Если валовая выручка превышает валовые издержки и фирма получает валовую прибыль, то продукцию следует производить
в краткосрочном периоде валовые издержки делятся на постоянные и переменные. Причем первые фирма несет и при отсутствии производства и ее валовой убыток в этом случае равен величине постоянных издержек. Поэтому в краткосрочном периоде возможна ситуация, когда фирма ни при каком уровне выпуска продукции не получит прибыль, а будет всегда нести убытки. Если же величина валового убытка при производстве определенного количества продукции будет меньше величины постоянных издержек, т.е. убытка при нулевом производстве, то тогда имеет экономический смысл выпускать продукцию.
Таким образом, фирме следует осуществлять производство в краткосрочном периоде в двух случаях:
1) если она получит валовую экономическую прибыль;
2) если она будет нести валовой убыток, но в меньшем размере, чем величина ее постоянных издержек, т.е. за счет полученной от продажи продукции валовой выручки покроет все переменные издержки и часть постоянных.
Если величина валового убытка при всех объемах выпуска превышает постоянные издержки фирмы, то предприятию выгоднее прекратить производство, так как оно не возместит даже переменных издержек, т.е. расходов на энергию, сырье, материалы, заработную плату основным рабочим и т.д., и его валовой убыток будет больше, чем при отсутствии производства.
Предельная выручка (предельный доход)(Л/Л) - это добавочная выручка (добавочный доход) от производства и реализации каждой дополнительной единицы продукции. Предельные издержки(Л/С) - это добавочные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции. Предельная прибыль(Л/л) - это добавочная прибыль от продажи каждой дополнительной единицы продукции. Она равна разнице между предельной выручкой и предельными издержками:
При отрицательном значении Л/л фирма несет предельный убыток от продажи данной единицы продукции.
Другими словами, предельная прибыль - это изменение валовой прибыли, связанное с производством каждой дополнительной единицы продукции:
16Монополия – доминирующее положение одного или нескольких хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности.
Искусственная монополия – монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях. Слияние фирм
Естественная монополия. Технологические особенности производства, обусловливающие меньшие издержки производства на данном крупном предприятии, чем на множестве мелких (водо-, газо-, электроснабжение, телефонная связь и т.п.), порождают технологическую или естественную монополию – состояние рынка, при котором удовлетворение спроса в силу технологического преимущества крупных производств эффективнее в условиях отсутствия конкуренции.
Временная монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом, возникает на основе монопольного обладания фирмой патентами, лицензиями на какое-либо научно-техническое достижение.
Государственная монополия, базирующаяся на исключительном праве государства,
Случайная монополия - результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением, позволяющий продавцу повышать цены.
Модели рынка несовершенной конкуренции:
Чистая монополия
Число фирм - Одна
Тип продукта - Уникальный, близких заменителей нет
Контроль над ценами - Полный
Условия вступления в отрасль - Вступление блокировано
Типичные отрасли - Местные предприятия коммунального хозяйства
Олигополия
Число фирм - Несколько
Тип продукта - Стандартизованный или дифференцированный
Контроль над ценами - Ограниченный взаимозависимостью
Условия вступления в отрасль - Существенные препятствия
Типичные отрасли - Металлургия, автомобиле- и станкостроение, электроника
Монополистическая конкуренцияЧисло фирм - Много
Тип продукта – Дифференцированный
Контроль над ценами - Незначительный
Условия вступления в отрасль - Сравнительно легкие
Типичные отрасли - Пищевая, легкая промышленности, розничная торговля
Монопсония - рыночная ситуация, при которой множеству продавцов противостоит один покупатель, имеющий возможность воздействовать на цены;
Монополия, использующая ценовую дискриминацию (изменение цены в зависимости от количества приобретаемого блага, дифференциация цен по группам потребителей, территориям, времени и т.п.);
Двусторонняя монополия – рыночная ситуация, при которой монополист-продавец противостоит монополисту-покупателю;
Дуополия– рыночная ситуация, при которой в отрасли функционируют лишь две монополии и др.
Экономический вред монополизации рынка:
- увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства
- устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.
- «эксплуатировать потребителей», завышая цены против их равновесного уровня
17Конкуренция– борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях получения максимальной прибыли..
Функции конкуренции:
- эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества;
- стимулирование эффективности производства. Стремление удержаться на рынке, максимизировать свою выгоду заставляет предпринимателей совершенствовать производство, улучшать качество продукции, снижать издержки производства;
- распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства;
- установление равновесной рыночной цены.
Типы
Добросовестная конкуренция -ведёт к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции, снижении издержек производства. Потребитель получает более разнообразную продукцию лучшего качества по более низким ценам.
Недобросовестная, нечестная конкуренция Укрепление рыночного положения фирмы, связанное с использованием нерыночных методов конкурентной борьбы:
- Продажа по цене ниже себестоимости;
- Установление дискриминационных цен или коммерческих условий;
- Ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение потребителей о характере или качестве товара;
- Недобросовестное копирование товаров конкурентов, незаконное использование товарного знака;
- Нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;
- Коммерческий шпионаж и т.п.
Методы конкурентной борьбы
Ценовая конкуренция:
Неценовая конкуренция:.
Совершенная конкуренция
- наличие на рынке значительного числа продавцов и покупателей;
- незначительная доля объема предложения со стороны отдельного продавца, что не позволяет ему влиять на рыночную цену (в условиях совершенной конкуренции отдельная фирма выступает как ценополучатель);
- продажа всеми продавцами однородной, стандартной, унифицированной продукции;
- одинаковая информация о положении дел на рынке для всех участников рынка (продавцов и покупателей);
- мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из неё.
Несовершенная конкуренция
Несовершенная конкуренция – тип рыночной структуры, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции. Фирмы, функционирующие на рынке несовершенной конкуренции, обладают монопольной (рыночной) властью – возможностью, увеличивая или сокращая объемы продаж, воздействовать на цены товаров с целью повышения прибыли.
В зависимости от причин и путей монополизации рынка различают несколько типов монополий.
18 Олигополия – рыночная структура, при которой существует несколько продавцов, доля каждого из которых настолько велика в общих продажах, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены.
Существует два вида олигополии:
1) первый предполагает, что несколько предприятий производят идентичный продукт;
2 ) второй предполагает, что несколько производителей выпускают дифференцированные товары.
Однако в том и в другом случае производители осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций. Так, если одна фирма будет участвовать в создании новой модели изделия, то она должна наверняка ожидать аналогичных действий со стороны конкурентов. В такой ситуации каждая фирма знает, что, по крайней мере, некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения. По этому, принимая то или иное решение, она обязана считаться с этим обстоятельством.
Олигополистическая взаимозависимость фирм поднимает соперничество между ними на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в непрестанную борьбу. В этом случае возможны самые разнообразные решения конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, или бороться друг с другом.
Последний вариант чаще всего осуществляется в форме ценовой войны – постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Если одна фирма снизила цену, то ее конкуренты, почувствовав отток покупателей, в свою очередь, тоже снизят свои цены. Этот процесс может иметь несколько этапов. Но снижение цен имеет свои пределы. Оно возможно до тех пор, пока у всех фирм цены не сравняются по средним издержкам. В данном случае исчезнет источник экономической прибыли и возникнет ситуация, близкая к совершенной конкуренции. От подобного исхода в выигрышном положении остаются потребители, в то время как производители все до одного никакого выигрыша не получают. Поэтому чаще всего конкурентная борьба между фирмами приводит к принятию ими решений, основанных на учете возможного поведения своих соперников. В этом случае каждая из фирм ставит себя на место конкурентов и анализирует, какова была бы их реакция.