствовать всеобщему распространению и принятию идеи обучения.
(г) Высшее руководство организации может не выказывать большой преданности этой идее.
(д) Некоторые работники могут быть неспособны к обучению. Замена таких сотрудников новыми может быть чрезвычайно сложным и дорогостоящим мероприятием.
(е) Создание обучающей организации требует тщательного планирования.
Контрольные задания к гл. 5
1. Каковы преимущества и недостатки использования данных экспериментов над животными в целях исследования поведения человека?
2. Дайте определения и укажите взаимосвязь между побуждением, стимулом, ответной реакцией и закреплением.
3. Каковы различия между классическим и оперантным созданием условного рефлекса?
4. Опишите, каким образом результаты, полученные от экспериментов с обучением животных, могут быть применимы к обучению человека.
5. Что представляет собой плато производительности?
6. Дайте определение переноса знаний. Приведите примеры позитивного и негативного переноса знаний.
7. Что такое обучающая организация?
8. Укажите различия между первичным и рефлексивным обучением.
ИЗМЕНЕНИЯ И КОММУНИКАЦИИ
КОММУНИКАЦИИ
Определение
Коммуникации объединяют все процессы, посредством которых осуществляется передача и прием информации. К коммуникациям могут быть отнесены факты, намерения, взгляды и проч.; главная цель коммуникаций — обеспечить, чтобы получатель информации однозначно понял, что имеет в виду тот, кто ее посылает. Таким образом, коммуникация считается неполной (незавершенной) до тех пор, пока она не получена 'адресатом и не понята им. Поскольку обычным результатом понимания является изменение поведения, эффективные коммуникации могут рассматриваться как часть процесса обучения. Общая модель коммуникационного процесса была предложена Клодом Шэнноном и Уорреном Уэйвером (Claude Shannon, Warren Weaver), которые охарактеризовали коммуникационную систему как взаимоотношение между вводом и выводом данных. Модель Шэннона—Уэйвера обобщенно представлена на рис. 6.1.
Рис. 6.1 Модель коммуникационного процесса Шэннона и Уэйвера
Основы управления человеческими ресурсами
В пределах этой системы существуют отдельные механизмы для:
(а) зашифровки (кодирования) сообщения (например, предшествующий передаче выбор соответствующей формы и порядка слов);
(б) раскодирования (интерпретирования) посланной информации. При этом получатель информации не обязательно должен поддерживать обратную связь с отправителем информации. Под помехами понимается любое вмешательство в сообщение, результатом чего является появление дополнительной или искаженной информации. Примерами помех могут быть технический жаргон, нечетко сформулированные фразы, цветистый стиль изложения.
Важность коммуникаций
Организация может состоять из руководства, штата сотрудников, производственных и офисных помещений, оборудования, материалов, сырья, но она не станет живой до тех пор, пока эффективные коммуникации не свяжут воедино эти составные части и не обеспечат координации их действий. Решения руководства должны быть доведены до сведения персонала, и принятая в организации система контроля должна подтвердить, что все принятые решения выполняются, а сами решения также должны основываться на потоках информации, доходящих до руководства из всех частей организации. Коммуникации в крупной комплексной организации, состоящей из нескольких структурных подразделений и частей в географически удаленных друг от друга точках, гораздо более сложны, чем в небольшой организации с одним помещением. В крупной организации часто могут иметь место ошибки и неэффективность, поскольку работник или даже отдел вовремя не проинформировал другие части организации о своих действиях или сам не был проинформирован.
В психологическом отношении важность коммуникаций выходит далеко за пределы простой передачи и получения информации. Форма, которую принимают коммуникации (если коммуникации вообще имеют место), может значительно повлиять на взгляды работника и степень понимания и поддержки им политики, проводимой руководством организации. Многие трудовые конфликты могут происходить из-за плохих коммуникаций и, как следствие, непонимания работниками намерений руководства (или наоборот) или из-за неверного толкования политики компании.
Типы коммуникаций
Полезно разделить коммуникации в пределах организации на два типа: формальные (официальные), т.е. официально установленные
6. Изменения и коммуникации137
или одобренные руководством, и неформальные, или неофициальные и незапланированные, методы коммуникаций.
Коммуникации можно также разделить на односторонние, при которых отправитель не рассчитывает на реакцию получателя, и двусторонние коммуникации, организованные таким образом, чтобы был обеспечен и стимулирован отклик получателя. Односторонние коммуникации быстрые и являются прерогативой руководства; двусторонние коммуникации более медленные и показывают участие работников в принятии решений.
В формальных коммуникациях преобладает написанное или сказанное слово, тогда как неформальные коммуникации могут включать также жесты, мимику, то, что не сказано, сведения о присутствующих или отсутствующих на собрании. Многие слухи берут начало там, где кто-либо делает выводы на основе нескольких невербальных знаков. Мимолетное появление старшего управляющего с планом офиса в руках в компании незнакомца, несущего большую рулетку, вне всяких сомнений, породит слух о скором переезде в другой офис.
Коммуникации можно проанализировать исходя из их направления. Коммуникации могут, быть:
(а) нисходящие — с более высоких уровней организации на более низкие;
(б) восходящие — с низшего на высший уровень;
(в) горизонтальные (или боковые) в пределах организационных горизонталей (т.е. из одного подразделения в другое, примерно того же уровня).
Большинство формальных коммуникаций являются нисходящими, тогда как неформальные коммуникации в основном восходящие или горизонтальные. Создается впечатление, что в большинстве организаций существуют проблемы с коммуникациями, поскольку в них не предусмотрено обеспечение восходящего или горизонтального направлений, что фактически лишает руководство возможности знать мнение персонала и сильно затрудняет координацию действий структурных подразделений организации.