Анализ ассортимента и структуры выпускаемой продукции
Ассортимент – перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них.
Номенклатура – систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов и шифров.
Планы выпуска продукции в общем объеме и по ассортименту являются исходной базой для составления плана обеспечения сырьем, материалами, комплектующими изделиями, оснащения оборудованием, составления штатного расписания. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать спрос на продукцию, эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, финансовых и технологических ресурсов.
Анализ выполнения плана по ассортименту проводится с помощью методического приема, именуемого методом наименьшего числа. Сущность его состоит в том, что при оценке из двух сравниваемых величин - фактической и плановой в зачет выполнения плана по ассортименту всегда принимается наименьшая величина.
Коэфф. выполнения плана по ассортименту = ВП, зачтенного в выполнение плана по ассортименту / ВП план, где ВП – выпуск продукции.
Анализ структуры выпуска продукции. Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, то есть соотношения отдельных изделий в общем их выпуске.
Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот.
Для расчета влияния структурных сдвигов и устранения их влияния на экономические показатели используется несколько методов:
1) Метод прямого счета по всем изделиям по изменению удельного веса каждого изделия в общем выпуске:
Факторная модель: ВП = ВП факт структура – ВП план структура.
ВП = S (Кф.общ. х УДi х Цi).
D ВП (УД) = S Vф.общ. * (УДiф. - УДiпл.) * Цiпл.
Кф.общ. - общее количество выпущенной продукции,
УДiф.,УДiпл - удельный вес каждого (i-го) наименования,
Цi – цена за единицу.
2) Метод средних цен. Основан на определении средневзвешенных цен при плановой и фактической структуре и умножении разницы полученных величин на фактический выпуск. (Ц1 – Ц0) х К1
Анализ качества продукции. Качество продукции – один из основных факторов, способствующих росту продаж продукции. Это основной показатель конкурентоспособности выпускаемой продукции и предприятия. Качество продукции – совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например, удельный вес:
- новой продукции в общем ее выпуске;
- сертифицированной и не сертифицированной продукции;
- продукции, соответствующей мировым стандартам;
- экспортируемой продукции и др.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
- полезность (например, жирность молока, содержание белка в продукте, содержание железа в руде);
- надежность (долговечность, безотказность в работе);
- технологичность, отражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);
- эстетичность изделий.
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.
По продукции, качество которой характеризуетсяся сортом, рассчитываются:
- доля продукции каждого сорта в общем объеме,
- средний коэффициент сортности (Кс = (Кi х Цi) / (Кi х Ц 1 сорта),
- средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.
Показатели качества продукции анализируется путем сравнения фактических данных с данными предыдущих периодов, планом, аналогичными данными других родственных предприятий.
Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам
Продукции
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и нарастающим итогом в целом по предприятию с начала года, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается:
К вып. дог. обяз. = (О план - Н) / О план,
где: О план – объем отгрузки по договорным обязательствам плановый,
Н – недопоставка продукции.
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на деятельность анализируемого предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций.