Лесная политика в период перехода от инерционного к умеренному сценарию развития в 2012-2020 годы
В качестве основных целей лесной политики на период до 2020 года для перехода от инерционного к умеренному сценарию следует осуществить следующие меры политической поддержки:
(1) В целом до 2020 года необходимо завершить переход к устойчивому управлению лесами, поддержанию ресурсно-экологического потенциала лесов, обеспечению экологической безопасности и стабильному удовлетворению общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.
(2) В части имущественных отношений лесная политика должна быть направлена на сохранение в качестве доминирующей федеральной собственности на леса и лесные земли. Многообразие форм собственности может быть обеспечено только при наличии четких критериев разграничения лесных земель на федеральные, региональные (субъектов Российской Федерации) и муниципальные.
(3) В сфере развития и совершенствования системы управления: (i) создание низового звена органов управления лесами и наделение его всеми необходимыми полномочиями и ресурсами; (ii) восстановление государственной лесной охраны; (iii) развитие системы лесного планирования на федеральном, региональном (субъекты Российской Федерации) и локальном (лесничества, лесопарки) уровнях; (iv) создание механизмов привлечения общественности к управлению лесами; (v) обеспечение охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов; (vi) развитие системы информационного обеспечения, включая информационную базу по лесам; (vii) развитие лесоустройства, государственной лесной инвентаризации и системы мониторинга лесов.
(4) В сфере использования лесов: (i) обеспечение интенсификации и эффективного использования лесов; (ii) повышение уровня глубокой химической, механической и энергетической переработки древесного сырья; (iii) совершенствование структуры и рост объемов лесопромышленного производства; (iv) вовлечение в использование имеющихся лесных ресурсов Европейско-Уральской части страны; (v) развитие многоцелевого использования лесов; (vi) широкое применение несплошных (выборочных) рубок и экологичных технологий заготовки и переработки древесины; (vii) упрощение доступа граждан к лесным ресурсам и (viii) создание условий для развития малого и среднего бизнеса.
(5) В сфере охраны и защиты лесов: (i) снижение масштабов повреждения и гибели лесных ресурсов; (ii) разделение ответственности за охрану и защиту лесов между государством, бизнесом и общественностью; (iii) районирование и зонирование лесов по видам и уровням охраны и защиты; (iv) совершенствование механизма взаимодействия государственной власти и лесного бизнеса при осуществлении лесопожарных и лесозащитных мероприятий.
(6) В области лесовосстановления и воспроизводства: (i) обеспечение своевременного формирования молодняков хозяйственно-ценных пород на вырубках, гарях и других категориях пустующих лесных земель; (ii) достижение баланса между лесовосстановлением и выбытием лесов вследствие вырубки, гибели от пожаров, вредителей и других факторов; (iii) наращивание активного лесовосстановления в европейской части Российской Федерации и на Урале; (iv) реконструкция малоценных насаждений в Европейско-Уральской части страны; (iv) создание защитных лесных насаждений на юго-востоке европейской части Российской Федерации, Северном Кавказе, Южном Урале, в Поволжье и Западной Сибири.
(7) В сфере экономической организации лесного хозяйства: (i) развитие рыночных экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; (ii) совершенствование системы платежей за использование лесов; (iii) создание эффективного механизма формирования лесного дохода и распределения платежей по бюджетам различных уровней; (iv) гарантированное выделение средств на охрану и воспроизводство лесных ресурсов.
(8) В сфере стимулирования инвестиций: (i) снижение налоговой нагрузки на инвестиции до ввода в эксплуатацию создаваемых объектов по глубокой переработке древесины; (ii) кредитование лесопользователей в виде отсрочки по платежам за использование лесов.
(9) В области международного сотрудничества: (i) создание условий для привлечения зарубежных инвестиций; (ii) признание международных процессов по лесам жизненно важными для экономики и экологии страны; (iii) развитие сотрудничества в области инвентаризации, охраны и защиты лесов; (iv) изучение и анализ передового зарубежного опыта для внедрения современных технологий и методов устойчивого лесоуправления; (v) реализация рекомендаций международных договоров, конвенций и протоколов, ратифицированных Россией; (vi) реализация и развитие двусторонних и многосторонних договоров и программ сотрудничества в лесном секторе; (vii) повышение лесоэкспортного потенциала страны.
(10) В области лесной науки и образования: (i) обеспечение технологического единства научно-технических разработок и производственных процессов; (ii) развитие отраслевой науки; (iii) организация фундаментальных исследований по актуальным проблемам лесной науки.
(11) В области науки: (i) научное обеспечение лесной политики России; (ii) разработка стратегических мер по обеспечению рационального, многоцелевого и неистощительного лесопользования; (iii) совершенствование методов инвентаризации и мониторинга лесных экосистем; (iv) разработка методов долгосрочного прогнозирования динамики лесов и обоснования допустимых размеров устойчивого лесопользования.