Труда и социально-трудовые отношения. 1.2. Предмет и задание дисциплины

И социально-трудовые

Отношения

Труда и социально-трудовые отношения. 1.2. Предмет и задание дисциплины - student2.ru

Есинова Н.И.

Экономика труда

и социально-трудовые

отношения

Учебное пособие

Рекомендовано Министерством образования и науки Украины как учебное пособие для высших учебных заведений

КИЕВ

КОНДОР

Раздел 1

ТРУД КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА

Глава 1

ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

/. /. Труд как объект изучения дисциплины экономика

труда и социально-трудовые отношения. 1.2. Предмет и задание дисциплины.

1.1. Труд как объект изучения дисциплины экономика труда и социально-трудовые отношения

Современный этап развития экономики Украины требует трансфор­мации подходов к изучению дисциплины «Экономика труда и социаль­но-трудовые отношения», рассматривая труд и взаимоотношения людей в процессе труда в развитии и динамике. Изучение и анализ закономер­ностей организации, функционирования и результатов деятельности рынков труда, поведения работодателей и работников в результате воз­действия стимулов в виде заработной платы, цен, прибыли, влияния не­денежных факторов и государственной политики на социально-трудовые взаимоотношения позволяет сформировать концепцию поведения в сфе­ре труда и объективно правильное мировоззрение специалиста.

Труд является основой существования человека, определяет его место в обществе, служит одной из важнейших форм самовыражения и само­актуализации, поэтому он должен быть организован таким образом, что­бы адекватно отражать эти особенности человека, обеспечивать соответ­ствующее соразмерное вознаграждение.

Особенности труда как объекта исследования и изучения состоят втом, что, во-первых, труд — это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективна, рациональна, экономично организована, во-вторых, он является одним из основных условий жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и об­щества в целом, фактором функционирования любой организации (пред­приятия), в-третьих, он не может рассматриваться как товар, поскольку товаром является не он сам, а услуга труда, и, наконец, в процессе труда формируется система социально-трудовых отношений, которые состав­ляют стержень общественных отношений на уровне народного хозяй­ства, региона, фирмы и отдельных индивидов.




4 Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства

Труда и социально-трудовые отношения. 1.2. Предмет и задание дисциплины - student2.ru В условиях коренных изменений в системе общественных отношений наиболее существенные преобразования происходят в социально-трудо­вой сфере, вызывая закономерное в таких случаях противостояние ос­новных субъектов этих отношений. Вероятно, именно поэтому ни одна из сфер экономической жизни нашего государства не подвергается такой жесткой критике, как социально-трудовые отношения. Этому способ­ствовал ряд факторов, среди которых можно выделить господствовавшие долгие годы традиции государственного патернализма в этой сфере, упрощенная система оценки состояния социально-трудовой сферы и т. д.

В этих условиях не вызывает сомнения необходимость формирования новой системы социально-трудовых отношений, что должно найти отра­жение в современном понимании особенностей труда как объекта иссле­дования и изучения, а также в трактовке предмета и метода современной экономики труда и социально-трудовых отношений как науки.

1.2. Предмет и задание дисциплины

Предмет экономики труда как таковой не изменялся никогда и был единым для всего многообразия школ и теорий. Предмет экономики труда и социально-трудовых отношений — это труд как целесообразная деятель­ность людей, которая всегда и одновременно является взаимодействием между человеком и природой, а также отношениями между людьми в процессе производства.

Для каждого конкретного момента процессу труда предшествуют ма­ериальные средства производства, информация, наличие профессио­нальных знаний, трудовой опыт, определенный тип социально-трудовых отношений. В процессе труда происходят совершенствование трудовых навыков и опыта, повышение уровня эмпирических и научных знаний, улучшение средств труда, развитие социально-трудовых отношений, тем самым постоянно умножаются производительные силы труда, т. е. спо­собность человека как рабочей силы создавать возрастающие массы все более разносторонних материальных и духовных благ.

Природа социально-трудовых отношений такова, что при их изучении и анализе мы вынуждены считаться с их постоянным видоизменением, причем их перестройка усиливает это свойство.

Принципиальными для развития современной экономики труда пред­ставляются следующие обстоятельства. Социально-трудовые отношения в социальной рыночной экономике резко повышают степень сложности теоретических и практических знаний в сфере экономики труда из-за необходимости объективного отражения в них интересов субъектов со­циального партнерства.

Вопрос о содержательной трансформации экономики труда и ее структуризации по ступеням обучения в современных условиях должен

Глава 1. Объект, предмет и задание дисциплины

Труда и социально-трудовые отношения. 1.2. Предмет и задание дисциплины - student2.ru решаться с учетом достижений мировой науки в социально-трудовой сфере и зарубежной педагогической практике. Так, анализ показывает, что в американских и европейских университетах и учебных центрах предмет «Экономика труда» изучается достаточно давно. Однако пред­мет западной «Экономики труда» не был тождествен предмету аналогич­ной отечественной науки. Использование данного подхода к анализу трудовых отношений сформировало в западной традиции экономику труда как науку, исследующую действие механизмов рынка труда, т. е. изменения в поведении работодателей и работников под воздействием стимулов в виде заработной платы, цен, прибыли, неденежных факторов. Экономика труда исследует факторы, определяющие спрос и предложе­ние рабочей силы, цену рабочей силы, инвестиции в человеческий капи­тал, соотношение безработицы и инфляции, влияние профсоюзов на ры­нок труда ит. д. Этим определяется и содержание экономики труда как учебной дисциплины.

Представление о системе взглядов, отражающих концепцию развития экономики труда в западной экономической мысли и практической дея­тельности, дает, к примеру, учебник Эренберга и Смита «Современная экономика труда. Теория и государственная политика», перевод и изда­ние которого на русский язык подготовлены кафедрой занятости и соци­ально-трудовых отношений экономического факультета Московского го­сударственного университета им. М. В. Ломоносова и который выпущен в Издательстве МГУ в 1996 г.

Наши рекомендации