Труда и социально-трудовые отношения. 1.2. Предмет и задание дисциплины
И социально-трудовые
Отношения
Есинова Н.И.
Экономика труда
и социально-трудовые
отношения
Учебное пособие
Рекомендовано Министерством образования и науки Украины как учебное пособие для высших учебных заведений
КИЕВ
КОНДОР
Раздел 1
ТРУД КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА
Глава 1
ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И ЗАДАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
/. /. Труд как объект изучения дисциплины экономика
труда и социально-трудовые отношения. 1.2. Предмет и задание дисциплины.
1.1. Труд как объект изучения дисциплины экономика труда и социально-трудовые отношения
Современный этап развития экономики Украины требует трансформации подходов к изучению дисциплины «Экономика труда и социально-трудовые отношения», рассматривая труд и взаимоотношения людей в процессе труда в развитии и динамике. Изучение и анализ закономерностей организации, функционирования и результатов деятельности рынков труда, поведения работодателей и работников в результате воздействия стимулов в виде заработной платы, цен, прибыли, влияния неденежных факторов и государственной политики на социально-трудовые взаимоотношения позволяет сформировать концепцию поведения в сфере труда и объективно правильное мировоззрение специалиста.
Труд является основой существования человека, определяет его место в обществе, служит одной из важнейших форм самовыражения и самоактуализации, поэтому он должен быть организован таким образом, чтобы адекватно отражать эти особенности человека, обеспечивать соответствующее соразмерное вознаграждение.
Особенности труда как объекта исследования и изучения состоят втом, что, во-первых, труд — это целесообразная деятельность людей по созданию благ и услуг, которая должна быть эффективна, рациональна, экономично организована, во-вторых, он является одним из основных условий жизнедеятельности не только отдельного индивида, но и общества в целом, фактором функционирования любой организации (предприятия), в-третьих, он не может рассматриваться как товар, поскольку товаром является не он сам, а услуга труда, и, наконец, в процессе труда формируется система социально-трудовых отношений, которые составляют стержень общественных отношений на уровне народного хозяйства, региона, фирмы и отдельных индивидов.
4 Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства
В условиях коренных изменений в системе общественных отношений наиболее существенные преобразования происходят в социально-трудовой сфере, вызывая закономерное в таких случаях противостояние основных субъектов этих отношений. Вероятно, именно поэтому ни одна из сфер экономической жизни нашего государства не подвергается такой жесткой критике, как социально-трудовые отношения. Этому способствовал ряд факторов, среди которых можно выделить господствовавшие долгие годы традиции государственного патернализма в этой сфере, упрощенная система оценки состояния социально-трудовой сферы и т. д.
В этих условиях не вызывает сомнения необходимость формирования новой системы социально-трудовых отношений, что должно найти отражение в современном понимании особенностей труда как объекта исследования и изучения, а также в трактовке предмета и метода современной экономики труда и социально-трудовых отношений как науки.
1.2. Предмет и задание дисциплины
Предмет экономики труда как таковой не изменялся никогда и был единым для всего многообразия школ и теорий. Предмет экономики труда и социально-трудовых отношений — это труд как целесообразная деятельность людей, которая всегда и одновременно является взаимодействием между человеком и природой, а также отношениями между людьми в процессе производства.
Для каждого конкретного момента процессу труда предшествуют маериальные средства производства, информация, наличие профессиональных знаний, трудовой опыт, определенный тип социально-трудовых отношений. В процессе труда происходят совершенствование трудовых навыков и опыта, повышение уровня эмпирических и научных знаний, улучшение средств труда, развитие социально-трудовых отношений, тем самым постоянно умножаются производительные силы труда, т. е. способность человека как рабочей силы создавать возрастающие массы все более разносторонних материальных и духовных благ.
Природа социально-трудовых отношений такова, что при их изучении и анализе мы вынуждены считаться с их постоянным видоизменением, причем их перестройка усиливает это свойство.
Принципиальными для развития современной экономики труда представляются следующие обстоятельства. Социально-трудовые отношения в социальной рыночной экономике резко повышают степень сложности теоретических и практических знаний в сфере экономики труда из-за необходимости объективного отражения в них интересов субъектов социального партнерства.
Вопрос о содержательной трансформации экономики труда и ее структуризации по ступеням обучения в современных условиях должен
Глава 1. Объект, предмет и задание дисциплины
решаться с учетом достижений мировой науки в социально-трудовой сфере и зарубежной педагогической практике. Так, анализ показывает, что в американских и европейских университетах и учебных центрах предмет «Экономика труда» изучается достаточно давно. Однако предмет западной «Экономики труда» не был тождествен предмету аналогичной отечественной науки. Использование данного подхода к анализу трудовых отношений сформировало в западной традиции экономику труда как науку, исследующую действие механизмов рынка труда, т. е. изменения в поведении работодателей и работников под воздействием стимулов в виде заработной платы, цен, прибыли, неденежных факторов. Экономика труда исследует факторы, определяющие спрос и предложение рабочей силы, цену рабочей силы, инвестиции в человеческий капитал, соотношение безработицы и инфляции, влияние профсоюзов на рынок труда ит. д. Этим определяется и содержание экономики труда как учебной дисциплины.
Представление о системе взглядов, отражающих концепцию развития экономики труда в западной экономической мысли и практической деятельности, дает, к примеру, учебник Эренберга и Смита «Современная экономика труда. Теория и государственная политика», перевод и издание которого на русский язык подготовлены кафедрой занятости и социально-трудовых отношений экономического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и который выпущен в Издательстве МГУ в 1996 г.