Измерение воспроизводственного потенциала на основе обобщающих показателей
В первом приближении мы считаем, что воспроизводственный потенциал можно измерять с двух позиций (рисунок 4.1).
Первая позиция рассматривает воспроизводственный потенциал как нечто общее, неделимое на части и в целом характеризует способности экономики, а точнее – потенциал раскрывается в большей степени как мощь, сила экономических процессов или систем. Со второй позиции в воспроизводственном потенциале исследуются отдельные компоненты, которые уже в большей степени были рассмотрены выше.
Воспроизводственный потенциал как единая категория измеряется с помощью одного или двух обобщающих, емких показателей. В этом отношении можно провести аналогию с подержанным автомобилем, где обобщающим и емким показателем его потенциала являются год выпуска или пробег, состояние отдельных компонентов, узлов и деталей рассматривается уже во вторую очередь.
И эти параметры, как правило, ложатся в основу решения о покупке автомобиля. Таким же образом, на наш взгляд, определяется и общий потенциал региона с помощью емких показателей. Попытаемся их рассмотреть.
Самыми распространенными на уровне региона являются абсолютные размеры совокупного общественного продукта, национального дохода, а также их величины на душу населения для условий плановой экономики, и размеры валового регионального продукта (ВРП) в целом и на душу населения – для условий рыночной экономики [57].
В частности, для характеристики обобщающего потенциала Башкирской АССР отмечается, что во второй половине 80-х годов XX века СОП БАССР в ценах, действовавших в отчетном году, составлял чуть меньше 25 млрд. руб., а национальный доход – 10,6 млрд. руб. Без учета РСФСР, в составе которой функционировала экономика республики, только Украина, Казахстан, Белоруссия, Узбекистан и Азербайджан производили больше СОП и НД, чем Башкирская АССР.
В 2005 г. по площади территории Республика Башкортостан занимала 24-ое место (из 79 регионов), по численности населения – 7-ое, по абсолютному показателю ВРП – 12-ое, по показателю ВРП на душу населения – 32-ое, по показателю продукции сельского хозяйства – 4-ое место. Республика производила 2,1% суммарного ВРП России, формируя 2,2% общих налогов и сборов России (7-ое место среди регионов).
|
|
Рисунок 4.1 – Подходы к анализу воспроизводственного потенциала региона
Подчеркнем, что категория дохода является важнейшей характеристикой потенциала практически любой экономической системы, так как очевидно, что чем больше доход, тем большими возможностями будет располагать экономическая система, в т.ч. и регион. Но не только этим показателем обобщенно можно охарактеризовать воспроизводственный потенциал.
На наш взгляд, обобщающей характеристикой воспроизводственного потенциала региона, а точнее – характеристикой его мощи, может служить оценка конкурентоспособности региона, которая, как правило, выражается единым индексом. Кроме того, есть общие черты в этих двух категориях, хотя бы потому, что в самом слове «конкурентоспособность» уже содержится слово «способность», лежащее в основе определения потенциала. Рассмотрение этой категории мы хотели бы начать с уровня национальной экономики.
Национальная конкурентоспособность в исследовательском проекте ВЭФ определяется с точки зрения перспектив среднесрочного (пять лет) экономического роста и трактуется весьма широко, а именно – как способность поддерживать устойчивые высокие темпы роста реального душевого дохода, измеряемого темпами роста валового внутреннего продукта в расчете на душу населения и постоянных ценах.
Из определения видно, что конкурентоспособность территории предполагает наличие и исследование определенного потенциала для достижения цели. Конкурентоспособность, на наш взгляд, выявляет состояние силы, мощи экономики страны и в этом смысле определяет воспроизводственный потенциал с первой позиции.
Исходя из приведенного выше определения конкурентоспособности, а также на базе обобщения большого объема эмпирической литературы, принимается зависимость национальной конкурентоспособности от восьми факторов, которые одновременно оказывают наибольшее воздействие и на долгосрочный экономический рост. Индекс конкурентоспособности для каждой из стран рассчитывается как средневзвешенное из восьми субиндексов, представляющих восемь основных факторов: открытость; правительство; финансы; технология; инфраструктура; менеджмент; труд; институты.
Всего для ранжирования стран по конкурентоспособности в настоящее время используется свыше 200 различных показателей.
В исследованиях по проблемам конкурентоспособности особое внимание уделяется роли государства и общественных институтов в создании условий, способствующих повышению конкурентных позиций страны [35, с. 96-113; 113, с. 35].
Относительно исследований в нашей стране можно отметить, что отечественными авторами конкурентоспособность определяется как способность компаний, отраслей, регионов и наций создавать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции [43, с. 17]. В качестве конкурентных преимуществ национальной экономики выделяют: 1) природные ресурсы; 2) трудовые ресурсы; 3) технологический ресурс; 4) инвестиционный фактор [43; 121].
В отношении региональной конкурентоспособности авторами даются такие определения, как «способность социально-экономической системы стабильно функционировать в условиях рыночного пространства и при этом обеспечивать населению высокое и постоянно повышающееся качество жизни на основе эффективного использования собственного потенциала, имеющихся преимуществ, внешних связей и рыночной конъюнктуры» [63, с. 95], или «совокупность природных, социально-экономических, научно-образовательных, технических, информационных, культурных и институциональных условий, сложившихся в регионе, отличающих его от других регионов и определяющих долгосрочные перспективы производства в нем товаров и услуг» [250], либо «способность конкурировать и достигать успеха в достижении своих целей в экономическом соперничестве с другими регионами» [92; 111]. Как видим, в приведенных определениях много общего с определением понятия «потенциал» в общем смысле.
Берется различный набор показателей. Например, в [19, с. 103-107] для расчета интегрального показателя региональной конкурентоспособности использованы 10 показателей: ВРП на душу населения; ВРП на одного занятого в регионе; отношение ВРП к стоимости основных фондов отраслей региона; отношение инвестиций в основной капитал к ВРП; отношение экспорта региона к ВРП; уровень рентабельности реализованной продукции (работ, услуг) предприятий и организаций промышленности региона; объем платных услуг на душу населения региона; отношение числа малых предприятий региона к численности экономически активного населения; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата; уровень безработицы в регионе. В этом же источнике выявлено, что региональные конкурентные преимущества не постоянны и могут меняться под воздействием обновления ресурсного, производственного, научно-образовательного и других потенциалов, под влиянием структурных преобразований как на уровне национальной экономики, так и собственно региональном уровне.
В одном из источников [182, с. 272] конкурентоспособность региона оценивается на основе двух блоков показателей: показателей, характеризующих способность региона производить товары и услуги в условиях конкуренции с другими регионами; показателей, характеризующих способность региона удовлетворять потребности населения (качество жизни). В другом [144] – интегральная оценка показателя конкурентоспособности производится на основе трех групп показателей: системы показателей экономического потенциала региона; системы показателей региональной эффективности; системы показателей конкурентных преимуществ.
В этом русле хотелось бы остановиться на критике феномена конкурентоспособности региона В. Лексиным, который считает необоснованным перенос свойств отдельного хозяйствующего субъекта на регион. Так как по его мнению, последний – полифункциональное и слабо структурированное образование [127]. В полной мере процессы конкуренции можно перекладывать на регионы, если только признать субъектами не регионы как таковые, а совокупности товаропроизводителей, зарегистрированных на соответствующих территориях, т.е. регион невозможно четко идентифицировать как сторону, которая стремится к собственной выгоде. Однако и такое допущение является условным, так как маловероятно, что товаропроизводителей объединяет общий хозяйственный интерес и между ними нет конкурентной борьбы. Кроме того, в последние годы все заметнее становится феномен территориального монополизма в банковской, производственной, строительной и иных сферах. В результате территориально-монополистическое поведение корпораций становится одной из важнейших причин развертывания корпоративно-территориальной конкуренции.
Обобщая, можно сделать вывод, что конкурентоспособность, характеризуя воспроизводственный потенциал региона с позиции единого целого, трактуется не как некая произвольно изменяющаяся субстанция, автоматическое следствие свободного рынка, а как результат хорошо продуманной целенаправленной политики. Другими словами, обеспечить высокий воспроизводственный потенциал можно только с помощью соответствующей конкурентной политики.
В источниках можно встретить понятие кредитоспособности регионов, которое также в определенной степени может характеризовать воспроизводственный потенциал [243].
Для характеристики общего воспроизводственного потенциала региона можно воспользоваться международной методикой определения экономического потенциала предприятия [223, с. 54], которую мы приспособили к условиям региона. В результате представление о воспроизводственном потенциале будут давать следующие группы показателей: активы – ресурсы, контролируемые регионом и являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод; обязательства – существующие в настоящий момент обязательства региона, являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих изъятий ресурсов региона и уменьшения экономических выгод; доходы – увеличение экономических выгод региона за отчетный период, которое выражается в увеличении активов или уменьшении обязательств; расходы – уменьшение экономических выгод за отчетный период, которое выражается в уменьшении или потере стоимости активов или увеличении обязательств.
На наш взгляд, при анализе обобщающего воспроизводственного потенциала региона можно опираться на понятие «уровень экономического развития региона», которое также характеризует регион с позиции силы. Так же, как и в случае с конкурентоспособностью, большинством авторов предпринимается попытка расчета интегрального показателя. Например, существует методика оценки уровня экономического развития субъектов Российской Федерации по 6 показателям [38]: объем промышленного производства (млрд. руб.), объем сельскохозяйственного производства (млрд. руб.), инвестиции в основной капитал (млрд. руб.), стоимость основных фондов отраслей экономики (млрд. руб), среднегодовая численность занятых (тыс. чел.), объем экспорта (млн. долл.). Эти показатели преобразуются в коэффициенты путем деления региональных показателей, рассчитанных на душу населения, на общероссийские показатели, также рассчитанные на душу населения. Путем суммирования этих коэффициентов рассчитывается интегральный коэффициент, отражающий уровень экономического развития субъектов Российской Федерации.
Общую величину воспроизводственного потенциала можно определить путем деления ВРП на коэффициент капитализации. Однако сложностью является расчет коэффициента капитализации применительно к региону.
Определенное представление о величине воспроизводственного потенциала может дать суммарная величина рыночной стоимости предприятий региона, оцененная профессиональными оценщиками.
Можно сделать вывод о возможности обобщающей оценки воспроизводственного потенциала без членения на составные элементы. Одной из важных является характеристика потенциала отдельных стадий воспроизводственного процесса трудовых, природно-естественных, финансовых и других ресурсов, продукта материального и нематериального производства.